Каждый учебный предмет вносит вклад в формирование научного мировоззрения учащихся. Роль естественнонаучных дисциплин состоит в создании фундамента для выработки научных взглядов на окружающий мир.
Коснемся классификации методов:
I. Философские методы(их основные черты):
· объективность
· всесторонность
· конкретность
· историзм
· принцип противоречия;
II. Общенаучные подходы и методы исследования;
III. Частнонаучные методы;
IV. Дисплинарные методы;
V. Методы дисциплинарного исследования [15].
Современное состояние высшего и среднего образования предъявляет новые требования к уровню общеобразовательной и профессиональной методологической подготовки будущих преподавателей, в том числе и преподавателей физики: акцент все более смещается в сторону формирования способа мышления и научного мировоззрения.
Ответить на вызовы времени, можно, используя понятийно-категориальный аппарат эволюционной концепции физической картины мира как высшего уровня обобщения и систематизации физического знания, где наиболее полно представлена взаимосвязь физики и философии. Именно в физической картине мира находят свою естественнонаучную конкретизацию представление о строении и движении материи в формах ее существования (в пространстве и времени), фундаментальных физических взаимодействиях и закономерностях развития научного знания. Вместо простой фактологии или эмпиризма нужен, следовательно, методологический подход, который составляет основу фундаментализации образования.
Необходимость глубокого методологического и мировоззренческого представления научных понятий обусловлена тем, что они являют собой форму отражения действительности в сознании человека, обобщенный результат, итог развития познания, т.е. не остаются чем-то неизменным, раз и навсегда данным. Но, по мере развития науки, уточняются, обобщаются новым содержанием, которое всецело определяется материальной действительностью, объективными свойствами и отношениями материальных предметов, вещей, явлений.
В этом значении физические понятия характеризуют три уровня обобщения физического знания: конкретно-научный, обобщенный и философско-методологический.
В дидактике в основном решается задача выработки умений и навыков, необходимых для познания физики, т.е. преобладает технологическая рецептурность (рецепты практических действий и усвоение понятий), в то время как в методологически-мировоззренческой стороне понятий, т.е. собственно формированию личностных представлений и убеждений, мировоззрения, миропонимания учащихся внимания уделяется явно недостаточно. Вместе с тем решить эту проблему можно только на методологическом уровне обобщения [13].
В уже упомянутой концепции эволюции физической картины мира методологические принципы формирования физических понятий представлены следующим образом:
1. Первоначальное знакомство с явлением посредством его наблюдения и опытного изучения выясняются причинно-следственные связи, их свойства и особенности проявления этих свойств;
2. Формулировка понятия, в которой отражена его логико-математическая конструкция, т.е. физический смысл;
3. Практическое применение понятия при решении задач и выполнении лабораторных работ;
4. Расширение и углубление содержания и объема понятия при изучении нового материала;
5. Анализ истории развития понятия;
6. Выяснение роли и значения данного понятия в понятийном аппарате рассматриваемой физической теории, в физической картине мира, уточнение границ его применимости;
7. Анализ методологического и мировоззренческого содержания рассматриваемого понятия в свете идей эволюции физической картины мира, исключающих возможность возникновения у школьников и студентов ложных представлений о науке как системе неизменных, застывших понятий, идей, принципов и законов.
В соответствии с перечисленными методологическими принципами можно выделить также и методологические критерии сформированности физический понятий, а именно: усвоение физического смысла изучаемого понятия и возможность его практического применения для решения задач и выполнения лабораторных работ; уяснение конкретно-научного, общенаучного, обобщенного и философско-методологического содержания физического понятия, что является важнейшей мировоззренческой задачей гуманитаризации образования. С точки зрения вышеназванных методологических критериев, как представляется, существует два уровня усвоения понятий.
Первый характеризуется тем, что учащийся может определить физический смысл понятия, решить стандартную задачу, но не способен применить знания в нестандартной ситуации или определить границы применимости понятия.
