Смекни!
smekni.com

Обучение видам речевой деятельности на уроках русского языка (стр. 7 из 8)

1. Предлагается изменить форму лица, времени, наклонения: например, передать содержание исходного текста не от 1-го, а от 3-го лица, не в форме прошедшего, а в форме настоящего времени и т. д. Необходимо различать изложение с заменой лица рассказчика и изложение с заменой формы лица рассказчика. Первое требует переосмысления содержания излагаемого — например, пастушок и Метелица по-разному (с точки зрения содержания и языкового оформления) рассказали бы о своей встрече в поле у костра. Второе изложение предполагает лишь замену формы лица — например, замену 1-го лица (я) 3-м (Писатель, он…) — и от­носится к рассматриваемой группе изложения.

2. Предлагается употребить в изложении определенные сло­ва, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте, или определенные группы слов, словосочетаний, предложений. Та­кие языковые средства отмечаются в тексте, выписываются и т. д. Изложения с языковым заданием — средство, с помощью которого реализуется взаимосвязь между уроками изучения основной про­граммы школьного курса русского языка и работой по развитию связной речи учащихся.

Другие основания для выделения видов изложений: тематика исходного текста (о дружбе, о мире, о животных и т. д.), жанрово-композиционные особенности исходного текста (изложение-описа­ние, изложение учебной статьи и т. д.).

Форма речи (устный пересказ, письменное изложение), устные изложения (пересказы) являются предметом специального обучения в начальной школе. Эта работа получает свое дальнейшее развитие в средней школе, -где используются тексты более разнообразные по стилю, структуре и более сложные по своей информативной нагрузке (в том числе и тексты параграфов учебника).

В V—IX классах словесник проводит специальные обучающие изложения. Смысл, этой работы — научить детей способам деятель­ности по созданию текста на основе исходного.

Основные этапы этой работы:

1) уточнение (учителем) речевой задачи;

2) вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят
текст для изложения (если это необходимо);

3) чтение текста учителем или прослушивание грамзаписи текста
на пластинке;

4) определение темы и основной мысли исходного текста;

5) анализ его содержания и структуры (составление компо­зиционной схемы и плана текста), словарная работа, анализ языко­вых особенностей текста;

6) повторное чтение или прослушивание текста.

Работе над исходным текстом может предшествовать предвари­тельная (за несколько дней) языковая подготовка (лексическая, орфографическая и т. д.), рассредоточенная во времени (рассредо­точенная подготовка). Ее назначение — предупредить различного рода ошибки и недочеты, подготовить к восприятию текста.

Письменные изложения, которые обычно проводятся учителем-словесником, также оцениваются в соответствии с «Нормами оценки. . .» по тем же критериям, что и сочинения. Устные изложения (пересказы) учебных текстов оцениваются в соответствии с «Нормами оценки. . .» по критериям, указанным для оценки устных ответов по предмету.

3.4 Сочинения.

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике (по содержанию) делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы (например: «Сравнительная ха­рактеристика слов зелень — зеленый — зеленеть», «Самая интерес­ная тема программы по русскому языку»[7:7], «Для чего нужно изучать фонетику» и т. д.) и сочинения на темы из жизни — на так назы­ваемые свободные темы (это наименование не совсем точно отражает существо дела, так как обычно ученику предлагается одна или несколько тем и он или совсем несвободен или относительно свободен в выборе темы)[1:286].

В современной школе сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объ­ясняется их широкими воспитательно-образовательными воз­можностями.

По типу создаваемых текстов различаются: а) сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам» — сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования, описания и т. д.; б) сочинения, близкие к тем ре­чевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике (хотя и они выполняются на школьном уровне): рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк (портретный), доклад и т. д.

По стилю различаются сочинения разговорного стиля (на­пример, рассказ о случае из жизни) и книжных стилей: делового (например, деловое описание), научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного (например, художественное описание при­роды) .

По источнику получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведе­ний живописи, диа-кино-теле-фильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и т. д. При этом, естественно, в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.

К источникам другого(психологического) — ряда относятся память (сочинения на основе жизненного опыта, в основе которых лежат прошлый опыт, сложившиеся представления, приобретенные ранее знания и т. д.); восприятие (сочинения по наблюдениям, т. е. на основе специально организованного восприятия); вооб­ражение (сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие представления, образы, с которыми в жизни юный автор никогда не встречался: «Школа в будущем», «Я лечу на Луну» и т. д.).

