Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы помочь учащемуся лучше разобраться в основных законах и принципах управления. В большинстве случаев не существует какого-то одного, единственно верного решения. Одновременное существование нескольких альтернативных решений и возможность выбора формируют у студентов определенную гибкость подхода к рассмотрению организационных проблем. Перед студентами педагоги техникума ставят задачи не столько найти единственный ответ, сколько поставить правильные и полезные вопросы, которые могут предполагать существование нескольких альтернативных решений.
Метод конкретных ситуаций используется Артемовой Н.А. для того, чтобы развить навыки студентов, позволяющие им определять первостепенные проблемы в обучении и в управлении организации. Студенты также учатся определять, с чего необходимо начинать поиск ответов, и составлять правильный план действий.
Студенты изучают ситуацию, приходят к собственным выводам о том, что следует предпринять, а затем обсуждают ситуации в группах.
Артемова Н.А. использует данный метод используется наряду с другими методами обучения, как:
· Упражнения по сравнительному использованию односторонней и двусторонней моделей общения, в процессе которых студенты определяют для себя сильные и слабые стороны этих моделей
· Моделирование неких реальных явлений, при котором «команды» учащихся соревнуются в выполнении каких-либо «производственных» заданий. При этом слушатели «набираются опыта», выполняя различные управленческие и организационные функции при наличии обратной связи среди участников эксперимента
· Активное изучение или моделирование конкретных ситуаций. Команда учащихся изучает представленную информацию, принимает ряд решений, получает в ответ информацию и продолжает работу в новых условиях, проходя, таким образом, через последовательность различных ситуаций
· «Упражнение с корзиной» создает типичный дневной объем работы менеджера с помощью гипотетической «корзины», которая содержит документы и другие бумаги, имеющие отношение к самым разнообразным управленческим проблемам
· Типовые, но вполне реальные проблемные ситуации – например, самые разнообразные проблемы «выживания». Команда проверяет свое умение справляться с ними и принимать решения, способность использовать все коллективные ресурсы для нахождения верного ответа
· Ситуации, рассчитанные на интерактивное решение проблемы. Эти ситуации обычно предполагают проведение экспериментов «лабораторного» типа, в процессе которых команды работают над задачей, проблемой или упражнением, быть может, несколько искусственными, но зато с высоким соревновательным накалом.
· «Головоломки». В процессе многих экспериментов и занятий по моделированию учащимся приходится решать трудные, приводящие в замешательство задачи. Работа над ними, самостоятельная или в составе группы, должна помочь слушателям лучше понять методы решения проблем, их сильные и слабые стороны.
Метод конкретных ситуаций – удобный способ, по мнению Артемовой Н.А., раскрыть перед студентами все многообразие как бизнеса вообще, так и организационных ситуаций и проблем в частности.
· Он упорядочивает знания и факты
· Он совершенствует умение учащихся анализировать проблемы, общаться и принимать решения
· Он формирует собственное мнение, заставляет осознать, что в области человеческого поведения не бывает ничего безоговорочно верного или неправильного
Важную роль в процессе адаптации, по мнению Артемовой Н.А., необходимо определить такому методу, как деловая игра.
Деловые игры встречаются в различных вариациях, но все они, по сути, являются методом конкретных ситуаций в действии. Вместо того, чтобы «обсуждать» возможное развитие ситуации, студенты получают определенные роли и общаются друг с другом, выступая от имени конкретного действующего лица – участника данной ситуации.
Например: Деловая игра «Простейшие методы стратегического управления»
Целью проведения данной деловой игры является ознакомление студентов с наглядными методами и результатами реализации стратегической решений на конкретных примерах из экономической жизни промышленно развитых стран.
За две недели до проведения деловой игры студентам раздается дополнительный теоретический материал. Группа делится на 2-3 группы и каждой из них ставится проблема: подобрать из экономической литературы и прессы данные за последние несколько десятилетий о том, как вследствие кардинальных решений и / или разумной, хорошо просчитанной долгосрочной политики те или иные фирмы достигли крупных успехов (или крупных неудач из-за принятый или отвергнутых вариантов развития). Каждой из групп дается определенная отрасль промышленности: высокие технологии, энергетика, металлургия, машиностроение и т.д. Требуются 1-2 ситуации.
