Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.
Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.
Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако необходимо еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.[20]
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Хотя, как говорилось выше, таких случаев становится все меньше, тем не менее, встречаются взрослые, которые, столкнувшись со сложностями обучения ребенка, не похожего на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка и пусть будет дальше «все как у всех». Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности. В следующем разделе мы рассмотрим составленные методические рекомендации по обучению грамоте для леворуких детей младшего школьного возраста.[10]
2.2. Методические рекомендации по обучению леворуких детей письму
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей. Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши.
Методом проб и ошибок, кропотливых поисков в научных публикациях и собственных инноваций постепенно выработался подход к обучению этой непростой категории детей, который мы попытаемся последовательно изложить.
Начнем с самого главного - педагогических секретов обучения маленьких левшей.
Что всегда следует иметь в виду взрослому, обучающему левшу?
1. Медлительность левшей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности, что не должно стать предметом упреков. Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится.
Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй только не напиши", вредно напоминать перед работой о прошлой неудаче. В работе с ними нужно терпение, чувство юмора, стремление понять и настроиться на другого, желание постоянно думать и искать путь к победе.[8]
2. Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных малышей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех.
3. Следует учитывать в очередной раз повторяемую причину левшества - иную, отличную от правшей, организацию деятельности полушарий головного мозга, которая находит отражение в любой деятельности ребенка. Левши ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая собеседника, невзирая на возраст. Поэтому ребенок с признаками левшества редко бывает любим учителем. Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое занудство вызывают протест преподавателя, если взрослый не объяснит себе причину описанного поведения особенностями протекания психической деятельности ребенка. Ведь далеко не всегда он так непонятлив. Очевидно, именно в данном вопросе сказывается несформированность первичного фактора, такого как, например, пространственные представления, а поскольку опора отсутствует, то ребенок вынужден выстраивать логические цепочки, подводящие его к верному решению. Причем чаще всего левша не ограничивается верным результатом, а в ходе своих многочисленных уточнений усваивает полученные знания, дабы воспользоваться ими при удобном случае вновь. Поэтому значительно полезнее для взрослого вдуматься в суть уточняемого и объяснить наилучшим образом.
4. Наличие в той или иной степени путаницы в пространственных представлениях с вытекающей отсюда необходимостью искать арифметическую ошибку, по крайней мере, на первых порах обучения, в первую очередь именно в них, хотя допускаются, конечно, и самые "обыкновенные" ученические промахи.[14]
5. Необходимость использования пошаговой подачи материала не с точки зрения крошечной дозировки с последующей немедленной отработкой, а с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма, с помощью которых можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений, так как это облегчает выстраивание ребенком логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного. Отсюда и недопустимость пропуска любого из этапов в процессе объяснения.
Почему для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции? Потому что левша должен все воспринимать строго последовательно, пропуск в объяснении какого-то этапа останется не замеченным правшой, но совершенно выбьет из колеи бедного левшу. Поэтому он сам старается пусть своеобразно, но структурировать материал.
6. Фактически необходимость использования в работе творческих заданий, с одной стороны, обеспечивающих интеллектуальное развитие и поддерживающих как интерес, так и стремление к победе любознательных по своей сути левшей, а с другой - показывающих, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд, и не все может быть сведено к алгоритму и овладению определенным типом задач.
7. Нужно поддерживать постоянную обратную связь с ребенком. Левша не может что-то изучать, не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или недопонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения. Дав строгий алгоритм и научив им пользоваться, вы победите бессилие ребенка, но, не разобрав допускаемых им ошибок или не устранив внезапно возникающей заминки, вы лишите его уверенности.
Ребенку со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливаться к такому сложному и строгому миру школы. Помогите и объясните подробнее сущность его ошибки, а потом отработайте данное задание - и неуверенность уйдет.[13]
К ошибкам лучше относиться философски, с интересом естествоиспытателей. Ребята помогут найти причину, причем сами при этом на чужих ошибках учатся.
Ученик, постоянно следящий за тем, чтобы все делать правильно, превращается в безынициативного исполнителя. Можно коллекционировать интересные варианты ошибок, что позволяет не бояться их совершить и частично снижает возможность стресса. Но наличие обратной связи предполагает и активность со стороны самого ребенка. Отсюда следует неукоснительное правило: левша должен улавливать момент, когда началось непонимание, и сигнализировать об этом. Таким образом, удается избежать запутывания и лишней потери времени на разбирательство объяснения с самого начала. Будет еще лучше, если ребенок сможет сформулировать, что именно он не понял, или хотя бы укажет сложное место в объяснении на доске. Ведь умению задавать вопрос нужно учиться, а своевременно вырвавшийся возглас "не понимаю" спасает ребенка от полного непонимания нового материала.
Рекомендации:
1. необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
2. не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
3. категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
4. любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
5. желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
6. необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
7. никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.