4. Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.
5. Связные рассказы по плану.
При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану:
1. Постановка перед классом цели работы.
2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета.
3. Озаглавливание картинок.
4. Устные рассказы по плану.
Первые же сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 –3 классах). [15, 54]
Устные рассказы проводятся с первых дней обучения в школе, а письменные - несколько позднее, примерно в октябре. Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся» тем легче она будет развиваться впоследствии. Поэтому очень важно дать ясный ответ на вопрос: как начинать рассказы и сочинения в I классе?
Устные рассказы в период обучения грамоте невелики по объему, просты по содержанию, они ситуативны (ситуативностъ постепенно уступает место целенаправленности), носят следы бытовой речи. Обычно детские высказывания высокоэмоциональные. Нужно научить детей рассказывать на заданную тему, не отклоняться, доводить рассказ до конца, строить правильно предложения, выбирать слова. Очень помогает вопрос: о чем ты расскажешь? Первоклассники учатся делать простейшие обобщения, планировать свою речь. От ситуативного диалога они идут к организованному монологу.
Исключительно велика роль картин, прогулок, экскурсий, которые не только дают детям материал для их высказываний, но настраивают их на рассказывание: возникают мотивы, рождаются потребности. У детей появляется желание рассказать о виденном и пережитом, поделиться с другими ребятами.
Рассказыванию способствует также драматизация сказок, чтение и декламация, пересказ прочитанного. В I классе особенно необходимы игровые моменты, элементы занимательности в развитии речи, загадки, сценки, импровизации, конкурсы и пр.
Дети любят рассказывать. Но пишут они еще очень медленно, записать весь рассказ не могут. Они пишут лишь отдельные слова. Однако и одно слово может быть равнозначно целому тексту, если этим словом названа целая картина: «Лес», «Луна». Слово как бы обобщает устный текст - рассказ или беседу. Поэтому первые слова, которые первоклассники записывают в тетради, нужно брать из их же живой речи. Они пишут слова, которые возникли в их сознании из желания высказать свое чувство, впечатление, свою мысль - результат своей сообразительности.
Например, дети были в парке, любовались желтеющими липами.
В классе они вспоминают прогулку, живые картины и пишут слово липа, которое в данном случае обобщает для них массу впечатлений и является «сочинением», точнее, его эквивалентом.
Рассмотрев картинку в букваре, рассказав, что на ней нарисовано, дети пишут Зима, и это тоже для них сочинение, так как за словом зима - целая картина, целая гамма впечатлений и воспоминаний.
Прослушав или прочитав загадку, дети с увлечением ищут отгадку. Нашли: это, например, лук. Пусть они запишут это слово: за ним стоит яркий художественный образ.
Так постепенно у учащихся формируется потребность записать свое наблюдение, свое «открытие», впечатление.
На втором и третьем месяцах обучения в I классе дети могут уже записать небольшие предложения: В лес за грибами (по картинке, на основе устного рассказа), У Вовы машина (по букварю), В лесу волки и т.п. Каждое предложение - прообраз будущих сочинений.
В период обучения грамоте записываются также простейшие тексты из двух-трех предложений. Так, после прогулки в осенний парк, после беседы дети пишут: «Липа желтая. Сосна зеленая». Конечно, при этом требуется огромное внимание учителя к каждому ученику, так как без индивидуальной помощи учителя дети сделают много ошибок. Следует учить детей предварительно складывать слова или предложения из букв разрезной азбуки или устно подвергать их звукобуквенному анализу.
Если постепенно готовить первоклассников к письму сочинений, приучать их выражать письменно собственные мысли, то в конце первого полугодия они уже смогут составить и записать связный текст из двух-трех небольших предложений объемом до 15 слов. Приведем примеры сочинений:
На катке.
Маша катается на коньках. А Вова не умеет. Он упал и заплакал». (12 слов, 3 предложения; сочинение написано по картинке.)
Наша Мурка.
У нашей Мурки усы. Мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Мурка сыта, она спит». (16 слов, 4 предложения; сочинение написано по рассказам детей, подкрепленным картинкой; в нем есть элементы описания).
Приведенные сочинения еще очень просты, даже примитивны, но это не должно смущать учителя. Важно, что рассказики написаны живо, они действительно отражают детские интересы, их образ мыслей. Нужно ценить непосредственность языка школьников, очень осторожно исправлять недостатки в построении предложений и в употреблении слов. Только так можно воспитать у детей с первых месяцев обучения любовь к собственному самостоятельному слову - к сочинению, рассказыванию. Известно, что дети, которые не приучены с первых шагов к записи собственных текстов, умеют лишь списывать, позднее с большим трудом преодолевают своеобразный психологический барьер, неверие в свои силы и умения, когда им приходится переходить от списывания готового текста к сочинению, т.е. к созданию собственного текста.[26, 119]
Подробный, близкий к тексту образца пересказ используется в школе чаще других не только потому, что он проще и легче, но и благодаря другим своим достоинствам. Он служит, во-первых, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языка.
