Смекни!
smekni.com

Народная педагогика в семейном воспитании (стр. 4 из 5)

Трагедия современных башкирских детей в том, что они с младенческого возраста слышат русскую речь, учатся разговаривать на русском языке, потому что их родители не владеют башкирским языком, ибо когда-то они учились в школе на русском языке и чтобы у успевать по всем предметам, серьезно изучали русский язык и забыли родной. Практически эти родители не знают на русского ни башкирского языков. В наше время знание русского языка не диво, потому что русский язык окружает нас везде и всюду - это и радио, и телевидение, и специальная литература, и новые вещи, и общение в общественных местах, поскольку иноязычного окружения больше, и все они говорят на русском языке. Гораздо сложнее знать родной язык, общаться на нем, читать газеты, наслаждаться художественной литературой, зато родной язык раскрывает такие просторы и глубины человеческого общения, человеческих отношений, возможности воспитания ребенка, что ради этого стоит изучить родной язык. Как бы далеко мы не отошли от родного языка, увлекшись русским языком, все равно наши корни в родном языке, стоит только заняться родным языком, он быстро раскроет свои тайны, а тайны для русского языка для нерусского человека всегда будут находиться за семью замками.

На колыбельные песни нужно обратить особое внимание, поскольку они постепенно забываются, между тем исполнение колыбельных песен младенцу - это начало его духовного воспитания.

Ш.А. Мирзоев в своей книге «Народная педагогика, словесные средства воспитания» пишет: Колыбельная песня служила призывом к нравственному совершенству. Порой достаточно было сказать: «Наверное мать не пела над твоей колыбелью», - и человек мог серьезно осмыслить свои поступки».

Ярко сказал о колыбельных песнях великий дагестанский поэт Р.Гамзатов: «Песня матери главная песня в мире, начало всех человеческих песен. Если бы не было ее, колыбельной, не было бы на свете и других песен. И, может быть, меньше в мире стало бы радости, меньше счастья, меньше поэзии».

Уже с колыбели народ воспитывал детей раздельно, девочкам пели одни колыбельные песни, а мальчикам – другие. Ранняя половая идентификация, раздельное воспитание характерны для народной педагогики и являются одним из средств формирования нравственной чистоплотности. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще не понятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова пробуждают их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий.

Имя ребенка – самый удобный канал трансляции ему духовных ценностей. Народная педагогика придает имени человека очень большое значение. Так, по верованиям башкир, у человека четыре души, потеря которых решает судьбу человека, - это й2н, 7от, тын, исем, т.е. собственно душа, потеря которой означает прощание с жизнью; душа сердца, потеря которой грозит тяжелыми последствиями, но ее можно вернуть; душа дыхания, потеря которой тоже может закончиться прощанием с жизнью, но ее тоже можно вернуть; и, наконец, душа имени, ее потеря может привести человека к разногласию с самим собой. Имя ребенка обсуждается родителями и родственниками еще до его появления на свет. Родители мечтают видеть своего ребенка красивым, сильным, здоровым, трудолюбивым, умным, высоконравственным, вежливым, наделенным благородными качествами и подбирают имя, которое достойно отражало бы эти свойства. Поэтому имя ребенка является кодом родительских пожеланий, мечтаний, представлений о благородном человеке. В народной педагогике ребенку нужно раскодировать его имя. В беседах с ним родители должны говорить, что, называя его таким именем, они хотели видеть его вот каким и вот каким. Но до этого, конечно же, в ребенке нужно сформировать любовь к его имени.

Рефлексия. Нравственное осмысление прожитого дня, каяние в грехах, удовлетворенность хорошими, добрыми делами, планирование дел на будущее - это известный в народной педагогике метод воспитания подрастающего поколения и самого себя. Из народной педагогики этот метод перешел в религиозные учения. «Коран» призывает мусульман ежедневно молиться Аллаху, просит у него прощения за содеянные грехи и надеяться, что Аллах простит. Родителям нужно находить время и каждый вечер беседовать с ребенком с самого раннего возраста о прошедшем дне, с кем играл, что видел, здоровался ли со взрослыми, не обидел ли кого и т.д. Если начать эти беседы с раннего возраста, они войдут в привычку, а в раннем школьном и подростковом возрасте будут обязывать ребенка контролировать себя. Вечерние беседы с родителями будут вносить в душу ребенка нравственное очищение, потому что ребенок вместе с родителями будет давать нравственную оценку содеянным делам.

