Смекни!
smekni.com

Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, в системе комплексной педагогической работы (стр. 2 из 6)

Комбинированная (аудиовизуальная) наглядность включает учебное кино, телевидение, видеофильмы.

Словесные методы в музыкальном обучении носят универсальный характер. С их помощью организуется внимание учащихся, передаются знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняется содержание произведений. В музыкальном обучении применяются следующие разновидности словесных методов: рассказ, беседа, объяснение.

Рассказ — это небольшое по времени изложение учебного материала. Если им предварить прослушивание музыки, заинтересовать учащихся, то активизируется внимание детей на восприятие настроений, чувств, выраженных в произведении. С помощью рассказов учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством известных композиторов, историей появления музыкальных произведений, инструментов. Получают сведения о музыке как виде искусства.

Требования к рассказу:

1) продолжительность — 3 — 5 мин,

2) ограниченное количество новых для учащихся сведений, обязательно научно достоверных.

Рассказ может прерываться демонстрацией звуковой и зрительной наглядности.

Беседа — это вопросно-ответный метод. Является, как правило, продолжением рассказа. Позволяет активизировать познавательную активность, самостоятельность учащихся. В беседе с детьми о музыке определяется характер, настроения, переданные в ней, объясняется, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан образ. Осознанное восприятие музыки выражается в понимании детьми разнообразных эмоциональных оттенков и настроений: радость, грусть, нежность, взволнованность, торжество, скорбь и т. д. Беседа может проводиться на разных этапах изучения нового материала: цель вводной беседы — систематизировать имеющиеся у учащихся разрозненные сведения; беседа в ходе изучения позволяет определить уровень усвоения данных знаний; заключительная беседа помогает обобщить изученный материал, сделать соответствующие выводы.

Непродолжительные рассказы детей как часть развернутой беседы могут включаться в любой фрагмент урока. В зависимости от возраста учащихся, года обучения требования, предъявляемые к высказываниям детей, усложняются по содержанию, наличию в них большего числа деталей. Чаще всего воспитанники оценивают характер музыки, выражают субъективное отношение к качеству ее исполнения. Привлечение внимания детей, стимуляция речевой активности осуществляется посредством следующих вопросов: — О чем эта музыка? — Что она выражает? — При каких жизненных обстоятельствах такая музыка может быть исполнена? — Что хорошо делать под эту музыку? — Что вам понравилось в этом произведении?

Во время беседы о впервые прослушанном произведении ход урока организуется таким образом, чтобы ответы детей звучали сразу, непосредственно после прослушивания, на фоне ярких музыкально-эмоциональных впечатлений.

Стимулирует внимание детей создание проблемных ситуаций. Например, учитель говорит: «Недавно я услышал красивую мелодию и хочу сейчас исполнить ее вам». Название сочинения и имя автора при этом не называются. Детям предлагается самостоятельно ответить на вопросы, что это за музыка, каков ее характер, жанр, предполагаемое название и автор (если он уже хорошо знаком детям). Вопросы подбираются таким образом, чтобы не быть исчерпанными ответом одного ученика. Обсуждение активизируется, вызывается краткая дискуссия, спор. При создании подобных проблемных ситуаций особое внимание уделяется не только предоставлению возможности каждому высказаться. Отвечающий ребенок должен учиться аргументированно отстаивать собственное мнение (в противном случае согласиться с оппонентами и признать их правоту). Большинство высказываний учащихся после обучения становятся вполне адекватными содержанию, взаимно дополняют друг друга. Участие детей в совместном обсуждении общей характеристики музыкального произведения способствует развитию умений коллективного решения поставленных задач.

Объяснение — это небольшой по объему и непродолжительный по времени устный материал, раскрывающий сущность отдельных понятий, приемов исполнения, музыкальных терминов. Включает объяснение новых слов для понимания сообщаемой темы. Может сопровождаться наглядными методами или показом выполнения определенного действия. Объяснение содержания музыки используется для лучшего понимания ее умственно отсталыми детьми. С помощью словесных методов педагог формирует активный и пассивный словари учеников, развивает их устную речь; исправляя и дополняя высказывания детей, стимулирует применение новых слов.

Развитие связной устной речи и образного восприятия на уроках, музыкальных занятиях проходит интенсивнее при использовании педагогом стихотворений, сказок. Хорошо знакомое детям стихотворение, близкое по настроению характеру музыки, может предварять прослушивание музыкального произведения. Использование сказочного сюжета вносит атмосферу таинственности, необычности, объединяет занятие одной темой, сюжетом.

