Смекни!
smekni.com

Методы и приемы военно-патриотического воспитания на уроках раздела "Основы военной службы" курса ОБЖ с учащимися 11-х классов (стр. 3 из 12)


1.2 Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание, система

Высокий патриотизм считается важнейшим источником стойкости морального духа. Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Это определение указывает на историческое развитие социального содержания патриотизма, опровергает идеалистическое объяснение его сущности как расового или биологического явления.

Вместе с тем объективно обусловлена необходимость новых подходов к военно-патриотическому воспитанию, учитывая ситуацию, возросшие интересы и запросы россиян, а также обстановку на международной арене, особенности нынешних взаимоотношений между государствами.

Глубокое понимание, необходимости укрепления обороноспособности страны, правильная оценка социальной значимости этого - важнейшее качество человека.

Если подходить к выяснению сущности военно-патриотического воспитания функционально, то оно, являясь составной частью идейно-воспитательной работы, представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность по формированию у россиян высокого оборонного сознания, идейно-политических, морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества. Одновременно это процесс овладения военно-техническими знаниями, физического совершенствования личности.[4. c. 57-62]

Опираясь на приведенное выше определение сущности военно-патриотического воспитания, следует отметить, что оно имеет свои более или менее очерченные границы, качественную определенность. Это позволяет выделить его специфические черты, цели, задачи, направления и средства.

Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию - функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. По отношению к индивиду, классу или социальной группе исследуемая воспитательная система выполняет роль планомерного влияния на формирование гармонически развитой личности и, главным образом, ее оборонного сознания, чувства исторической ответственности за судьбы Родины, постоянной готовности к ее вооруженной защите.

С социологической точки зрения, как видно, можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой системы. К ним следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования оборонного сознания, в процессе осуществления которой у подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, политической бдительности, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание этой роли как гражданского и воинского долга. Во-вторых, это функция формирования готовности трудящихся, особенно молодежи, к ратному труду защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооруженным Силам, профессии офицера, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности. В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества. И, наконец, в-четвертых, функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы.

Думается, что все вышеназванные функции отражают основные составные компоненты процесса воспитания (политическое, трудовое, нравственное), их преломление в такой важнейшей области человеческой деятельности, как вооруженная защита Отечества. Безусловно, все функции диалектически взаимосвязаны между собой, взаимопроникают и дополняют друг друга. В то же время каждая из них имеет и свою качественную определенность.

Названные функции обусловливают и основные направления военно-патриотического воспитания. К ним можно отнести: широкую пропаганду необходимости защиты Отечества, политики Российского государства, направленной на обеспечение высокой обороноспособности страны, разоблачение агрессивных замыслов наиболее реакционных кругов; формирование у юношества любви к Вооруженным Силам и воинской службе, информирование широких слоев населения о новых качественных изменениях, происходящих в военном деле, российской военной доктрине, профессии офицера и так далее; воспитание молодого поколения страны на боевых традициях русского народа, армии и флота; формирование у всех; людей высоких морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества; овладение военными знаниями, умениями и навыками; физическое совершенствование личности, подготовка ее к перенесению возросших трудностей воинской службы.

Таким образом, система военно-патриотического воспитания отличается сложными, организационными связями, которые находятся в тесном взаимодействии.[5. c. 115-128]

Исходя из собственно воспитательных функций рассматриваемой нами системы, можно выделить следующие подсистемы:

- военно-патриотическое воспитание в процессе преподавания общественных дисциплин в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах и высших учебных заведениях;

- массовая военно-патриотическая и военно-шефская работа;

- начальная военная подготовка в общеобразовательных школах, ПТУ и техникумах, трудовых коллективах; деятельность военных кафедр высших учебных заведений; переподготовка воинов запаса;

- деятельность средств массовой информации и творческих союзов, направленная на военно-патриотическое воспитание населения.

