Воспитатель уступает просьбе и начинает читать текст повторно и в 3, и в 4 раз, но нельзя, чтобы чтение надоело детям - при ослаблении внимания чтение нужно прекратить. Лучше прочесть это в другой раз, когда дети смогут прослушать его с таким же удовольствием.
Чем младше дети, тем быстрее они утомляются от повторного чтения. Цель повторного чтения основных эпизодов, интересных описаний, важных рассуждений изучаемого произведения для лучшего усвоения его этического и эстетического содержания, непроизвольное усвоение языка (речи).
В 3-4 года (в 1 и 2 младших группах) отдельные места читаемых произведений повторяют просто для того, чтобы дети их запомнили - запомнили содержание, те слова, которыми оно выражено, интонацию, т.е. повторения для развития чувства языка.
Программа детского сада предусматривает для этого много произведений устного народного творчества, в которых основной мотив многократно повторяется: это сказки "Курочка-ряба", "Репка", "теремок", "Колобок", "Козлята и волк", "Маша и медведь", "Коза-дереза" и др. эти повторы и прочтения сказки можно закрепить в памяти еще раз - например, в 1-ой младшей, чтобы уяснить какие же яички снесла курочка повторяются соответствующие места сказки (снесла курочка яичко, не простое - золотое).
Читая (рассказывая) во 2-ой младшей группе уже знакомую детям сказку "Колобок", надо постараться, чтобы дети запомнили песенку колобка, и для этого повторяться. Естественно, что усваиваются и интонации персонажей.
Рассматривание картинок в книжке.
Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети"не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.
Но после того как книга прочитана, внимание детей фиксируется на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, веще события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книги после рассматривания иллюстраций словесный материал усваивается очень интенсивно.
Исключение - в тех случаях, когда в книге идет речь о вещах, неизвестных детям, когда встречаются незнакомые, непонятные слова - целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие иллюстрации.
Известны иллюстраторы-художники, по праву - соавторы писателей: иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; иллюстрации И. Васнецова к народным сказкам; рисунки В. Горяева к стихотворениям А. Барто, рисунки Ф. Лемкуль к стихотворениям С. Михалкова.
Приемы рассматривания меняются по возрастным группам:
узнавание ребенком персонажей, вещей;
соотнесение фраз текста с картинками;
оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жестов ребенка;
сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
1-ая часть облегчается тем, что сам педагог показывает иллюстрации в процессе чтения (сначала читает весь рассказ). Например, при чтении "Цыпленка" К. Чуковского, если дети раньше видели цыпленка, им не нужно было до чтения объяснять и показывать его. Затем, при повторном чтении, воспитатель показывает детям картинки, изображающие героев рассказа в соответствующих ситуациях. Затем воспитатель раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть картинки. После того, как они рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения к иллюстрации.
Диафильмы на темы тех сказок и рассказов, которые уже дети слушали в чтении, и которые видели картинки - иллюстрации, т. е это еще одно толкование образов персонажей, созданных художником. По сравнению с типографским исполнением рисунка диафильм отличается своеобразием материальных средств подачи иллюстрации (фотопленка, слайд, проекционное устройство дл их демонстрации). Проекция может сопровождаться и голосом воспитателя, и голосом диктора с пластинки, магнитофона, т.е. технизация обучения родному языку, имеющая несравненно большее возбуждение детей. Но, учебное средство, сильно воздействующее на эмоциональную сферу детей, быстро утрачивает свою действенность, если они используются слишком часто.
Диафильмы достаточно показывать примерно 10 раз в году, на занятиях и вне занятий - в уголке книги, при повторном чтении какой-либо сказки, рассказа.
К концу пребывания в 1-ой младшей группе (к 3 годам) - диафильм "Курочка-Ряба" - дети рассматривают каждый кадр сказки, с удовольствием находят знакомые. Перед просмотром диафильм рекомендуется рассмотреть с малышами картинки в книге на ту же тему, а во время просмотра - упражнять в звукоподражании.