Пример родителей имеет огромное значение в становлении личности ребенка. Родители должны показывать добрый пример не только в труде, но и отношениях между собой, в отношении к соседям, к товарищам по работе, в одежде, в еде, в поведении, в желаниях. Если родители в добрых отношениях с соседями, то и дети растут порядочными, вежливыми к чужим людям. Если родители хорошо отзываются о своих товарищах по работе, рассказывают об их достижениях, об их положительных качествах, естественно у детей возникает интерес к трудовому коллективу, к труду родителей, желание идти по их стопам.

Если родители с восхищением слушают музыку, ценят хорошие телепередачи, вывозят детей на природу, восхищаются окружающими горами, лесами, бывают с детьми на берегах рек и озер, любят красивый ландшафт, у детей появляется эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Большая духовная, нравственная сила заложена в пословицах и поговорках. Сила пословиц и поговорок заключена в концентрации разума, трудового и социального опыта многих человеческих поколений и в их художественных достоинствах - кратности, емкости, образности, энергичности. У каждого народа сотни и сотни пословиц и поговорок о руде, отношении к нему, трудолюбии и лени, старательных и нерадивых, ремесле и мастерстве, соратниках по труду и орудиях труда.

«Эше ю7ты8 726ере ю7» - («К бездельнику уважения нет»); «Эш 30йг2нде халы7 30й2» - «Любящий труд народом любим». – утверждают башкирские пословицы.

Сказки и другие эпические сюжетные произведения устного народного творчества, которые дети слышат с самых ранних лет из уст родителей, являются прекрасным материалом для строительства нравственного мира, умно помогают ребенку вырастить в душе иерархическую лестницу ценностей. Общественная жизнь для ребенка начинается через сказки. Родители через сказки начинают приучать к жизни в обществе.

Народ считает, что для физического развития нужны постоянные физические тренировки. Физические упражнения и подвижные игры, генетически возникнув из трудовых процессов на ранних ступенях общественного развития, на рассматриваемом этапе жизни народа стали применяться им в качестве подготовительных упражнений для физического развития народа. Говоря о народных физических упражнениях, мы, прежде всего, имеем в виду различные варианты упражнений на коне, бег взапуски, метание и переноска различных предметов, лазание по шесту, борьба, соколиная охота и т.д. Существование древнего обычая кочевания в летние месяцы по обширным просторам Южного Урала заставляло детей рано приучаться ездить верхом. Искусство джигитовки считалось самым сложным и трудным, и приобреталось оно постоянной систематической тренировкой с малых лет. Следует заметить, что поныне эти традиционные виды физических упражнений на коне не утратили свои позиции.

Из широко распространенных средств физического воспитания необходимо указать на башкирскую борьбу (к0р2ш), которая составляла неотъемлемый компонент каждого праздника, свадьбы и других увеселительных мероприятий. Башкирская борьба развивает силы, выносливость, быстроту реакции, ловкость, способствует воспитанию инициативы, уверенности, мужества.

В семьях с народно-педагогическими традициями высок и устойчив авторитет родителей. С первых дней своей жизни ребенок слышит колыбельные песни, где воспевается семья и труд, слышит обращение к себе как к помощнику отца или помощнице матери. Подрастая, дети слышат сказки из уст своих родителей о сказочных богатырях, которые могучи, справедливы, в семьях, где родители разучивают со своими детьми стишки, потешки, загадывают загадки, вырастают умные ребята. У ребенка расширяется кругозор, вместе с тем он восхищается широтой кругозора и глубиной ума своих родителей.

2.3. Значение «материнской школы» и «школы сверстников» в жизни человека

Первые шесть лет роста и развития человека великий Я.А. Коменский мудро назвал периодом «материнской школы». Действительно, в этот период ребенок тесно связан с матерью и многое в развитии ребенка зависит от мудрости матери. С момента появления на свет ребенок биологически зависит от матери, со временем биологическая зависимость переходит в эмоциональную привязанность. Отношение матери и отца к ребенку, их взаимные отношения, их любовь и требовательность, их умение обучать и приучать ребенка и т.д. играют решающую роль в закладывании основ будущей личности.

Наиболее развитые дети бывают не у тех матерей, которые с детьми проводят больше времени, и не у тех, кто постоянно о чем – то рассказывает, что-то разъясняет ребенку, а у тех матерей, кто в игры детей не вмешивается, но способствует тому, чтобы ребенок сам открывал мир. Такие мамы всегда бывают рядом, всегда под рукой, всегда готовы комментировать детские «открытия», расширять их, побуждать к новым, связывать только что сделанные «открытия» с уже имеющимися знаниями, приводить их в систему, которая в сознании ребенка станет фундаментом дальнейшего обучения.

Жизненная уверенность - предпосылка всего дальнейшего социального развития ребенка:

- осознание самобытности собственной персоны;

- общественные роли каждого члена семьи (освоение семейных ролей);