«Особенно полезно проводить артикуляторные упражнения под контролем зрения перед зеркалом, т.к. зрительный контроль не только уточняет, но и усиливает движение. Зрительная гимнастика является общепризнанным методом воспитания не только артикуляторных, но и вообще мимико-жестикуляторных движений.
Помимо действия добавочного зрительного раздражителя, показ усиливает осмысление данной артикуляции и оживляет занятие» - (Хватцев М.Е. Логопедия, М., 1959, с.96-108).
Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так при формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Последовательно даются следующие упражнения: для укрепления мышц щек – надуть щеки и удерживать в них воздух («Надуть два шарика»), втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте («Худенький Петя»); для выработки направленной воздушной струи – не надувая щек, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образовывая посередине круглое «окошечко», сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и др.) или дуть на лежащий на столе карандаш, чтобы он покатился. Затем нужно научить ребенка образовывать узкую щель с растянутыми в легкой улыбке сближенными губами (углы рта при этом прижаты друг к другу). Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен (упражнение «Пропеллер»).
При таком же положении губ ребенку предлагают положить между ними широкий кончик языка («пошлепать» язык губами со звуком – ПЯ, ПЯ, ПЯ тогда он станет распластанным), посередине языка, вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спиченку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки с поднесенной ко рту тыльной стороны руки.
Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук.
Для этого используются упражнения (см. приложение), это могут быть настольные игры «Мозаика», различные игры с пальчиками. Одним из видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребенка умения улавливать разницу между правильным и искаженным звуком. Нужно давать ему возможность сопоставить образец логопеда и сравнивать с его собственным искаженным произношением.
При замене ребенком одного звука другим проводят дифференциацию на слух нарушенного звука и его заменителя.
Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков – сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования произносимых ребенком правильно). Отработка опорных звуков предусматривает следующее уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном, а затем в слогах, словах, предложениях.
Для звука С опорными будут являться звуки И, Ф. звуки С, И – одинаковые по способу образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится за нижними резцами. Отрабатывая звук И, нужно добиться положения широкого кончика языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам. Звуки С, Ф – одинаковы по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук Ф, нужно добиться направленной воздушной струи, идущей в узкую щель, образованную нижней губой и верхними резцами. Соединив эти два отработанных элемента, можно добиться правильного произношения звука С.
Для Ш опорным является Т, С. Звуки Ш, Т – одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится вверху. Отрабатывая звук, нужно добиваться умения поднимать кончик языка к альвеолам. Звуки Ш, С – одинаковы по способу образования (щелевые). Отрабатывая С, нужно добиваться направленной воздушной струи, идущей по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, можно добиться правильного произношения звука Ш.
Для Л опорными являются Т, Ы (Т дает подъем кончика языка к альвеолам, а Ы – подъем с задней части языка к небу), для Р – Д и С (Д отрабатывает подъем напряженного кончика языка вверх, С – направленную воздушную струю).
Таким образом, отрабатывая опорные звуки, можно уже на подготовительном этапе добиться их четкого произношения в слогах, словах, фразах, что помогает в выработке хорошей дикции; нужно приучать ребенка выделять опорный звук в слогах, словах, предложениях, это развивает его фонематический слух, дает практическое представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «предложение». Все это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слова и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.
К следующему этапу – постановке звука – можно переходить, когда ребенок научится довольно быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать профессиональное звучание от искаженного.
Постановка звука.
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений положений органов артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.
Различают три основных способа постановки звука.
Первый способ – по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движение положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучание данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база осознанного воспроизведения ребенком звука.
Дополнительно используются тактильные вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука Ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагается произнести звук И (логопед контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом, нужно сблизить зубы и пустить по языку ветерок так, чтобы получился свист). В результате свистящий звук С.
Второй способ – с механической помощью. Он используется, когда ребенку недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка к верхним зубам, для выработки вибрации кончика языка логопед может использовать шпатель или специальный зонд. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук С, логопед шпателем поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук Ш.
Третий способ – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.
При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подготовки, подсказывающей логопеду, что следует делать в том или ином случае, ему необходимы определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять намеченное.
Постановка звука – это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильных сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, логопед на первых порах говорит ребенку, какой звук хочет получить, а называет звукоподражание.
Например, при постановке звука З логопед, создавая правильную артикуляционную базу, говорите ребенку: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык за нижние зубы, чуть приоткрой рот, сделай узенькую щель, пусти по языку длинный «ветерок» и дай голос. Если ребенок выполняет все инструкции правильно, у него получается чистый звук З. (Если он искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочь ребенку достичь нужного положения органов артикуляции). Как только логопед услышит правильно произносимый звук, он вводит соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко звонит звонок? Еще раз так позвони». Когда звук будет поставлен, логопед соотносит звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребенку: «Звонок звенит, так же как я произношу ЗЗЗ. Скажи и ты длительно звук З: ЗЗЗ».
Для каждого звука, который ставит логопед, он должен подобрать предметную картинку, символ и перерисовать ее в тетрадь ребенка. Поскольку звук для ребенка – предмет абстрактный, картинка – символ, должна по двум-трем параметрам соответствовать этому звуку, чтобы ребенку легче было их соотнести, а в дальнейшем и запомнить картинку, обозначающую этот звук.
Звукоподражание, которое мы соотносим с предметом (или животным, птицей) изображенным на картинке, также должно напоминать нужный звук. Например, РРР – рычит тигр, ЖЖЖ – жужжит жук и т.п.
В названии предмета (животного, птицы) или действия, им производимого, должен звучать соответствующий звук. Например: З – Звонок, Ч – кузнеЧик стрекоЧет и т.д. желательно, чтобы картинка-символ была соотнесена с движениями основных определенных движений артикуляционного аппарата, подсказывала ребенку направление движений. Например, воздух из шланга насоса выходит вниз, и кончик языка опущен за нижние зубы (звук С), жужжит пчела – кончик языка поднимается вверх (звук Ж).