Оценочная деятельность произведений искусства танца и музыки является отражением сформированности художественного вкуса. Нами выделялись пять уровней:
1 уровень: самый высокий – дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), и обосновывают свой выбор развернутым суждением;
2 уровень: выше среднего - дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), но не могут обосновывать свой выбор суждением;
3 уровень: средний – выбирают только популярные шлягеры и хиты (или исполнителей), обосновывают свой выбор развернутым суждением;
4 уровень: ниже среднего – выбирают только популярные шлягеры и хиты, (или исполнителей) но не могут обосновывать свой выбор суждением;
5 уровень: низкий – не могут назвать ни исполнителей танца или песни, ни любимое произведение.
Следующей целью диагностики, являлось выявление уровня сформированности традиций национальной хореографической культуры ребенка.
Оценочная деятельность различных произведений танцевального и музыкального искусства через индивидуальное отражение служило показателем сформированности традиций национальной хореографической культуры подростка.
Сопоставив уровень сформированности художественно-эстетического вкуса и традиций национальной хореографической культуры подростка, мы доказывали роль обучения детей подросткового возраста народно-сценического танца как фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры и на основе опытно-экспериментального исследования показать эффективность занятий.
Мы выделили 3 уровня сформированности художественно-эстетического вкуса и традиций национальной хореографической культуры подростка:
высокий – правильно оценивают предлагаемые произведения, обосновывают свой выбор развернутым суждением, правильно используют лексический материал, правильно трактуют сюжетную линию танца;
средний – правильно оценивают предлагаемые произведения, но не могут обосновывать свой выбор развернутым суждением, лексический запас, используемый для характеристики традиций национальной хореографической культуры средний;
низкий – не различают предлагаемые для анализа произведения, или не могут обосновывать свой выбор суждением, лексический запас минимален.
Исходя из анализа педагогической деятельности и выявленной проблемы, поставлена цель – с помощью анкетирования изучить роль обучения народно - сценического танца детей подросткового возраста как фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры и на основе опытно-экспериментального исследования показать эффективность занятий.
Как уже отмечалось выше, нравственно-эстетическое воспитание предполагает формирование таких эстетических воззрений и ценностных установок, которые выражали бы потребность в разносторонней и целостной оценке явлений действительной жизни и искусства. Из анализа литературы мы выявили, что понятие художественно-эстетического вкуса включает в себя более широкое понятие оценки эстетической (способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «мне нравится»). Художественная оценка выносится только относительно произведения искусства.
Таким образом, можно предположить, что занятия народно-сценическим танцем оказывают более благоприятное воздействие, чем занятия ритмикой или современными танцами, на формирование художественно-оценочной деятельности (вкуса), представляющего заключительное звено, итог процесса нравственно-эстетического восприятия.
К сожалению, при всех позитивных результатах, существует проблема набора и сохранения устойчивого контингента занимающихся в студии танца ребят более старшего школьного возраста. На подростка оказывает больше влияние массовая молодежная культура. Занятия народно-сценическим танцем не являются показателем признания в среде одноклассников. Это приводит к определенному обеднению художественно-эстетического вкуса.
Основной целью нашего исследования стало изучение отношения к искусству танца и музыки у детей, вовлеченных в танцевальную деятельность на занятиях народно-сценического танца и ритмикой.
В ответах на первый и второй вопросы анкеты (приложение 1) практически всем респондентам нравится музыка и танцевальное творчество (рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Вам нравится смотреть танцевальные выступления народных коллективов и слушать народную музыку?»
Далее, когда мы начинаем изучать уровень сформированности художественно-эстетического вкуса, мы видим, что дети, занимающиеся народно-сценическим танцем, наиболее информированы в вопросах искусства (рис. 2).
На диаграмме (рис.2) видно, что дети сопричастные в творческом процессе создания и исполнения народно-сценического танца имеют более широкий кругозор в области искусства танца и музыки, что вполне закономерно, обладают хорошим лексическим запасом, используемых для характеристики традиций национальной хореографической культуры.
Рис. 2. Динамика уровня сформированности художественно-эстетического вкуса в начале и в конце исследования
И, наконец, следующим этапом нашего исследования стало оценка уровня формирования нравственно-эстетического вкуса. Оценочная деятельность произведений искусства танца и музыки является отражением сформированности художественного вкуса (рис. 3).
Для этого в вопросах анкеты были простые вопросы: Назовите ваших любимых исполнителей песни или танца и ваши любимые произведения. А далее исследуемые дети должны были обосновать свой выбор.
На наш взгляд, оценку уровня сформированности художественно-эстетического вкуса можно выразить в оценочных суждениях и широтой музыкальных предпочтений. Чем человек больше знает жанров музыки, тем он более осознанно делает свое предпочтение. Давая развернутые ответы и комментарии к своим ответам, дети показывают не только художественно-эстетический вкус, но и нравственно-эстетическое сознание. Ответы на эти вопросы показали следующее (рис.3. Приложение 2).
Диаграмма показывает, что у детей, вовлеченных в творческую танцевальную деятельность, более высокий уровень сформированности художественно-эстетического вкуса. Таким образом, наша гипотеза роли обучения детей подросткового возраста народно-сценическим танцем, как важного фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры полностью подтвердилась. Развитие элементов нравственно-эстетической культуры детей (художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок) будет более эффективным, если в процессе занятий народно-сценическим танцем формирование способности воспринимать, оценивать прекрасное будет построено в определенную систему, включающей в себя различные средства и методы музыкального и хореографического (народно-сценического) жанра.
Конечно, каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Многие авторы отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. Особенно велик воспитательный потенциал обучения народно–сценического танца, как важного компонента сохранения и развития традиций хореографической культуры. Кроме этого , воспитание в раннем возрасте сильного (благодаря физкультуре) и красивого (благодаря танцу) тела будет способствовать формированию сильного и красивого, а главное здорового человека.
Ведь на уроках народно–сценического танца можно постигать народную культуру, расширять кругозор детей в общении с традициями, дошедшими из глубины веков, и сохранившими богатство этнического самосознания, высокую духовность и благородство души народа.
На уроках танца можно научить детей и молодых людей хорошим манерам, вежливому обращению, искусству поклона, красивой походке, правилам поведения в обществе. Здесь можно выработать грацию и изящество движений у девушек, статность, хорошую осанку у юношей. К сожалению, при всех позитивных результатах, существует проблема набора и сохранения устойчивого контингента ребят более старшего школьного возраста.
Заключение
1. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, возрождение народного творчества приобретает все более важное значение. Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народно-сценический танец является одной из высших духовных ценностей русского народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры народов России.
2. Возрастает ценность и значимость деятельности педагога народно-сценического танца. Используя народно-сценический танец как средство сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, в ребенке возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.