На втором уровне происходит не только усвоение физического смысла, но и понимание границ применимости понятия, т.е. учащийся способен использовать его как в знакомой, так и в новой, нестандартной ситуации [7].
Говоря о методологии существовавшего ранее естественнонаучного образования, нельзя не отметить, что оно не предполагало обращения учащихся к целостным основам этого образования. Оно было ориентировано на выполнение действий, ограниченных традиционной схемой передачи знаний и опыта поведения. Однако этот компонент образования в значительной степени репродуктивен и малоэффективен. Поэтому в новом подходе к образованию уделяется существенно большее внимание не столько сообщению учащимся программных знаний, но знаний, обращенных к личности и её проблемам, к смыслотворческому, развитию интеллекта. Иначе говоря, новые системы мировоззрения и обучения должны включать в процесс познания и саму личность, т.е. быть личностно-ориентированными средствами, направленными на обучаемого, т.е. реализующими идеи гуманизации [8].
Важнейшей задачей обучения в школе, особенно в педвузе, является формирование гармонично развитой личности с навыками ассоциативного мышления, умеющей чувствовать многообразие жизни (физической, социальной, духовной) и способной представить это многообразие при изложении, казалось бы, частного явления природы.
Если мы намерены формировать гармонически развитую личность, то в процессе обучения элементы естественнонаучной гуманитарной составляющей мировой культуры должны образовывать тот цельный образ реальности, который позволит учащимся свободно ориентироваться в окружающем мире. Поэтому основным базовым принципом школьной реформы 1992 года является гуманизация и гуманитаризация образования. Физику следует рассматривать во всех ее формах и проявлениях, к тому же в причинной зависимости от остальных сторон человеческого бытия. Или как написали Зинченко В. П. и Моргунова Е. Б. "образование с попранным культурным пластом уже принесло и продолжает приносить свои горькие плоды в отставании науки и в ущербности тех, кто ей служит. " (Человек развивается: очерки российской психологии.)
В настоящее время проблема гуманизации рассматривается всесторонне (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якинская и другие). Один из разработчиков этой проблемы применительно к школьному образованию А.Б. Орлов подчеркивает, что в школьном образовании действительная гуманизация школы не может быть сведена лишь к изменению содержания образования и стиля педагогического общения. «Подлинный наиболее глубокий и точный смысл гуманизации образования – это конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизация личности каждого педагога и каждого учащегося, включенных в образовательный процесс» [16].
Гуманизация образования в настоящее время выступает в качестве одной из глобальной проблем, которая исследуется в широком социокультурном контексте общецивилизационных изменений. Это связано с тем, что гуманизация общества в целом, и образования в частности. Выступает как императив выживания человечества и сохранения его духовности. Гуманизация образования включает, прежде всего, гуманизацию содержания осознавать полезность и необходимость изучения школьного курса физики для успешного «построения» себя как творческой личности
Как отмечает Э.Д. Днепров, гуманизация – ключевой момент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества учителя, школы, всей системы образования.
Сегодня научно-технический прогресс решительно вторгается в нашу жизнь, интерес у школьников к физике неуклонно понижается. Поэтому надо перестроить преподавание так, чтобы мощный "гуманитаризованный потенциал" физики был выявлен и эффективно использован в процессе обучения. Это позволит способствовать возрождению у студентов и школьников интереса к физике и вообще повысит эффективность народного образования.
Курс физика в общеобразовательных заведениях должен быть гуманитаризованным, призванным решать познавательные и воспитательные задачи обучения, развивать мышление, формировать мировоззрение.
Термин "гуманитарная физика" не имеет отношения к "физике для гуманитариев". Речь идет о физике, необходимой всем ученикам, независимо от их будущей специальности.
Важная задача гуманитарного курса – экстраполировать физические законы на человеческие проблемы. С точки зрения физики можно рассматривать немало проблем, имеющих непосредственное отношение к жизни человеческого общества. Понимание универсальных законов природы важно для того, чтобы противостоять невежеству, которое расцветает в обществе, где множество людей не владеют основами физики и готовы верить любым антинаучным измышлениям.