Трудности, связанные с недостаточным развитием зрительно-двигательной координации, в процессе систематических занятий постепенно преодолеваются. Это особенно отчетливо можно видеть, наблюдая за изобразительной деятельностью учащихся старших классов, которые более или менее удовлетворительно управляют движениями своей руки. Если первоклассники испытывают значительное мышечное напряжение, то подавляющее большинство учащихся старших классов достаточно легко выполняют карандашом необходимые движения. Следует, однако, заметить, что такое свободное движение руки наблюдается только в случаях элементарного рисования. Любая новая, более сложная изобразительная задача вызывает и новые трудности в управлении действиями.
По данным ряда исследователей, моторика совершенствуется с возрастом: убыстряется темп движений, улучшаются соизмерения силовых усилий в пространственных координатах, вырабатывается одновременность (согласованность) движений, уменьшаются синкенезии (дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным). В огромной степени этому способствуют активные упражнения в условиях специального обучения. Несмотря на значительную задержку и нарушение развития двигательной сферы, двигательные навыки у умственно отсталых детей все же возможно сформировать.
2.3 Особенности восприятия и передачи формы изображаемых предметов
Целенаправленное восприятие — необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений окружающего мира.
Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью.
Поскольку восприятие органически входит в Процесс изобразительной деятельности и осуществляется в определенном взаимодействии с ее компонентами, его можно рассматривать как отправной пункт для формирования многих интеллектуальных операций. Иначе говоря, во время рисования перед детьми возникав ют специальные задачи. Одна из таких задач - определение формы предмета, поскольку этот признак при узнавании, анализе, сравнении имеет решающее значение. В процессе восприятия выделяются и другие свойства предмета, такие, как величина, строение, цвет. Они также имеют существенное значение для изображения.
На основе восприятия, если оно достаточно полно, образуются четкие представления об объекте. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления. Таким образом, представления - это воссоздание в иной форме того, что было воспринято.
Следует подчеркнуть, что представления о том или ином предмете во многом отличаются от самого предмета. Это объясняется тем, что, во-первых, представления сохраняют не все качества воспринятого предмета, а лишь отдельные его стороны; во-вторых, полученные от восприятия представления не остаются неподвижными, а постоянно меняются преобразуются.
Кроме того, происходит процесс обобщения представлений: на первый план выдвигаются главные, постоянные признаки предмета, а второстепенные, незначительные — тускнеют, а затем исчезают. «Тот факт, что образы восприятия обобщаются, а не просто сохраняются в памяти, — пишет Н.П. Сакулина, — позволяет считать представления относящимися к Процессу мышления»[5].
Вывод, который сделан Н.П. Сакулиной в отношении представлений, является чрезвычайно важным для построения системы коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования в специальной школе.
В литературе по детскому изобразительному творчеству и в работах по психологии неоднократно затрагивался вопрос, в какой степени ребенок может передавать свои представления о том или ином предмете средствами рисунка. Однако надо признать, что исследовать детские представления с помощью рисунка было бы неверно. Об этом предупреждал еще В.М. Бехтерев. Позднее А.А. Люблинская отмечала: «Изображение предмета, данное ребенком на бумаге, никак нельзя считать тождественным имеющемуся в голове ребенка образу данного предмета»[6].
Недостатки представлений — это, по существу, недостатки восприятия.
Исследованиями отечественных психологов установлены значительные отклонения от нормы в чувственном познании умственно отсталых школьников. К ним следует отнести замедленность процесса восприятия, слабость анализа и синтеза при узнавании предметов и их пространственных отношений. Кроме того, выявлены узость, неполнота, недостаточная дифференцированность и осмысленность восприятия, как реальных объектов, так и их изображений. Медленное развитие наблюдательности — характерная черта учащихся специальной школы.
Разумеется, особенности восприятия умственно отсталых детей весьма специфически сказываются на формировании представлений, что проявляется и в своеобразии их рисунков.
В чем же состоит своеобразие отражения формы предметов в рисунках этих детей?
