Смекни!
smekni.com

Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, в системе комплексной педагогической работы (стр. 4 из 6)

Вариативность структуры комбинированных уроков может проявляться в совмещении двух и более видов музыкальной деятельности. Так, слушание музыки может дополняться танцевально-ритмическими движениями, передающими характер прослушанного произведения, и игрой на простейших музыкальных инструментах. В процессе пения используются не только хореографические движения, но и музыкальная драматизация, инсценировка, которые также имеют свои разновидности. В одних случаях содержание песни изображают сами исполнители, а в других — роли распределяются между воспитанниками, не участвующими в пении. Использование разнообразных вариантов способствует повышению интереса детей к такой деятельности.


На заключительном этапе урока осуществляются подведение итогов, выставление оценок, распределение творческих заданий на дом. Дети могут совместно исполнить любимую песню, чтобы появившиеся в процессе пения положительные эмоции сохранялись после окончания урока.

При составлении плана внимательно продумывается логичность и последовательность предлагаемых заданий. Например, сразу после выполнения танцевально-ритмических упражнений, когда повышаются давление, пульс, учащается дыхание, могут возникнуть трудности с пением. Необходимо постепенное снижение двигательной активности спокойными движениями и играми.

Тематические уроки объединены общей музыкальной темой или темой, взятой из окружающей жизни и органично связанной с музыкой. Например, темы: «Что нам осень принесет?», «Образ природы в творчестве русских композиторов», «Народные музыкальные инструменты», «Орган — чудо-инструмент», «Танцевальная музыка в прошлом и в настоящем». На таких уроках следует наиболее полно раскрыть представления о музыкальном искусстве, инструментах, различных музыкальных жанрах. Структура тематических уроков позволяет проводить единую сюжетную линию урока. Сюжет с опорой на сказку или игру придает заданиям увлекательную форму и занимательность, способствует решению психокоррекционных задач. В зависимости от периода обучения содержание тематических уроков постепенно усложняется.

На уроках комплексного типа осуществляется связь различных видов искусства. Помимо музыки привлекаются живопись, хореография, кинематография, литература, театр и др. Каждый вид искусства пользуется своим оригинальным языком, выразительными особенностями для воплощения и передачи сведений об окружающем мире, различных настроениях, переживаниях человека. Если темы занятий взяты из окружающей жизни или связаны со сказками, театром, например: «Герои любимых сказок», «Двенадцать месяцев», «Звери-музыканты», «Балеты П.И.Чайковского», дети учатся находить сходство и различие характеристик действующих лиц, богатство оттенков настроения, выраженных специфическими средствами выразительности. Анализируются художественные образы, воплощенные в мультипликационных и детских художественных фильмах, мюзиклах, полиграфических иллюстрациях. Такие уроки с помощью разнообразных видов искусства оказывают на ребенка особое влияние. Происходит воздействие на различные анализаторы, функциональные системы организма. Воспитатели, педагоги дополнительного образования, работающие с детьми, принимают непосредственное участие в подготовке комплексных уроков. На них широко используются знания, умения, творческие навыки, полученные воспитанниками на других занятиях эстетического цикла. В ходе уроков находят применение детские поделки, рисунки, изделия прикладного характера.

Уроки проводятся по программному материалу планомерно, включая все виды музыкальной деятельности. Преподаватель распределяет учебный материал на несколько уроков, организуя каждый из них таким образом, чтобы при относительной самостоятельности и автономности он являлся составной частью целостного педагогического процесса.

Важна заинтересованность детей в продолжении музыкального воспитания, в овладении новым материалом в ходе последующих занятий. Необходима взаимосвязь каждого урока любого типа с предыдущими и последующими. Для этого при планировании составляется следующая схема: усвоение нового материала, повторение ранее разученного, закрепление полученных знаний, умений и навыков.

В ходе урока постоянно меняются виды деятельности учащихся: они поют, играют на инструментах, слушают и обсуждают музыкальные произведения и др. Это требует от педагога дополнительных усилий, так как при переключении с одного на другой вид деятельности необходимо активизировать внимание учащихся и изменять установки эмоционального восприятия. Но вместе с тем чередование заданий, разнообразие и поурочное усложнение учебного материала благоприятствуют развитию различных способностей детей.

