Чуть тает тихий свет зари, звенит сверчок под лавкой в уголке, из серебра узор чеканит в окошке месяц молодой... Укропом пахнет с огорода... Родимый край...
Кресты родных моих могил, и над левадой дым кизечный, и пятна белых куреней в зеленой раме рощ вербовых, зерно с буреющей соломой и журавель, застывший в думе, - волнует сердце мне сильней всех дивных стран за дальними морями, где красота природы и искусство создали мир очарований. Тебя люблю, родимый край.
Напев протяжный песен старины, тоска и удаль, красота разлуки и грусть безбрежная — щемят мне сердце сладкой болью печали, невыразимо близкой и родной.
Молчание мудрое седых курганов и в небе клекот сизого орла, в жемчужном мареве виденья зипунных рыцарей былых, поливших кровью молодецкой, усеявших казацкими костями простор зеленый и родной... Не ты ли это, Родимый край?
Во дни безвременья, в годину смутную развала и паденья духа я, ненавидя и любя, слезами горькими оплакивал Тебя, мой Край Родной...»[8,59]
Это произведение, созданное в 1918 г. (приведено в сокращении), не утратило своей свежести и актуальности и в наши дни.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место — город или хутор — несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.
Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами»[4,102]...
«Краеведение — это прежде всего краелюбие», — напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России избранный его председателем профессор С.О. Шмидт. [15]«Самый массовый вид науки», — говорил о краеведении академик Д.С. Лихачев.[8,61] Высокая наука смыкается здесь с массами. Не только фигурально, но и буквально. Ведь краеведческий клуб — единственное, пожалуй, место, где седовласый профессор может обсуждать общую проблему с молодым учителем или школьником из далекого хутора[4,63].
Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить.
. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.
И как не вспомнить здесь слова Виталия Закруткина:
«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?»[5,71]
Родина без нас обойтись может, мы же без нее — ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок[12,104]. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.
Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники. Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.
Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население
В педагогической науке целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.
Основными источниками краеведческой информации являются:
• периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);
• художественная литература (но нужно помнить, что н( каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);
архивные фонды;
фонды музеев;
всякого рода планы и карты;
материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
• материалы статистики;
• устные свидетельства старожилов. Основные принципы краеведческой работы:
• системный подход;
• предельная достоверность фактов;
• синхронность отдельных направлений поиска (например искусство или природу края нельзя рассматривать исторического контекста).
Формы краеведческой работы — урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).
Внеурочная краеведческая работа — это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).
Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.
Хорошо, когда школьная поисковая краеведческая работа согласуется с работой местных государственных музеев или осуществляется под их патронажем. В этом случае успех обеспечен. К примеру, поисковые экспедиции школьников г. Таганрога многое дали литературному музею А.П. Чехова; школьники г. Ростова под руководством учителя истории, выполнившие раскопки обломков свыше 10 погибших самолетов, множество материалов передали в областной краеведческий музей; государственный музей «Почтовая станция» в г. Аксае начинался со скромного музея одной из школ города.
Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если отностесь к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.
Только после хорошей методической подготовки можно подойти к практической реализации своих замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдельных задач, конечно же, зависят от возрастной группы..
Для того чтобы младшие школьники смогли в полной мере почувствовать особенности школы, проникнуться ее традициями, а затем и продолжить их, взрослые, должны хорошо знать малышей, их особенности.
В книге Ш. А. Амонашвили «В школе — с шести лет» автор называет ряд свойств , имеющих особое значение для эффективной организации учебно-воспитательной работы с ними в условиях школы. К этим свойствам относятся: недостаточность социально-нравственного опыта; преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности; стремление к игровой деятельности[1,79].
Попробуем проследить на примерах работы многих школ, как решаются задачи военно-патриотического воспитания младших школьников с учетом особенностей этого возраста, что можно сделать в целях становления защитника Родины в процессе учебно-воспитательной работы.
Многие учителя с первых школьных дней формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм — это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество.
Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, учителя составляют списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения. Часть из них обсуждается на внеклассных занятиях, например: «Володька—партизанский сын» А. Первенцева, «Капитан Гастелло» А. Беляева, «Штурм рейхстага» Б. Горбатова, «Кортик» А. Рыбакова, «Что ты сделал хорошего» Л. Татьяничевой, и др.
В ряде школ умело используется чтение художественных произведений, посвященных юным героям. Нам кажется, что с огромным интересом будут читать третьеклассники «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара.и др., к сожалению, забытые сейчас книги. На встречу с ребятами обязательно необходимо приглашать ветеранов войны. Они познакомят школьников с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с героическими поступками детей — пионеров и школьников. Потом можно проводить военно – патриотические игры, которые тоже забыты, можно возродить тимуровскую работу , оказывая постоянную помощь ветеранам войны и не только в дни праздников.
Представляют интерес уроки мужества, проводимые в начальных классах.. Для участия в них в школу прибывают ветераны Великой Отечественной войны. Далее можно а проводить смотр войск Каждый класс имеет свою форму: летчиков, танкистов, пограничников, матросов.. Судейство организуют старшеклассники. Почетное жюри — ветераны.. Таким образом, смотр войск фактически открывают уроки мужества, преломляя преемственность поколений в военно-патриотической деятельности школьников.