Практические методы. Восприятие ребенком музыки гораздо полнее, если опирается на практические действия. Отмечено, что любое восприятие музыки сопровождается у детей двигательными проявлениями (раскачивания головой, корпусом; движения руками, ногами; вокализация и др.). Поэтому некоторые движения — хлопки, танцевально-ритмические движения, подпевание, цокание языком и др. успешно используются в качестве приемов, стимулирующих осознанное восприятие детьми характера мелодии, средств музыкальной выразительности.

В пении и игре на музыкальных инструментах наиболее важным является не столько сама выработка навыков и умений исполнительства (которые заметно отличаются от профессиональных), сколько возможность выразить собственные переживания музыки с помощью освоенных представлений и способов действий. К практическим методам относятся: упражнение, показ, игра.

Упражнение — многократное повторение действия с целью его лучшего усвоения, формирования умения, навыка. В соответствии с образовательными задачами и спецификой разных форм организации музыкального воспитания используются упражнения: вокальные, инструментальные, ритмические, дыхательные. Упражнения обычно сочетаются с объяснением, показом.

Показом считается демонстрация педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах. При обучении пению с помощью показа (в сочетании со словесным и наглядным методами) педагог демонстрирует детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. Многие музыкально-исполнительские действия (в том числе и игру на музыкальных инструментах) дети осваивают, подражая учителю. Показ сопровождается объяснением.

Процесс формирования навыков и умений требует вариативности, сочетания различных методов. Применение приемов, основанных на подражании, должно стимулировать детей к самостоятельному применению освоенного. Каждый ученик может испытать себя в качестве солиста хора, ансамбля детских инструментов.

Игра у умственно отсталого ребенка является основным видом деятельности, с помощью которого он овладевает знаниями о внешнем мире. Игре как естественной форме воспитания и одному из средств обучения должно быть отведено значительное место в процессе занятий. Различаются дидактические игры; игры-драматизации; подвижные игры; моделирование реальных ситуаций как усложненный вариант сюжетно-ролевой игры; игра на музыкальном инструменте, а также в ансамбле (оркестре).

Игра в оркестре (ансамбле) способствует развитию восприятия и умению практически применять сформированные навыки (адекватное исполнение интонаций, регистра, динамики, артикуляции, акцентов и др.). Характерной особенностью умственно отсталых детей при участии в коллективном исполнении является неумение вслушиваться в музыку, воспринимать исполнение окружающих. Работа над оркестровым исполнением должна начинаться не ранее третьего прослушивания произведения, когда ученики хорошо знакомы с ним. Одни инструменты можно использовать один раз в такт, другими отмечаются все сильные доли, третьи (марака-сы, погремушки) исполняют более мелкие длительности. При определенном уровне подготовки учащихся может выделяться солирующий инструмент, исполняющий мелодию. Прием оркестровки может применяться совместно с пением и танцевально-ритмическими движениями.

Одним из эффективных практических приемов развития у воспитанников музыкального восприятия является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, использование танцевальных и образных движений).

Музыкально-ролевая игра, или драматизация в сопровождении музыки. Ее суть заключается в том, что при проигрывании маленьких спектаклей музыка как бы иллюстрирует переживания и эмоции действующих лиц. В процессе исполнения музыкальной роли ребенок «входит» в образ персонажа и перенимает черты его характера. Систематически возникающие в процессе идентификации положительные и отрицательные эмоции становятся регулятором дальнейшего поведения умственно отсталого ребенка. Возникают возможности для творческого решения, импровизации. Это выражается в виде придумывания различных мелодий, ритмических, танцевальных, художественно-образных движений, соответствующих представлениям ребенка о предполагаемых чувствах изображаемого персонажа.

Музыкально-дидактические игры и пособия. Пособия иллюстрируют взаимоотношения звуков по высоте и длительности, различия динамических оттенков, тембров, регистров, темпов и других выразительных средств. Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную (карточки, картинки и т.п.) и звуковую наглядность во взаимосвязи со словом. Чаще всего применяются такие пособия, как музыкальная лесенка, набор разнозвучащих колокольчиков; выкладывание на карточках с нотным станом кружочков, соответствующих по высоте мелодии; может использоваться передвижение кузнечика (бабочки) с цветка на цветок, нарисованных на различной высоте, в соответствии со звуками мелодии (она должна звучать в момент выполнения задания).