Также, одним из наиболее эффективных приемов, активизирующих исследовательскую деятельность учащихся, является постановка проблемных вопросов и исследовательских заданий. Учитель выдвигает проблему для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них. Учитель лишь указывает источники, предлагает ряд тем сочинений, выдвигает темы для семинарских занятий. Также возможен самостоятельный поиск учащимися существенной проблемы для анализа.
Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. "Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, и новые только для школьников… Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает и разъясняет условия и приемы работы, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения поставленных проблем. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности", - писал И.Я. Лернер. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать пути постижения этой истины.
Мы считаем, что для того чтобы учитель мог организовать процесс обучения школьников, подобно процессу исследования, создавать педагогические ситуации, стимулирующие их открытия, управлять творческим поиском учащихся, он должен иметь некоторый собственный опыт исследовательской работы, хотя бы на уровне учебных исследований, иметь на своем собственном счету немало "открытий". Учитель должен сам почувствовать "напряженность поиска и радость открытия", чтобы он мог вызвать их у своих учеников. Нельзя пренебречь в обучении этими эмоциональными факторами. Учащийся, испытавший радость открытия, смело идет на поиск решения новых задач. Он уже знает, что его ожидает, то напряженность поиска сменяется радостью открытия. Нетрудно заметить в этом большое воспитательное и развивающее значение исследовательского метода.
Глава II. Художественное своеобразие повести Ивана Сергеевича Тургенева "Ася"
2.1 Портрет писателя, его художественный мир
Имя И. С. Тургенева нам всем знакомо с детства по повести "Му-му", по "Запискам охотника". Он родился в Орле 12 октября 1818 года, и детские годы провел в орловском поместье матери, Варвары Петровны, в селе Спасском. В поместье творил деспотичный, суровый произвол его хозяйки, беспощадной со своими крепостными и слугами. Именно здесь, добрый и мягкий от природы, Иван Сергеевич научился ненавидеть крепостничество и после смерти матери многих ее слуг отпустил на волю.
Здесь же он, в окружающих его лесах и лугах, учился любить простую русскую природу. О дорогом ему Спасском Тургенев говорил: "Я провел здесь лучшие годы своей жизни". Он знал каждый уголок своего парка. И рано полюбил охоту, отправляясь с ружьем на берега реки Десны, в леса и болота.
В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки. И в отличие от некоторых дворянских домов в семье Тургеневых хорошо говорили и писали по-русски. В 1827 году семья переехала в Москву. В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский Университет.
Тургенев учился на историко-филологическом факультете, увлекался литературой, зачитывался романтиками: Байроном, Марлинским, Жуковским, преклонялся перед Пушкиным. Живя в столице, Иван Сергеевич интересовался искусством, познакомился с Глинкой, ценил его музыку.
В 1838 году Тургенев отправился "доучиваться в Берлин", как писал позднее. На Родину вернулся в мае 1841 года. В 1842 году Иван Сергеевич поступил на службу в канцелярию Министерства Внутренних Дел, но вскоре разочаровался в этой деятельности и в 1845 году вышел в отставку, посвятив себя литературе.
Обычно летом Тургенев уезжал на родину, в свое Спасское-Лутовиново. Это давало ему новые силы для творчества, вдохновляло. Он писал С. Т. Аксакову из деревни, что "стал ближе к народу". В 1852 году Тургенев был месяц под арестом, а потом сослан в Спасское под надзор полиции за статью на смерть Н. В. Гоголя и антикрепостническую направленность первых своих произведений, среди которых были "Записки охотника".
В 40-х годах Тургенев близко сошелся с В. Г. Белинским, высоко оценившим дар молодого писателя, а затем с редакцией первого журнала "Современник".
С 1843 года жизнь И. С. Тургенева была тесно связана с семьей французской певицы Полины Виардо. Он много времени проводит во Франции, в парижском доме и на вилле семьи Виардо. Тургенев был в восторге от голоса и таланта певицы. Он полюбил Полину и сохранил свое глубокое чувство до конца своей жизни.
Живя за границей, Тургенев регулярно приезжал в Россию. Забота о русской литературе была для него главной целью жизни. Он пропагандировал за границей русскую литературу, особенно произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого. А в России Иван Сергеевич, в свою очередь пропагандировал творчество известных французских писателей, таких как Мериме, Мопассана и любил Флобера.
Известность Тургенева как писателя росла с годами, пьесы, романы, в которых освещает жизнь различных слоев русского общества. Это романы "Дворянское гнездо", "Рудин", "Накануне", "Отцы и дети". "Стихотворения в прозе" - одно из лучших произведений писателя. Он был писателем, гражданином, противником рабства и насилия. Он любил Россию, ее природу и людей.
2.2 Любовь в понимании Тургенева
Любовь у Тургенева, подобно свече, внесенной в заброшенную, темную комнату, озаряет жизнь. Но долговечна ли она, и счастлива ли?
Кажется, счастье любви не раз было близко и возможно для самого писателя. "Премухинский роман" с Татьяной Александровной Бакуниной, долголетняя сердечная дружба с графиней Елизаветой Егоровной Ламберт, увлечение актрисой М. Г. Савиной, наконец страстная, хотя и не лишенная внутренней борьбы с собою, сорокалетняя привязанность к знаменитой французской певице и актрисе Полине Виардо.
Мать Тургенева – Варвара Петровна – имела собственное имение в Москве на Остоженке. Зиму она жила в Москве, вместе с ней жил и Иван Сергеевич. В сороковых годах в Москву приехала знаменитая певица и актриса Полина Виардо. Когда Тургенев в первый раз услышал ее пение он был поражен и восхищен ее талантом. В антрактах он познакомился с ней. В дальнейшем, Виардо сыграла большую роль в жизни писателя.
Певица много и успешно выступала, Тургенев посещал все ее выступления, всем о ней рассказывал, всюду ее превозносил, и быстро отделился от толпы ее бесчисленных поклонников. Их отношения развивались и вскоре достигли апогея. Лето 1848 года (как и предыдущее, как и последующее) он провел в Куртаневеле, в имении Полины.
Любовь к Полине оставалось и счастьем, и мукой Тургенева до последних его дней: Виардо была замужем, с мужем разводиться не собиралась, но и Тургенева не гнала. Он чувствовал себя на привязи, но порвать эту нить был не в силах. На тридцать с лишним лет писатель по сути превратился в члена семьи Виардо.
В одном из писем к Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает у него созерцание хрупкой зеленой веточки на фоне голубого бездонного неба. Тургенева поражает контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. "Я не выношу неба, - говорит он, - но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту… все это я обожаю".
В этом письме приоткрывается характерная особенность писательского облика Тургенева: чем острее он воспринимает мир в индивидуальной неповторимости преходящих явлений, тем тревожнее и трагичнее становится его любовь к жизни, к ее мимолетной красоте. Тургенев-художник наделен особым чувством времени, его неумолимого и стремительного хода.
С Тургеневым не только в литературу, в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, "тургеневской девушки" - Наташи Лагунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны… Писатель избирает цветущий период в жизненной судьбе, когда в ожидании избранника встрепенется девичья душа, проснутся к временному торжеству все дремлющие ее возможности. В эти мгновения одухотворенное женское существо прекрасно тем, что оно превосходит само себя. Излучается такой преизбыток жизненных сил, какой не получит отклика и земного воплощения, но останется заманчивым обещанием чего-то бесконечно более высокого и совершенного, залогом вечности.