Происходящие процессы должны подвергаться постоянному научному анализу. При этом очень важно подходить к изучению проблемы комплексно, в тесном сочетании медицинских, социологических, психологических исследований. С точки зрения организации военно-патриотического воспитания это особенно важно, ибо оно, как никакое другое, преследует органическое единство как социальной, так и психофизиологической зрелости личности.
Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Восхождение человека не только по ступеням времени, но и по ступеням социального становления стремительно. При этом важно помнить, что восхождение в пору юности сопровождается не только благотворными порывами души, но и максимализмом, конформизмом, критиканством. Молодые люди, страдающие этими пороками, особенно трудно приживаются в воинском коллективе. Это обусловлено самой сущностью и характером ратного труда, мерилом успеха которого является совместная деятельность всех ради достижения общей цели. Противодействуя конформизму, важно формировать ответственность. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была бы с интересом и благодарностью воспринята бывает трудным и довольно тонким делом. Молодежь исключительно взыскательна к информации: она требует глубины анализа, размышлений, не приемлет избитых истин.
В системе социальных ценностей юношества большое место занимает ориентация на предстоящую воинскую службу. Уже сама необходимость расстаться с привычной жизнью, влиться в новый коллектив, подчиненный строгим уставным требованиям, скорректировать свои планы на будущее не может не вызывать изменений не только в сознании, но и в поведении молодого человека. Это не может пройти для него бесследно и не вызвать нарушения межличностных связей. Предстоящее расставание с родителями, близкими, друзьями вызывает, хотя разные по своей силе, но достаточно серьезные переживания. Определенная озабоченность появляется перед необходимостью подчинения воле другого человека - командира, армейскому укладу, предписаниям воинской дисциплины.
По данным социологического исследования, проведенного среди призывной молодежи городов Москвы, Калуги и Ростова-на-Дону, 47% призывников на первом году службы тяжело переносят разлуку с родными, 29% встретились со значительным трудностями во время адаптации в коллективе, 26,5% опрошенных заявили, что они болезненно реагировали на строгую регламентацию армейской жизни. [5. c. 37-67]
Результаты того же исследования свидетельствуют, что подавляющее большинство молодежи (94%) оказалось неподготовленным к обслуживанию самих себя в бытовой сфере (неумение подшить подворотничок, отсутствие навыков для осуществления хозяйственных работ - мытье полов, уборка помещений и так далее). По мнению опрошенных офицеров, только около 24% призывников психологически готовы к службе.
Во многих случаях это является последствием излишне заботливой, чрезмерно снисходительной родительской опеки, которая рождает боязнь и растерянность юношей перед трудностями, неспособность самостоятельно принимать ответственные решения. Вот почему важно так поставить военно-патриотическую работу, чтобы каждое мероприятие, направленное на формирование у юношества оборонного сознания, преследовало бы и цели выработки у молодых людей иммунитета к трудностям.
Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что российскую молодежь как объект военно-патриотического воспитания, на мой взгляд, следует рассматривать в двух тесных взаимосвязанных аспектах. Во-первых, как социальную группу, а также представителей различных национальностей, которым присущи общие социальные черты, унаследованные от социалистического общества. В то же время ряд социологических исследований показывает различные уровни корреляционных связей между социальным, национальным положением юношей и их ориентацией на профессию офицера, различные виды Вооруженных Сил и рода войск, степенью морально-политической и психологической готовности к перенесению трудностей воинской службы, поведением в экстремальных условиях учебно-боевой обстановки. Во-вторых, молодежь можно рассматривать как особую возрастную группу с присущими ей специфическими социально-психологическими качествами. В возрастной группе от 10 до 14 лет происходит процесс выработки отношения к защите Родины, понимание ее необходимости. Для этого возраста характерно высокое эмоциональное восприятие внешней стороны героического поведения старших поколений. В этот период молодежь склонна к подражанию действиям старших, воспринимаемых ими как в реальной жизни, так и в виде художественных образов отражаемых в литературе, кино, искусстве. Ее внимание сосредоточивается на наиболее ярких, доступных для понимания сторонах человеческого поведения. Большое место при этом занимает игровой момент. Далее стоят более сложные стадии физиологического, психологического и социального развития, рассмотренные нами выше. Все это позволяет выделить следующие социально-демографические группы молодежи или конкретные объекты воздействия всей системы военно-патриотического воспитания: первая - молодежь в возрасте от 15 до 18 лет; вторая - молодежь в возрасте от 19 до 21 года; третья - молодежь в возрасте от 22 до 30 лет.[5. c. 35-42]
Чем можно объяснить такую дифференциацию объекта воспитания? Прежде всего тем, что каждая из указанных групп-слоев находится на определенном этапе - периоде социального становления в четко фиксированных общественных условиях. С другой стороны, данные группы отличаются не только степенью социальной ориентации на общественную значимость защиты социалистических завоеваний, но и возможностями личного участия в решении задач укреплении обороноспособности страны.
