* бессознательные явления личности, состоящие из трех классов – неосознанные генетические программы (инстинкты), самым известным из которых является либидо Зигмунда Фрейда; негативные явления, вытесненные из сознания (обиды, оскорбления и пр.); неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама и т. д.);
* особые психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т. д.);
* так называемые, «надсознательные» процессы – высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы: интуиция, инсайт (творческое озарение), вдохновение, сатори и пр.
Механизм работы бессознательного состоит в том, что некие импульсы, оказывающие давление в направлении сознания, сдерживаются цензурой, которая располагается между бессознательным и предсознанием.
Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д., может проявляться как в коллективной, так и в личностной области психики. Так, К. Юнг придавал коллективному бессознательному центральное место в структуре личности.
К интуиции направлено внимание философов, психологов, математиков, педагогов.
В философии Платон, Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Бергсон рассматривали интуицию как вид знания, специфика которого обусловлена способом его приобретения. Они определяли его как непосредственное знание, не нуждающееся в доказательстве и воспринимаемое как достоверное.
В. В. Давыдов, Б. Г. Мещеряков, Я. А. Пономарев и др., исследуя психологию творчества, определяют её как эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез.
Многие сторонники метапсихологии, психотерапии, восточных философий рассматривают интуицию как процесс преобразования подсознательной и бессознательной психической информации в важные и яркие послания, как шестое чувство. Результат такого процесса – знания. При понимании и усвоении знания, полученная информация проникает во внутреннее, субъективное пространство человека, становится его частью, тем самым приобретает структурную форму.
4.Виды интуиции
Можно назвать следующие виды интуиции: чувственная; творческая; художественная; интеллектуальная; техническая; предвидения; профессиональная; математическая; принятия решения; нравственная; женская; бытовая и др. Каждая выполняет определенную функцию, что говорит о многофункциональности интуиции.
В математике в исследованиях А. Пуанкаре, В. Ф. Асмусаотмечены:
* аналитическая интуиция – интуиция чистого числа (лежит в основе аналогии), позволяет не выходить за рамки логического знания и избавляет от логических ошибок;
* геометрическая интуиция позволяют выделить непрерывность пространства, его связность, замкнутость, открытость и т.д.;
* физическая интуиция позволяют использовать лежащие за пределами простого пространственного воображения физические представления;
* философская интуиция позволяют создавать новые теории, способствуют расширению связей между научными областями.
Одной из функций интуиции мы считаем соединительную, которая выполняет роль моста между бессознательным и сознанием, другой, – передача информации, смыслов, образов, третьей, – созидательная, которая проявляется в творчестве.
Пусковым механизмом всех этих функций является установка. По мнению Д. Н. Узнадзе установка – это общепсихологическое явление. Перед осуществлением любой деятельности человек психологически готовится к её осуществлению, причем этот процесс им может даже не осознаваться. Такой акт подготовки Д. Н. Узнадзе и назвал установкой.
Рабочим механизмом интуиции нами определяются убеждения, которые рассматриваем не как педагогический метод, а твердая вера, взгляды и принципы человека, которыми он руководствуется в жизни.
Интуиция может проявляться и в разных формах, например, в виде образов, мыслей, звуков, ощущений, действий и поведения.
Т. А. Флоренская считает, что совесть является формой проявления нравственной интуицией, которую можно развивать, как всякую другую способность, и таким образом приближаться к реализации в себе потенциального духовного Я.
Мы считаем, что главным ключом к интуиции будет умение распознавать, когда мы действуем сознательно, когда бессознательно.
Особенности использования интуиции в педагогической деятельности соотносятся с такими понятиями как педагогическая действительность и педагогическая деятельность.
5.Взаимосвязь психики и сознания
Взаимосвязь уровней проявления психики и сознания, необходимых составляющих профессиональной деятельности педагога и сочетание их с педагогической действительностью
Таким образом, педагогическая деятельность в аспекте интуитивного подхода – это воспитательный процесс, направленный на формирование знаний, умений, навыков личности человека с учетом уровней его сознания и возможностей его бессознательного, в процессе которого происходит осознание воспитанниками требуемых норм и правил, переход знаний в убеждения, которыми руководствуется воспитанник и формированием чувств. Результатом педагогической деятельности является определенное поведение, которое проявляет личность в своей жизнедеятельности и обществе.
Интересной областью формирования и развития интуиции в педагогической деятельности будет психологическая перестройка сознания педагога: условия и процесс изменения; методы её стимулирования и развития.
Второй элемент – творческий поиск, построенный на обновлении, дополнении и совершенствовании субъектного опыта педагога.
Третий элемент – методы стимулирования и развития интуиции: развитие самоактуализации; работа с убеждениями; развитие эмпатических способностей и эмпатии.
Процесс психологической перестройки педагога может идти по следующим стадиям: I – формирование проблемного мышления; II – творческий поиск; III – освоение закрепленного опыта.
Для развития педагогической интуиции широкими возможностями обладают герменевтический, экзистенциальный, личностно ориентированный подходы, трансактный анализ, арт-терапия и гештальт-терапия.
По мнению Л. Дэй, развитие интуиции идет ступенчато от открытия, через осознание, притворство, доверие, изложение, интерпретацию к интеграции.
Среди методик, направленных на определение уровней интуиции, её проявлений, можно назвать следующие: «Изучение эмпатических способностей (В.В. Бойко); методика определения психосоматических расстройств «Торонтскаяалекситемическая шкала» (ТАШ); модификационный вариант самоактуализационного теста (А.Д. Барбитова): «Экологичность убеждений» (А. Элис); анкета «Насколько вы чувствительны?» (С.Дэйл) и др.
Заключение
Рассмотрев тему «Интуиция педагога», можно сделать некоторые выводы.
Интуиция является необходимой частью педагогической деятельности.
Изучение особенностей интуиции направлено на обогащение педагогической практики знаниями о возможностях ее использования в педагогической деятельности.
Использование интуитивного подхода, основным элементом которого является интуиция, открывает еще одну область, в которой педагог может найти многие ответы на вопросы по решению проблем повышения эффективности образовательного процесса, личностного развития и профессионального роста.
Для того, чтобы способствовать профессиональному росту педагога, необходимо в системе профессионального обучения и повышения квалификации работников образования уделять внимание развитию интуиции.
Литература
1.Айсмонтас Б. Б. Общая психология: схемы [текст] / Б. Б. Айсмонтас. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 288 с. – С.55.
2.Барбитова А. Д. Категории «сознание» и «бессознательное» в педагогике [текст] / А. Д. Барбитова // Актуальные вопросы современного образования: Материалы всероссийской научно-практической конференции 5 апреля 2007. – Ульяновск: УлГУ, 2007. – С.64-69.
3.Воробьева Е. В. Интеллект и мотивация достижении: психофизиологические и психогенетические предикторы [текст] / Е. В. Воробьева // Автореферат дис. … докт. психолог.наук 19.00.02. – Ростов-на-Дону, 2007. – 47 с.
4.Воспитательная деятельность педагога [текст]: учеб.пособие для студ. высш. учебн. заведений / [И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова]; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – 3-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с. – С. 37- 43.
5.Поляков С. Д. Горят ли у детей глаза? [Текст]: Диалоги о воспитании / С. Д. Поляков / Провел и подготовил для издания писатель-публицист И. И. Зюзюкин. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 205 с. – С. 131-138.
6.http://www.vospitatel.su/index11.php
7.http://metroreklama.ru/remet/gn/gn_pravo.php/la_all.php/test.html