1 часть - 5 минут.
2 часть - 10 минут
3 часть - 7 минут
4 часть - 10 минут
Итого - длительность занятия 30 - 33 минуты. В конце каждого занятия обязательно подводить итоги, выделить детей, не только тех, у кого хорошо получалось, но и тех, кто старался.
Таким же образом проводятся и другие занятия. Слушая музыку, рассматривая иллюстрации к ней, проводить беседы с детьми, выясняя их взгляды на прослушанное. Пусть дети пытаются рисовать музыку, описывать ее словами. Кроме этого в работе очень важно не упускать тему: ритмический рисунок и соотнесение движений с ритмом речи.
Проговаривание стихотворных строк с движениями способствуют коррекции не только речи и движения, а также способствуют нормализации деятельности переферических отделов речевого аппарата.
Мы знаем, что на занятиях хуже всего обстоит дело с творчеством детей, импровизацией не только не только у детей, имеющих логопедические дефекты. Так как чтобы двигаться в соответствии с характером музыки и передавать в движениях не только ритмический рисунок, но и такие элементы музыкальной выразительности, как фразировку, динамику, темп, необходимо иметь определенный запас движений, которые заимствуются из физкультуры, сюжетной драматизации, танца, а у наших детей запас движений небольшой. Да к тому же дети часто скованы, стесняются и не могут выразительно показать даже знакомые движения.
Для развития танцевально-игрового творчества рекомендуется проводить досуги с играми, пением, инсценировками песен, создавать условия для самостоятельной музыкальной деятельности.
Например, для развития выразительности движений и самостоятельности игровых и танцевальных образов детям можно предложить песню на слова Е.Макшанцевой, музыка А.Филиппенко «Песенка о зверятах», которая очень нравится. Эту песенку дети с удовольствием инсценируют, изображая разных животных.
Пастушок проснулся поутру Заиграл на дудке: Ту-ру-ру! Пастушку мы будем помогать, Пастушку мы будем подпевать! На лугу коровка: «Му-му-му!» Розовые свинки: «Хрю-хрю-хрю!» А козел рогатый: «Ме-ме-ме!» А баран б-о-д-а-т-ы-й: «Бе-бе-бе!» | Быстрые синички: «Цвики-цвик!» Воробьи запели: «Чик-чирик!» Замяукал котик: «Мяу! Мяу! Мяу!» А собака лает: «Гав! Гав! Гав!» Из леса кукушка - все: «Ку-ку! Ку-ку!», Петушок веселый спел: «Ку-ка-ре-ку!» А в саду зеленом детвора Распевает песни: «Та-ра-ра!». |
Более сложное задание, с которым дети тоже справляются с удовольствием, но только после отработки движений со словом - игра «Никанориха» (русская народная песня).
В этой игре поставлена, более сложная задача - самостоятельно выполнить танцевальные движения под музыку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, сопровождая движение пением:
Никанориха гусей пасла,
Запустила в огород козла.
Никанориха ругается,
А козел-то упирается.
Далее под музыку «Камаринской» (такты 1-12) дети продолжают движение по кругу, но уже топающим шагом. На такты 13-24 переходят на пружинный бег, в рассыпную. С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и отойти от центра зала, освобождая место для того, кто остался без пары. Хором произносят слова:
Надо быстро пару брать,
Чтобы козликом не стать.
Проигравший ребенок танцует под музыку «Камаринской», а все остальные, помогая ему, прохлопывают ритмический рисунок.
Нельзя упускать из виду и индивидуальной работе. Особенно с детьми, имеющими такие диагнозы, как дизартрия, дислалия и общее недоразвитие речи.
Заключение
Анализ литературы и собственные наблюдения свидетельствуют о необходимости заниматься с детьми логоритмическои деятельностью, поскольку она имеет большое значение для музыкального развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией.
Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.
Логоритмические занятия развивают психические процессы - восприятие, внимание, память и мышление, развивают эмоциональную сферу.
Большое значение эти занятия имеют и для нравственного воспитания дошкольника, что очень важно в наше время - воспитание умения вести себя во время занятий, формируют чувство такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми, сопереживать и сочувствовать друг другу.
Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятельности следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а следовательно заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу.
Включение элементов логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.
