ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Кафедра физики и методико-информационных технологий
Тема: Методологически-мировоззренческие принципы преподавания физики в контексте мировой культуры
Введение
1. Теоретические предпосылки формирования творческой личности в процессе обучения физике
1.1 Метод и методология
1.2 Методологические принципы формирования физических понятий
1.3 Гуманизация в процессе обучения физике
1.4 Технология формирования творческой личности в процессе обучения физике
1.5 Проблема творческого развития человека
1.6 Техническое конструирование, творчество и профориентация
1.7 Историзм в содержании школьного курса физики
1.8 Проблема обоснования и обобщения знаний на основе использования историзма
1.9 Философия физики
2. Методологические мировоззренческие принципы построения последовательности педагогических действий при обучении физике в контексте мировой культуры
2.1 Физика в контексте мировой культуры
2.2 Последовательности педагогических действий при обучении физике
2.3 Концепция поэтапного обучения физике
2.4 Методика преподавания физики твердого тела
Заключение
Библиографический список
Введение
В последние десятилетия, несмотря на то, что научно-технический прогресс все настойчивее вторгается в нашу жизнь, интерес у школьников к физике неуклонно понижается. Это связано не только с затянувшимся кризисом школьного образования, но и с рядом других проблем. Прежде всего, современному ученику физика неинтересна, поскольку свою дальнейшую деятельность он планирует, как правило, в другой области. Кроме того, школьнику часто бывает трудно усвоить абстрактные понятия и он не видит причин, по которым ему следовало бы переламывать себя.
Противостоять этому можно, внедряя в физику элементы мировой культуры (философия, история, искусство, литература, техника и т.д.) с целью стимулирования заинтересованности к данному предмету и повышения творческой активности личности, о чем в пору техногенного развития общества часто забывают. Следует обратить внимание, что внедрению культуры способствуют современной тенденции гуманизации и гуманитаризации образования.
Гуманитаризация и гуманизация являются сегодня одним из основных направлений реформирования школьного и вузовского образования вообще и физического в частности.
О гуманитаризации преподавания физики в школе говорят уже довольно давно. В нашей стране эта проблема была поставлена уже около 20 лет назад, но полного теоретического и практического решения она пока не получила, хотя от этого во многом зависит совершенствование системы образования в целом.
В июне 1986 г. в Дубне состоялась интересная встреча физиков и философов на тему “Физика в системе культуры”. Участники встречи подчеркивали – «сегодня важно учитывать, что физика – не только непосредственная производительная сила, но и важнейший источник сведений, позволяющий человеку ориентироваться в окружающем его мире, в системе культурных ценностей». Эта функция физики не менее важна. Отмечалось и то, что в современном мире весьма затруднен процесс формирования духовных ценностей и поэтому неизмеримо возрастает мировоззренческая роль науки вообще и физики в частности [6].
Во второй половине 80-х годов специалисты начали отмечать, что соответствующий школьный курс физики построен довольно однобоко – он ориентирован только на выявление “технического потенциала”. Говорилось о необходимости радикальной перестройки, об ориентации, прежде всего на гуманитарный потенциал [34].
«Гуманитаризация» стала одним из главных направлений совершенствования образования в России. Была признана необходимость в таком построении курса физики, когда в нем подчеркивается его значимость, место и роль в системе общечеловеческих ценностей. [33].
Формирование у учащихся системы гуманистических и гуманитарных ценностей на уроках имеет свое продолжение, развитие и определенное логическое завершение во внеурочное время.
Как показали исследования рядов авторов сочетать с физику с гуманитарными науками можно в условиях интеграционно-обобщающего метода реализованного, например, в курсе «Физика в контексте мировой культуры». Такого рода курс по предложению Щербакова Р.Н. может быть включен в учебный план школы как один из предметов по выбору. Рассчитанный на 35 учебных часов и проводимый в выпускном классе, он ставит своей целью завершение формирования у учащихся конкретно осмысленных взглядов и убеждений относительно ценностной значимости научных знаний и научного мышления, как эффективного инструмента познания и освоения реального мира.
Необходимо отметить, что путь внедрения курса «Физика в контексте мировой культуры» для классов естественнонаучного профиля нелегок и неоднозначен. Это связано в первую очередь с тем, что сообщение знаний гуманитарного образования людям, чей склад ума в наибольшей степени приспособлен к восприятию технических и научно-гуманитарных ценностей, требует особого подхода. Подход же методистов-гуманитариев к образованию отличается от практикуемого в естественных науках, что затрудняет процесс гуманитаризации.
Перед учителями, таким образом, стоит задача совместить оба подхода к образованию, обосновать общие методики обучения, создать, если возможно, учебные дисциплины, которые являлись бы одновременно естественнонаучными и гуманитарными в системе культурных ценностей.
Целью дипломной работы является применение методологически-мировоззренческих принципов для оптимального объединения физики и культуры в курсе «Физика в контексте мировой культуры» при реализации двух подходов его изложения.
В дипломной работе решается задача по разработке принципа построения последовательности педагогических действий при обучении физике. Автором дипломной работы предложен вариант изложения физической темы, с опорой на курс «Физика в контексте мировой культуры».
Одной из наиболее актуальных методологических задач сегодня является разработка основ оптимальной стратегии российской системы образования, обеспечивающей не только выживание, а устойчивое ее развитие и превращение в решающий фактор возрождения нашей страны как великой державы. Практическое решение этой задачи следует считать главной целью образовательной стратегии, поскольку только на такой общественной основе могут обеспечиваться подлинно демократические и гуманные условия индивидуального развития и действительно свободного самоопределения каждой личности [37].
Деятельность людей в любой ее форме (научно-практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются, это и есть проблема метода.
Метод (пер. с греческого methodos) – в самом широком смысле слова – “путь к чему-либо”, способ деятельности субъекта в любой его форме.
Понятие методологии – система общих принципов познания и регуляторов практической деятельности, которая основывается на определенном мировоззрении, гносеологии и соответствующих ценностных ориентиров. Одна из ее функций – критический анализ методов и результатов научной и практической деятельности, выявление парадоксов. Однако главные функции современной методологии – конструктивные: формулировка целей, гипотез, прояснение основных понятий, исходных посылок и принципов исследования, определение значимости фактов, иерархии приоритетов и ценностей, выявление закономерностей развития научного знания, смены его парадигм.
Понятие методологии имеет два основных значения: система способов и приемов, применяемых в этой или иной сфере деятельности (в образовании, науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория действий.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического приобретения того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.