Даже ближайшее рассмотрение этих подсистем говорит о функциональном отличии их друг от друга. В преподавании общественных наук превалирует, например, мировоззренческая функция, в начальной военной подготовке более ярко выражена по сравнению с другими функция привития молодежи военных знаний, умений и навыков, необходимых для вооруженной защиты Отечества, деятельность средств массовой информации прежде всего связана с военно-политическим информированием, усилия творческих союзов сосредоточиваются на формировании у людей социальной ориентации на героический нравственно-эстетический идеал.

Известно, что формирование оборонного сознания, постоянной готовности к защите Родины наиболее активно происходит в период службы молодых людей в рядах Вооруженных Сил. Здесь процесс военно-патриотического воспитания достигает наивысшей интенсификации, ибо на личность воздействуют не только все звенья воспитательной работы, но и сама воинская деятельность, условия, в которых она протекает, воинский коллектив.

Военно-патриотическое воспитание как целостная система активно взаимодействует с внешней (по отношению к ней) социальной средой. Механизм этого взаимодействия носит сложный характер, ибо многие трудно уловимые процессы, например спонтанно складывающееся общественное мнение, могут оказать не менее сильное воздействие, чем целенаправленная, хорошо отлаженная воспитательная система. Воспринимая различные факты противоречивости международной обстановки, люди дают им особую социальную оценку. Нарастающая или, наоборот, снижающаяся опасность войны оценивается ими в усиленном, гипертрофированном виде. В первом случае это чревато порождением неуверенности, беспокойства, даже паники, во втором пацифистскими настроениями. Вот почему система военно-патриотического воспитания должна быть постоянно нацелена на снятие этого дестабилизирующего влияния.

В то же время известные события могут вызвать повышение военно-патриотической активности. Так, например, события, связанные с ликвидацией последствий землетрясения в Армении, сопровождались активизацией патриотических и интернациональных чувств советских людей. В эти периоды увеличивался поток заявлений от трудящихся, молодых воинов армии и флота в военные комиссариаты, государственные и общественные органы с просьбой направить их в регионы. Что здесь важно для воспитательной практики? Взаимодействуя с окружающей средой, в данном случае воспитательная система должна ориентироваться не на близлежащие цели, а на перспективные, решать не частные, а всеобщие, главные задачи. На практике это не всегда делается. Часто возникающие позитивные процессы угасают, не вступив во взаимодействие с системой воспитания. В других случаях эта взаимосвязь обрывается на уровне только «мобилизационных» усилий со стороны последней.

Таким образом, организуя процесс военно-патриотического воспитания, очень важно учитывать подобные процессы, для того чтобы своевременно корректировать формы и методы воздействия на формирование оборонного сознания людей.[6. c. 156-170]

1.3 Эффективность военно-патриотического воспитания и ее критерии

Определение сущности эффективности военно-патриотического воспитания, всестороннее рассмотрение его содержания и структуры имеет важное значение. Решение этой проблемы расширяет границы научного познания самого воспитательного процесса, вооружает практических работников общими методологическими принципами оценки его результативности, способствует выработке единых, конкретных показателей, по которым можно с наибольшей степенью вероятности судить об оптимальности функционирования рассматриваемой системы. Это тем более важно, что специальных работ, посвященных анализу данной проблемы, до сих пор нет.[12. c. 39-53]

Зачастую эффективность военно-патриотического воспитания определяется только по результатам подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, что в значительной степени искажает общую картину, деформирует ее, ибо из «зоны эффективности» исключается такой важный элемент как воинская служба. Часто результативность воздействия на формирование оборонного, героико-патриотического сознания юношества, привитие ему необходимых качеств вооруженного защитника Отечества устанавливается по ведомственному признаку, то есть определяется результативность усилий какого-либо одного субъекта воспитания. Более того, во многих случаях об эффективности системы судят по успешно проведенным, хотя важным, но эпизодическим мероприятиям или масштабным военно-патриотическим кампаниям. Такое смещение или подмена одного понятия другим отнюдь не способствует улучшению воспитательного процесса, в значительной мере затрудняет оценку результативности, а, следовательно, и совершенствование в перспективе.