Смекни!
smekni.com

Особенности рисунка ученика специальной коррекционной школы (стр. 6 из 11)

Нам уже приходилось говорить о копировании рисунков. Учащиеся специальной школы любят срисовывать готовые изображения. Однако такое копирование часто приводит к сильному искажению оригинала. 1 Тскоторые рисунки только отдаленно напоминают изображаемый предмет. Отдельные элементы перерисованного изображения зачастую передаются без осмысления и превращаются в этих случаях в бесформенную массу.

В специальных школах иногда можно встретить учащихся, которые производят впечатление настоящих художников. Их рисунки представляют целые картины с оригинальным сюжетом. При этом достаточно высокой оказывается и техника исполнения — уверенные и четкие линии, разнообразная палитра цветов.

В результате детального изучения изобразительной деятельности этих детей обнаруживается, что они в состоянии выполнить лишь одну-две картины, которые ими позаимствованы из книг или открыток и просто заучены. Механическое воспроизведение рисунков, несомненно, говорит о хорошей зрительной и моторной памяти этих рисовальщиков. Однако сознательного построения рисунка и тем более проявления творчества в их работе не наблюдается.

2.2 Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности

Для выполнения любого рисунка необходимо наличие, во-первых, отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях, во-вторых, умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (графитом, фломастером, гуашью и т.п.). Иначе говоря, требуется не только особая организация восприятия с целью образования соответствующих представлений, но и специальное развитие движений руки, графических умений и навыков.

Процесс рисования тесно связан с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки и пальцев. В этом процессе принимают участие сложнейшие механизмы зрительно-двигательной координации. Одновременность, зрительного и двигательного контроля имеет особое значение при выполнении рисунка.

Первоначальное усвоение новых движений полностью осуществляется под контролем зрения. По мере формирования двигательных навыков функции зрительного контроля уменьшаются, однако никогда не снимаются полностью.

Движения руки у нормально развивающегося ребенка уже к трем-четырем годам в значительной степени сформированы, хотя еще и недостаточно координированы. Действия, которые он совершает, как правило, неуверенны, скованны, неточны. С. возрастом происходит резкое ускорение темпов развития сложных двигательных навыков. По данным Г. А. Кислюк, у детей 6—7 лет этот процесс происходит в 4,5 раза быстрее, чем у детей 3—4 лет.

Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием орудий и инструмента предъявляет новые, повышенные требования к моторике ребенка. Графические умения и навыки, столь необходимые для изобразительной деятельности требуют тонких и сложных дифференцировок, единства и взаимодействия зрительной и двигательно-моторной координации.

Нельзя полагать, что движения, направленные на выполнение рисунка, могут возникать спонтанно и направляться самим процессом изображения. Технике рисунка детей необходимо обучать. Ряд исследователей, придавая большое значение технической стороне рисования, подчеркивают необходимость развития руки и глаза, согласованности их действий.

В связи с тем, что развитие умственно отсталых школьников происходит на аномальной основе, у них отмечаются отклонения в области зрительных восприятий и моторики. В частности, установлено, что разнообразные зрительные расстройства среди умственно отсталых встречаются чаще, чём среди нормальных детей.

Помимо дефектов зрения, которые могут отрицательно влиять на характер изобразительной, деятельности; умственно отсталым детям свойственно в той или иной степени недоразвитие двигательной сферы. Это проявляется в неумении производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм и т.д. Так, например, по данным Р.Д. Бабенковой, из тринадцати обследованных учащихся младших классов специальной школы у одиннадцати движения оказались так или иначе нарушенными.

Многие исследователи отмечают, прежде всего, нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки. Это, в свою Очередь, отрицательно влияет на написание букв и цифр, на развитие умения рисовать.

Ученые-клиницисты подчеркивают различия в развитии двигательной сферы в зависимости от типа олигофрении. Согласно данным М. С. Певзнер и Г. Е. Сухаревой, при торпидном типе олигофрении нарушение) моторики проявляется в бедности и однообразии движений, в резкой замедленности их темпа. Для умственно отсталых детей эретического типа характерно отсутствие умения вырабатывать «двигательные формулы» (Г.Е.Сухарева).