Прежде всего следует подчеркнуть, что умственно отсталые школьники значительно позже, чем их нормальные сверстники, овладевают предметным рисованием. Например, такие традиционные рисунки, как дом, дерево, человек, выполненные учащимися младших классов специальной школы, ни по степени полноты и специфичности отражения особенностей объектов, ни по уровню графических средств их передачи не превышают того, что наблюдается в рисунках нормальных детей дошкольного возраста.
Характерные черты таких рисунков — примитивность, схематичность, статичность, стереотипность.
Примитивность и схематичность изображений проявляются в том, что общее строение и форма предметов предельно упрощаются, существенные части и детали опускаются. Они, как правило, лишены объемности и светотени, а по форме приближаются к знакомым геометрическим фигурам. Единственным изобразительным средством является простая, «проволочная» линия, имеющая одинаковую толщину на всем протяжении.
Контурное построение рисунка — основной способ передачи умственно отсталыми школьниками графического образа предмета. Однако и передача контура является для них сложной задачей. Вследствие слабости зрительного анализа многие ученики не в состоянии должным образом вычленить контур подлежащего изображению объекта. Отсутствие полноценного зрительного образа ведет к ошибкам образа графического. «То самое движение, - пишет И.М. Сеченов, — которое делает рука с карандашом при нанесении Контура на бумагу, проделывает глаз при рассматривании предметов»[7]. Но так как в момент восприятия очертания предмета оказываются как бы размытыми, а тонкие изгибы не усматриваются и форма видится упрощенной, то и рисунок получается «смазанным», неопределенным по форме, нередко грубо искаженным. Приведем несколько рисунков учеников I—II классов специальной школы, выполненных с натуры (рис. 7,8,9).
Рис.7 Рис.8Рис.9
Статичность изображений ярко проявляется в сюжетных рисунках, главным образом при изображении человека и животных. Нарисованные учениками специальной школы живые объекты, как правило, лишены какой-либо динамики. Обычно это застывшая, статичная фигура человека во фронтальном положении или группа людей, нарисованных, будто под копирку и разместившихся в один ряд. Даже в тех случаях, когда содержание рисунка требует передачи известных движений (например, игра в хоккей или в футбол, бег, катание на санках или лыжах и пр.), умственно отсталые школьники не проявляют стремления выразить это графически (рис.9 ).
Такими же «неподвижными» остаются в рисунках и животные. Выполненные в профильном положении, они скорее напоминают трафаретные изображения и соответствуют рисункам нормальных детей средней группы детского сада.
Изображения стереотипны: однажды усвоенный способ рисования может без конца повторяться без каких-либо перестроек и изменений. Овладев техникой воспроизведения определенной формы, многократно дублируя и закрепляя ее, учащиеся не осознает, что эту форму можно видоизменять, совершенствовать, варьировать и т.д. Заученность графических образов и длительное устойчивое сохранение одной и той же манеры исполнения являются следствием познавательной пассивности учащихся (рис. 10, 11);
Рис.10 Рис.11Познавательная пассивность умственно отсталых школьников особенно отчетливо проявляется в рисовании с натуры. «Наличие натуры без умения ее воспринимать, — пишет Н. П. Сакулина, — не обеспечивает сколько-нибудь значительного сходства рисунка с предметом. Кроме того, начав рисовать, ребенок направляется уже восприятием возникающего рисунка, попадает под власть инерции, приводящей к повторению одной и той же формы, детали»[8]. Так, например, рисуя с натуры, ученик вместо двух шаров воспроизводит четыре. Вероятно, он нарисовал бы и больше, но на листе не осталось свободного места. Другой ученик под влиянием автоматизма рисует четыре сигнала светофора — зеленый, желтый и два красных.
Количественная сторона элементов рисунка особенно часто нарушается в тех случаях, когда объект состоит из нескольких деталей и от учащихся требуется более тщательное соотнесение каждой части изображения с соответствующей частью натуры (шарики бус, кольца раскладной пирамидки, кубики башни, листья на ветке и т.п.).
Интересным является тот факт, что во время рисования учащиеся младших классов специальной школы почти не обращают внимания на натуру и даже могут не заметить того, что ее убрали.