Пример:
* из-за концептуального решения IBM организовать выпуск дешевых компьютеров, эта фирма почти полтора десятилетия доминировала на рынках микро-ЭВМ;
* выпуск принципиально новой модели «Форд Мустанг» совершил революцию в автомобильном мире;
* из-за демпинговой ценовой политики авиакомпания «Pan AMERICAN» обанкротилась.
От групп требуется в каждой найденной ими ситуации достаточно определенно знать положение (политическое и экономическое) на момент развития событий и четко уметь обрисовать причины и результаты в каждом конкретном случае, а также суметь объяснить проблему в течение 5 минут окружающим.
Прикладной целью деловой игры является попытка разработать сценарий развития в каждой из ситуаций и сравнить полученные результаты с практическими.
Сценарии разрабатываются по методам «Заголовки газет» и «Логика возможного развития». Глава каждой группы выступает с 5-минутным сообщением, в котором формулирует начальные данные на момент принятия решения, контрольную точку (5 или 10 лет) и основные события, произошедшие в период между начальной и контрольной точками. После этого (на выбор группы) формулируется либо решение, либо его итоговый результат. Группе-оппоненту предлагается восстановить логику событий в единое целое (определить либо исходное решение, либо его итоги). Так группы меняются задачами и начинают обсуждение. После обсуждения группы-аналитики предлагают свои решения и обосновывают их, а группа-постановщик задачи раскрывает реальное положение вещей. Полученные ответы сравниваются. Если решение исторически верно, то все ее участники получают +1 балл к семинарскому рейтингу.
Пример:
Ситуация: В середине 70-ых корпорация IBM контролирует большую часть мирового рынка ЭВМ. Рынки корпоративной вычислительно техники уже поделены с «Cray» и «Digital». Тенденции НТП стремительно удешевляют высокотехнологичную технику. На компьютерах начинаю реализовываться менее глобальные задачи (не только космос и военная техника)
Итог: В середине 80-ых корпорация IBM является полновластным владельцем и законодателем мод компьютерного рынка.
Задача: найти решение, приведшее к столь резкому скачку.
Ответ: создание микро-ЭВМ, рассчитанной на рядового пользователя.
Деловые игры, как считает Артемова Н.А., очень эффективная форма проверки пройденного до того материала, к тому же данный метод дает учащимся хорошую возможность применить полученные знания в условиях близких к реальным. (см. приложения 8, 9)
Артемова Н.А. считает, что:
· Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, «что происходит, когда происходит вот это».
· Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях, особенно в тех, которые связаны с человеческими взаимоотношениями.
· Позволяют учащимся взглянуть на проблему с новой для себя точки зрения
· Повышают интерес учащихся, придают занятиям определенную динамику, благодаря чему слушатели могут изменить свое отношение к тем или иным вопросам.
· Деловая игра позволяет учащимся почувствовать себя в реальной управленческой ситуации и перепробовать все, что угодно, без страха совершить ошибку.
Кроме вышеперечисленных методов, в работе Артемовой Н.А. нашел свое отражение целый ряд методов обучения, которые включают в себя выполнение учащимися упражнений «с карандашом в руке», за ними следует коллективная работа и (или) в результате выполнения этих заданий устанавливается обратная связь.
Например:
· Опросники или анкеты, заполняемые студентами для повторения материала, пройденного самостоятельно или во время аудиторных занятий
· «Лабиринт» или ситуации «разветвленного» типа
· Выбор одного варианта из нескольких предложенных
· Образцовые модели типа «стиль менеджмента», которые показывают учащемуся отличие его работы от образца.
В апреле 2009 года нами было проведено повторное исследование оценки студентами уровня педагогического общения по методике О.А. Казанцевой. Полученные результаты были сведены в таблице 2 и отражены в диаграммах (приложение 10)
Нами были получены следующие результаты при анкетировании студентов:
· 57,1 % (8 человек) дали высокую оценку стилю педагогического общения,
· 35, 7 % (5 человек) дали преимущественно положительную оценку
· 7,1 % (1 человек) оценило уровень педагогического общения как низкий.
Результаты анкетирования наглядно показывают, что отношение преподавателя к студентам уважительное. В речи преподавателя студенты выделяют следующие моменты: выразительность, деликатность, высокий уровень профессиональной культуры. Студентами отмечено, что преподаватель легко и с желанием передает жизненный опыт студентам, умеет организовать группу. Высокую оценку получили такие качества как общительность, инициативность, сопереживание, умение преподавателя вести беседу с людьми разного возраста и социального статуса