Однако пересказ - это не простое воспроизведение прочитанного. Цель школы - ввести в пересказ элемент творчества. Для этого нужно отбирать тексты для пересказа, заменяя пересказы рассказами по аналогии, на ту же тему, по вопросу учителя.
Рассказы о себе, своей семье, своих друзьях уместны после чтения стихотворения «А что у вас?» С. В. Михалкова или «Кем быть?» В. Маяковского (I класс).
Небольшие по объему тексты не рекомендуется пересказывать, так как дети запоминают их наизусть.
Начинать обучение пересказу нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет; но затем нужно учить детей включать в пересказ-повествование элементы описания и рассуждения (то, что есть в тексте-образце).
Выше отмечалась необходимость приближения пересказа к условиям естественной речи. Это удобнее всего сделать на таком тексте, где есть диалог, организовав в ходе подготовки к пересказу хорошее чтение в лицах.
Пересказ будет живым, интересным лишь в том случае, когда школьнику интересно рассказывать, когда его слушатели весь класс, а не один лишь учитель. Дополнения к пересказу, сделанные товарищами, просьба повторить какое-либо место - все это поощряет рассказчика, создает творческую атмосферу в классе.
Нет сомнения в том, что качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан и разобран текст. Наблюдения показывают, что пересказ проходит лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. По-видимому, оно лщиает процесс чтения проблемкости: в дальнейшем, когда школьник читает текст сам, ему уже неинтересно.
Вот почему так важно учить пересказу отдельно - по прослушанному тексту, по прочитанному про себя и т.д., о чем уже говорилось выше.
На уроках рассказы читаются обычно по нескольку раз. Это неизбежно. Но каждое новое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием, в противном случае повторные чтения будут развивать только технику чтения, а не осознанное восприятие. Так, с целью углубления восприятия при повторных чтениях рассказа Н. Носова «Живая шляпа» (I класс) была проведена следующая работа.
Учитель. Вы хорошо прочитали рассказ. А теперь скажите: в каком классе учатся Володя и Вадик? Или, может быть, они еще не ходят в школу?
Ребята на этот вопрос, естественно, не могут ответить. Учитель дает задание: «Прочитайте еще раз этот рассказ про себя, может быть, тогда сможете ответить». Таким образом, повторное чтение становится целенаправленным.
Но и повторное чтение не может дать ясного ответа. Тогда вступает в силу творчество. Школьники высказывают предположения: «Они еще дошкольники, шляпы испугались!»; «Да еще читать и писать не умеют - раскрашивают картинки!»; «Нет, они уже большие: на картинке они не похожи на дошкольников!»; «Картинки раскрашивают не только дошкольники!»; «Живую шляпу кто хочешь испугается!».
Наконец приходят к выводу, что Володя и Вадик учатся в I классе.
Далее учитель задает вопросы, которые стимулируют чтение отдельных частей рассказа: «Каким образом котенок оказался под шляпой?»; «Почему мальчики не заметили, как шляпа накрыла Ваську?»; «Как мальчики объясняли движение шляпы?»; «Почему мальчики не воспользовались кочергой и лыжной палкой?». Следующее чтение проводится с целью словарной работы: выбираются слова приоткрыли, как тресну кочергой, пусть только подлезет и все слова, обозначающие движения Васьки: сидел, ловил, как подпрыгнет, ухватился, сорвался, как полетит и т.д.
Наконец идет отработка выразительного чтения: дети читают в лицах (элементы драматизации).
Выдвижение все новых и новых задач при повторных чтениях не только оживляет работу, но и позволяет внести в нее творческий элемент.
Бывает, что в ходе пересказа приходится возвращать школьников к тексту, чтобы они сами обнаружили свою ошибку. Такое перечитывание является проблемным и потому особенно полезно. Следует обращать внимание на пересказ описательных элементов в повествовательных рассказах, а также на причинно-следственные связи, на выводы, если они есть. Например, в рассказе К. Паустовского «Барсучий нос» (II класс) читаем: «Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды»; «Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен». Очень важно, чтобы хотя бы некоторые элементы этих прекрасных описаний были использованы в пересказе.