Во 2-ой младшей группе рекомендуется расчленять зрительное и слуховое восприятие. При демонстрации дети сначала самым внимательным образом рассматривают кадр-картинку, а затем - слушают рассказ об увиденном. В иных случаях - можно организовать игру-драматизацию художественного произведения. После того, как дети рассмотрят кадр-картинку воспитатель передает содержание с охранением интонаций. После показа диафильма - организуется своеобразное его обсуждение - дети воспроизводят отдельные эпизоды, делятся своими впечатлениями, делают свои выводы. Малыши вначале трудно воспринимают голос, записанный на пластинке, но быстро привыкают к этому.
Приемы словесной помощи при слушании художественного произведения.
Помощь в понимании позволяет лучше усвоить текст, обогатить словарь, грамматику (дает новые знания об окружающем):
объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
введение слов - этических оценок поступков героев;
привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям.
сравнение 2 произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или - противопоставлять поведение в сходных ситуациях 2 героев - положительного и отрицательного.
Примитивный синтаксис - свидетельство примитивности мысли. Художественное произведение - важнейший метод, единственное средство создания искусственной речевой среды с оптимальным развивающим потенциалом в области синтаксиса. Слушание чтения художественного произведения на занятии - это только 1-ая часть учебной работы по обучению детей связной речи, а 2-ая часть - перерассказ прочитанного, который проводится с помощью таких предназначенных специально для развития и совершенствования фонетического, лексического, грамматического компонентов речи детей. Все виды учебной работы сливаются в единый методический процесс развития связной речи в связи с чтением, рассказыванием литературных произведений.
Перед рассказыванием воспитатель проводит серьезную выборочную работу, упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление образных средств, иногда меняет сюжет, связывая воедино события и осмысленное ведение чередующихся иллюстраций. В свободном изложении воспитатель передает главное.
С детьми надо говорить правильным литературным языком, а не опускаться до их речевого уровня. Есть произведения, для сохранения художественного своеобразия которых надо передавать почти дословно ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина). Рассказывание непременно включает элементы театрализации: воспитатель заботится о соответствии рассказу своих интонаций, мимики жестов, даже одежды.
Подготовка воспитателя к рассказыванию:
воспитатель внимательно прочитывает текст выбранного им произведения
он намечает те места, которые можно сократить без искажения смысла
намечает те фразы, которые целесообразно заменить синонимами
производит обычную рабочую разметку интонации текста (паузы, логические ударения, темп, тембр - эмоциональная окраска голоса)
продумывает элементы артистического выступления перед детьми - мимика, жесты, отмечает места текста, которые будет петь.
Заучивание наизусть стихотворений.
У процесса запоминания 2 пути: непроизвольный (в процессе деятельности, имеющий другие цели) и произвольный (результат сознательного намерения запомнить) (по А.А. Смирнову).
На занятиях по чтению дети слушают, обсуждают, перерассказывают литературные произведения и невольно запоминают их целиком или частично.
Необходимо учить запоминанию, т.к в раннем и младшем школьном возрасте ребенок не умеет сам прилагать усилия (это внутренняя интеллектуальная работа, полезная ребенку в 3 отношениях: помогает более быстрому обогащению речи ребенка, интенсивнее развивает эстетические чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного), укрепляет память - образную и вербальную (самую совершенную по П.П. Блонскому).
Дошкольники могут специально заучивать художественные произведения несложных жанров, начиная с потешек в 1-ой и 2-ой младшей группах.
Приемы произвольного запоминания:
1. повторение текста
2. припоминание текста
Припоминание необходимо поощрять, предотвращая, по словам К.Д. Ушинского, леность вспомнить забытое (5,217).
Средства активизации детей в повторении и припоминании текста:
само художественное поэтическое произведение должно нравиться детям (музыкальность, красочность образов, эстетическое содержание), доставлять эстетическое удовольствие, нравственное удовлетворение.
дети могут выполнить просьбу воспитателя из любви к своим родителям и другим слушателям в стремлении образовать их.