В возрастной группе от 15 до 18 лет молодые люди обретают конституционно-правовую ответственность перед обществом, достигают определенной гражданской зрелости. В этот период понимание необходимости вооруженной защиты Отечества трансформируется в понимание ее социальной значимости. Подготовка юношей к воинской службе оказывает влияние на выработанный стереотип поведения. В годы, предшествующие призыву на действительную службу, особенно возрастает интерес к информации о Вооруженных Силах.
Подавляющее большинство молодежи, входящей в возрастную группу от 19 до 21 года, проходит службу в рядах Российской Армии и Военно-Морского Флота. Юноши испытывают на себе самое большое воздействие системы военно-патриотического воспитания, ратного труда, всего комплекса условий и факторов, обусловленных всем укладом воинской службы. В этот, период они достигают известной социальной зрелости.
В возрасте от 22 до 30 лет молодые люди уже не только включаются в систему существующих общественных отношений и закрепляются в ней, но и достигают «взрослого» уровня освоения этих отношений, вступают на путь самостоятельного творческого осуществления социальных ролей и функций. В системе военно-патриотического воспитания - это носители социального опыта, накопленного в период службы в Вооруженных Силах.
Особого внимания в свете военно-патриотического воспитания требуют к себе молодые воины, принимавшие участие в оказании интернациональной помощи Республике Афганистан и участвовавшие в боевых действиях в Чечне. Как показывают психофизиологические и социально-психологические исследования, эта категория молодежи отличается более сложным спектром общественного сознания, высокой социальной зрелостью и жизненным опытом, приобретенным в короткие сроки под влиянием экстремальных условий.
С психофизиологической точки зрения они отличаются от своих сверстников психологической адаптированностью к устрашающим реалиям современного боя. В ряде случаев это приводит к эмоциональной холодности, к импульсивному или, наоборот, депрессивному стереотипам поведения. Приобретаемый ими «особый статус в семье» способствует расторможенности при минимизации сдерживающих факторов. При этом следует учитывать, что процесс реадаптации значительно длиннее по своим срокам процесса адаптации и длится в течение нескольких лет. [6. c. 96-110]
Нельзя не видеть стремления этой группы молодежи к объединению в свою организацию (например, клубы воинов-интернационалистов). В основе такого объединения лежат другие мотивы, нежели которые присущи неформальным объединениям молодежи вообще. Если вторым присущи мотивация удовлетворения своих интеллектуальных интересов, проведение досуга и так далее, то первым присущи активные общественно-политические мотивы, связанные, прежде всего с обеспечением своей социально-правовой защищенности.
Однако в целом данная категория молодежи, отличаясь от своих сверстников более высокой социальной зрелостью, может быть использована как мощная сила активизации военно-патриотического воспитания в решении задач перестройки и ускорения социально-экономического прогресса в современных условиях. Заметим также, что система военно-патриотического воспитания должна быть нацелена на пропаганду мужества, отваги и стойкости воинов-интернационалистов.
Все это дает основание говорить об острой необходимости активного вовлечения молодых людей в социальную практику, в разностороннюю общественно полезную деятельность, использования их в организации военно-патриотической работы, в пропаганде героических подвигов воинов - продолжателей традиций старших поколений защитников Отечества.