Раскрывая природу этих нарушений, Е. Н. Правдина-Винарская отмечает, что они обусловлены поражением корковых и близлежащих к коре двигательных зон больших полушарий. В частности, замедленный темп движений умственно отсталых школьников объясняется недостаточной подвижностью нервных процессов, а неточность движений - их недифференцированностью и чрезмерной иррадиированностью. Кроме того, почти всем детям-олигофренам, констатирует автор, свойственны легко выраженные центральные парезы черепно-мозговых нервов и конечностей.

Одной из причин, затрудняющих развитие рабочих движений у учащихся специальной школы, является нарушение общей ориентировочной деятельности. Неясное осознание цели упражнения, отход от поставленной задачи при встрече с трудностями, недостаточное критическое отношение к полученным результатам осложняют формирование двигательного образа. Это может усугубляться и другими причинами, например нарушением работоспособности (утомляемость, быстрое истощение, снижение устойчивости деятельности, Потеря контроля над движением и т.п.). Недоразвитие глазомерных навыков затрудняет зрительное сопоставление протяженности и направления.

Фронтальное обучение рисованию в специальной школе организуется, как правило, без учета уровня графической готовности учащихся. Во многих случаях не принимаются во внимание особенности двигательных функций отдельных учеников. В связи с этим важно перед началом систематических занятий проводить во всех классах фронтальную проверку, которая позволяла бы установить графическую подготовленность каждого ребенка.

Состояние развития моторики руки и зрительно-двигательной координации в зависимости от возраста и, следовательно, степень готовности умственно отсталых школьников к изобразительной деятельности были подвергнуты специальному изучению[4].

Несколько специальных занятий, проведенных с учащимися 1 и IV классов, позволили установить специфический характер выполнения ими различных графических упражнений.

Полученные материалы дают возможность сделать следующие выводы.

Процесс изобразительной деятельности требует достаточного развития мышц руки, умения управлять рукой, подчинять ее зрительному контролю, т.е. осуществлять, зрительно-двигательную координацию. Однако такая координация у учащихся вспомогательной школы вырабатывается далеко не сразу и с большим трудом. Несмотря на то что у умственно отсталых детей 8—9 лет, как правило, отсутствуют ярко выраженные расстройства двигательного анализатора или нарушения, стоящие на грани с апраксией, тем не менее многие из них испытывают значительные затруднения в организации сложных двигательных актов. Учащиеся не могут совершать точные движения в заданном направлении и с определенным усилием. При этом допускают много нерациональных движений. Мелкая мускулатура пальцев у детей этого возраста плохо развита. Поэтому в первоначальный период занятий рисованием учащиеся, всецело поглощены процессом нанесения линий, а зрительный контроль за направлением движения отсутствует или сведен до минимума. Даже рисуя с образца, ученики нередко допускают большие неточности в передаче контуров изображаемых фигур, искажают их пропорции. Сосредоточив внимание на проведении, линий, т.е. на технической стороне рисования, ребенок как бы «забывает» о форме, которую необходимо передать.

Наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения заданий по рисованию и анализ их графической деятельности позволяют выделить несколько групп учащихся.

Первую группу образуют дети, которые сравнительно легко выполняют по показу и по словесной инструкции простейшие графические задания. Действия этих учащихся уверенны, целенаправленны, достаточно расчетливы и свободны. При раскрашивании рисунка движения карандаша точны и ритмичны, что обеспечивает хорошее качество раскраски (штрихи наносятся равномерно, в одном направлении и не выходят за пределы контура).

Вторую группу составляют учащиеся, которые допускают в процессе рисования много лишних, нецелесообразных движений, проявляют чрезмерную торопливость и расторможенность. Движения их рук быстры, размашисты, иногда импульсивны. Работать медленно и точно управлять карандашом, соблюдая контуры рисунка, этим учащимся довольно трудно. В графической деятельности у них отсутствует достаточная ритмичность. Темп движений носит непостоянный характер; как правило, он увеличивается к концу выполнения задания.

Наконец, можно выделить третью группу школьников, для которых характерны заторможенность и вялость. Движения рук у этих детей при выполнении графических упражнений скованны, напряженны, очень замедленны. Предлагаемые задания выполняются учащимися неуверенно, вяло, пассивно. Штрихи в основном еле заметны, направление движения часто теряется, а замедленный темп еще более ослабевает к концу задания. Мелкие движения рук плохо координированы.

Наличие в каждом классе нескольких резко отличающихся одна от другой групп учащихся обусловливает необходимость дифференциации коррекционно-воспитательной работы при формировании технических умений.