Приложение 1
Примеры вводных упражнений
Упражнение 1. Ф.Шуберт, Марш. Соч.51
Дети стоят двумя шеренгами друг за другом. 1-я шеренга образует ворота. 3 такта стоят на месте. 2-я шеренга проходит вперед под воротами 1-й шеренги (2 такта) и образует в свою очередь ворота. Затем 1 -я шеренга проходит под воротами 2-й (2 такта) и снова образует ворота.
Это поочередное движение шеренгами повторяется два раза. Потом в течение 4 тактов обе шеренги отступают к исходному положению.
Упражнение 2. Ф.Шуберт, Марш. Соч.51
Дети делятся на две группы, идущие по кругу навстречу друг другу. Одна группа идет колонной по два, образуя ворота, другая - навстречу колонной по одному и, встречаясь с воротами, проходит через них. Обойдя весь круг и встретясь снова, первая группа переключается быстро на маршировку колонной по одному, а вторая - на маршировку воротами и т.д.
Упражнение 3. Э. Таван, Отрывок из гавота.
Дети стоят по кругу колонной. Рассчитываются на первый - второй через левое плечо, чтобы определить, кто с кем впоследствии образует ворота. Все идут под музыку колонной по кругу. На начало музыки первая пара образует ворота и идет в обратном направлении, пропуская под свои ворота всю движущуюся колонну. Дойдя до конца, первая пара становится последней в колонну.
Каждые четыре такта образуются следующие ворота, которые повторяют движение первых пар. При повторении музыки образуются по очереди третьи и четвертые ворота и т.д.
Упражнение 4. Э. Таван, Отрывок из гавота.
Дети идут под музыку в колонне по одному, через середину. Дойдя до противоположной стороны комнаты, расходятся: один - налево, один - направо в обход зала. Встретившись, идут попарно в колонне через середину. Снова расходятся по одному в обход зала и, встречаясь, образуют колонну по одному, как вначале.
Приложение 2.
Примеры упражнений регулирующих мышечный тонус
Упражнение 1. М.Карасев, Веселый человек.
Легкий бег по кругу или в разных направлениях восьмыми - мелкими шагами, четвертями - крупными шагами. Прыжки обеими ногами на месте. В восьмом и шестнадцатом тактах на вторую четверть делается хлопок.
Упражнение 2. М.Глинка, Полька.
Одновременное выполнение руками движений вверх и вниз с приседанием и выпрямлением (по 2 такта). Приседание не глубокое.
Упражнение 3. А. Гедике, Этюд №17.
Дети, стоя перед стульями, исполняют следующие движения: напряженное вытягивание обеих рук в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт). Внезапное расслабление кистей и падение рук вниз (2-й такт). Свободное качание рук с легкими четырьмя шагами на месте (3-й и 4-й такты). Подъем правой руки вперед и ее расслабленное падение (5-й и 6-й такты. То же левой рукой (7-й и 8-й такты). Повторение первых четырех тактов. Подъем обеих рук вверх и внезапное падение их (2 такта). Падение на стул в состоянии полного расслабления (последние 2 такта).
Упражнение 4. М. Глинка, Мелодичный вальс (отрывок).
Дети держатся попарно за обе руки (спина прямая). Четыре раза поднимаются и опускаются на носки (4 такта) и два раза приседают (4 такта).
Упражнение 5. Белорусский танец «Чарот».
Дети сидят по кругу (следить за правильной осанкой). У каждого в руках небольшой мяч. Держа мяч двумя руками, поднимают его высоко над головой (2 такта) и опускают вниз (2 такта). Это движение повторяется два раза. Затем быстро перекладывают мяч из одной руки в другую, то впереди, то за спиной, обводя мяч вокруг корпуса (8 тактов).
Упражнение 6. Н.Любарский, Заключительный танец.
Встряхивание правой кисти (4 такта). Встряхивание левой кисти (4 такта). Сильное выбрасывание по очереди правой ноги и левой ноги вперед (4 такта). Кружение кистей одна вокруг другой перед грудью (4 такта). Повторение выбрасывания правой и левой ноги вперед (4 такта) и кружение кистей (4 такта); 2 приседания (4 такта), прыжки на правой ноге (2 такта) и на левой ноге (2 такта) и еще раз на правой ноге (2 такта) и на левой ноге (2 такта).
Приложение 3.
Примеры речевых упражнений без музыкального сопровождения.
Упражнение 1. Дети маршируют по кругу. В середине «пруд». Шаги совпадают с указанными акцентами.