Продолжением работы по музыкальному воспитанию учащихся является внеклассная образовательная деятельность. Выделяются массовые, групповые и индивидуальные формы занятий в структуре дополнительного образования и воспитательных мероприятий. К массовым формам относятся утренники, посвященные календарным датам, музыкальные праздники, карнавалы, конкурсы песни, смотры художественной самодеятельности, посещение концертов, оперных и балетных спектаклей. Подобные мероприятия позволяют охватить большое количество детей.

Другой формой организации внеклассного музыкального воспитания является групповая работа в составе воспитательных групп и студий дополнительного образования. Организуются творческие объединения хорового и сольного пения, танцевальные студии, оркестры — народных, духовых инструментов, шумовые. В последнее время особую популярность среди детей и подростков приобрели школьные вокально-инструментальные ансамбли.

В основном в студиях дополнительного образования занимаются воспитанники, имеющие музыкальные способности, но никто из желающих не должен отстраняться от участия в этих занятиях. С детьми, обладающими худшими данными, ведется индивидуальная работа, которая приносит определенные результаты. При организации работы студий возраст участников существенной роли не играет, однако, когда вместе собраны сверстники или дети, близкие по возрасту, возникает более ровный психологический климат. В системе единого учебно-воспитательного процесса студии музыкального направления работают в тесном контакте с другими творческими объединениями. С результатами своей творческой деятельности ребята знакомят педагогов, других воспитанников. Для этого проводятся отчетные концерты, утренники, музыкальные праздники. Наиболее интересные творческие коллективы выступают на смотрах художественной самодеятельности, принимают участие в конкурсах.

Московский комитет образования совместно с городским центром досуга и творчества молодежи в составе конкурса «Юные таланты Московии» с 1989 года проводит фестиваль «Надежда». В финальных концертах, проходящих в ГЦКЗ «Россия», помимо лауреатов конкурса, учащихся коррекционных учреждений, школ-интернатов и санаторно-лесных школ выступают известные артисты, мастера-профессионалы. Право на участие в фестивале оспаривают самые лучшие детские творческие коллективы.

В структуре групповой воспитательной работы выделяются музыкальные занятия, которые проводятся музыкальным руководителем. В процессе занятий воспитанники получают новые знания, происходит углубление и расширение сведений, приобретаемых на уроках музыки и пения. Закрепляются имеющиеся навыки, осуществляется работа над совершенствованием музыкальных способностей и умений. Такие занятия предполагают не только активное взаимодействие преподавателя и учеников, но и постепенное «погружение в музыку», развитие заинтересованности ребят в этом виде деятельности и переход их из пассивных наблюдателей в активных исполнителей и соучастников творческого процесса. Занятия проводятся 2 — 3 раза в неделю, длительностью 30 — 45 минут в зависимости от возраста учащихся, целей и содержания занятия в воспитательных группах (до 10 человек), подгруппах по определенным эмоционально-поведенческим расстройствам (3 — 5 человек).

Используются также и индивидуальные формы музыкального воспитания, что вызвано тяжелыми, стойкими психопатоподобными расстройствами поведения, которые ограничивают участие детей в коллективных видах деятельности или, напротив, предоставляют возможность музыкально одаренному ребенку получить дополнительный материал.

Музыка в повседневной жизни воспитанников школы-интерната, детского дома как отдельная форма организации включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио и телепередач, музыкальных сказок, аудиозаписей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки) (рис. 18).


Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляется музыкальным педагогом, а реализуется эта форма под руководством воспитателя. Он не только следит за тем, чтобы дети слушали и исполняли специально подобранные произведения, но и ограничивает общее поступление (через радио, телевидение и т.д.) музыкально-звуковой информации, переизбыток которой может негативно влиять на общее развитие воспитанников. В групповых помещениях для свободной деятельности воспитанников оборудуются специальные уголки, содержащие музыкальные инструменты, доступные для детей данной возрастной группы (гитара, фортепиано, детские музыкальные инструменты и т.д.), ТСО (аудио- и видеоаппаратура с записями музыкальных сказок, радиопередач, фрагментов народной, классической, детской музыки и т.д.).

Отмечается различное влияние отдельных стилей музыки на самочувствие ребенка. Благотворное воздействие классической и детской музыки на эмоционально-поведенческую сферу детей может быть использовано в процессе занятий свободными видами деятельности (рисование, изготовление поделок, вышивание), во время коллективных игр, спортивных состязаний, прогулок, выполнении общественно-полезного и самообслуживающего труда. Специально подобранные музыкальные произведения не только способствуют накоплению музыкальных знаний, но и уравновешивают нервно-психические процессы, снижают агрессивность.