По объему выделяются сочинения-миниатюры. Они отли­чаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объе­мом, который в большинстве случаев обусловлен конкретным «узким» характером темы («Осеннее небо сегодня», а не «Осень в нашем парке»), реже — композиционно-жанровыми особенностями сочинения (в частности, формой дневниковых записей, пейзажных зарисовок и т. д.). К сочинениям-миниатюрам предъявляются те же требования, что и к обычным сочинениям.

По осложненности дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфоло­гическим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям.

Эти сочинения используются, как правило, на уроках родного языка для закрепления знаний, умений и навыков, полученных учениками при изучении материала основной программы

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяются три этапа:

1) подготовка и организация сочинений;

2) их проверка и оценка;

3) анализ проверенных работ в классе.

I. Начиная подготовку, учитель прежде всего объявляет о теме (тематике) предстоящего сочинения и ставит перед соавторами определенные задачи (за 1—2 недели до написания работы). Допустим, школьникам предстоит описать зимнюю природу (описание природы предусмотрено программой VI класса). С самого начала учитель подчеркивает, что он указывает широкую тему — «Зимняя природа», но что каждый будет писать о чем-то очень конкретном и обязательно о своих впечатлениях и наблюдениях. Что же это за конкретные темы? Их примерная тематика (некоторые из формулировок навеяны строчками стихов и прозы писателей): «Прелесть утренней зимы» (Н. Асеев); «Все сегодня особенно мило мне» (Д. Костюрин); «Мороз и солнце! День чудесный!» (А. Пушкин); «Деревья в плену» (М. Пришвин); «Когда выпал первый снег...», «Идет снег. .. (снегопад)»; «Снег в декабре (сегодня в эти дни)»; «Зимнее небо»; «В метель»; «После метели»; «Внизу под моим окном»; «Раннее зимнее утро»; «Зимние сумерки»; «Какой я видел (а) зиму вчера на прогулке»; «Волшеб­ница-зима у нас в ...»; «Зима в нашем лесу (парке, сквере)»; «О чем рассказали мне следы в снежном лесу»; «Ель (березка, сосна и т. п.) в зимнем лесу»; «Белая тишина»; «Снегири (дятлы, синицы.. .) в зимнем лесу (у меня на балконе и т. д.)»; «У птичьей кормушки»; «В новогоднюю ночь..»; «И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла»; «Появились сосульки. . .» и т. д.

Это, конечно, сугубо примерная тематика. Она изменяется и дополняется учениками. В данном случае важно показать детям, с каких разных сторон можно подойти к сочинению-описанию «Зим­няя природа», и натолкнуть детей на поиски своей темы и своего подхода к ее раскрытию. Поэтому учитель сразу же организует наблюдения детей, непосредственное восприятие ими живой приро­ды, которая их окружает (это и поможет выбрать конкретную тему сочинения), и направляет их на поиски текстов (поэтических, прозаических), где описывается зимняя природа.

Затем начинается актуализация, условно говоря, «зимнего словаря» учащихся. В первый раз дети назовут или запишут на страницах своего словаря те из «зимних слов», которые они вспомнят в связи с объявленной темой. На следующих уроках эти «зимние словарики» будут пополняться за счет тех слов, которые ученики найдут в результате своих наблюдений и чтения «зимних» текстов. Периодически на следующих уроках ученики делятся своими впе­чатлениями (это могут быть устные и письменные зарисовки), читают найденные тексты, говорят о том, что их привлекло в этих текстах, в частности, отмечают интересные повороты темы, основ­ную мысль автора, изобразительно-выразительные средства, отно­сящиеся к описанию неба, земли, снега, реки, деревьев и т. д. Найденные детьми «зимние» тексты учитель использует в самых различных целях (при опросе, закреплении и т. д.), а также мо­жет сделать предметом специального анализа. Начинается этап анализа текстов, когда ученики определяют тему текста, его основную мысль (она нередко прямо формулируется автором), стиль текста, его структуру; находят языковые средства, которые несут большую смысловую нагрузку в раскрытии замысла писателя. В этих же целях может быть использован любой текст из учебника и из дидактических материалов, который ученики могут воспри­нимать.

На «пути» к созданию своего текста-описания (по наблюде­ниям) могут быть использованы самые различные виды работ, например: