Смекни!
smekni.com

Особенности изучения лирического произведения в старших классах (стр. 6 из 13)

"Единственной программой, где упоминается поэма "Пугачев", которая принесла Есенину европейскую известность, является программа издательства "Дрофа" ["Программно-методические материалы: Литература: 5-11 классы / Сост. Т.А. Калганова. - М.: Дрофа, 2000. С.286. В Программе 2002г. (издательство "Просвещение") также рекомендована поэма "Пугачев"]. Можно согласиться с доводами многих возможных оппонентов, что "Пугачев" довольно сложен для восприятия, метафорически насыщен, очень своеобразен и требует от учителя особого умения говорить о сложном доступно и понятно. Но если в теории литературы творчество Есенина изучается в рамках темы "Имажинизм", то без краткого рассказа об этой поэме не обойтись. В целом программа издательства "Дрофа" выгодно отличается от программ, подготовленных "Просвещением", по содержанию и структуре в части изучения жизни и творчества Есенина. Здесь поэт изучается в VII, IX и XI классах более основательно". [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

По мнению Г.Э. Голышевой, "не менее важен вопрос о проблематике и современном прочтении жизни и творчества Есенина в школе. Материал по этому вопросу дают тематика и развертки программ (аннотации), которые составлены так, чтобы учитель мог правильно ориентироваться в материале, составить план, конспект урока, найти оптимальный путь изучения художественного произведения или творчества писателя." [Голышева // Литература в школе. - 2004. - №2. С.3.]

За последние семь лет заметны новые штрихи в характеристике творчества Есенина. Кроме лиризма и живописности образов, народно-поэтических традиций в его поэзии, понятия о параллелизме и обращения к природе как форме поэтического самовыражения [Программа по литературе: 5 - 11 кл. / Под ред.А.Г. Кутузова; Программа по литературе: 5-11 кл. / Под ред.Г.И. Беленького. - М.: Просвещение. 1995.] добавились идея "узловой завязи" природы и человека, сквозные образы поэтики Есенина, поэтика есенинского цикла "Персидские мотивы" и жанр лирической поэмы.

Между тем явление Есенина было закономерно, предопределено самой жизнью и ростом национального самосознания России. Неизбежность вспышки на русском поэтическом небосклоне звезды необычайной величины и яркости, Поэта, который нашел бы слова и краски для выражения смертной любви россиянина к бедной своей Родине, Поэта, который обладал бы нездешней силой "корявого и хитренького мужичонки", Поэта, который каким-то чудесным способом добыл бы затонувшее в недрах ее болот и суглинок Слово - поющее "золото", и заговорил бы "на новом языке", предсказал Александр Блок [Блок А.А. Девушка poзовой калитки и муравьиный царь // Собр. соч.: В 6т. - Л.: 1960 - 1963. - Т.5. - С.14.]. И не случайно новый поэт вышел из недр народных, из деревни, которая, как позже скажет Есенин, была "единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны" "узловой завязи самой природы" и народного мышления.

"Историческая заслуга Есенина состоит, прежде всего, в том, что поэт раскрыл свое трагическое время, наиболее остро отразил разлад, противоречия и заблуждения эпохи. Иными словами, Есенин является одним из тех писателей, которые ярко отразили тему революции и Гражданской войны". [Голышева // Литература в школе. - 2004. - №2. С.3.]

Однако именно в рамках этой темы произведения Есенина в большинстве программ вообще не обозначены. Даже в программе, выпущенной в "Просвещении" (2001), Есенин в этой теме не значится. Здесь перечислены только "Железный поток" А. Серафимоаича, "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова, "Конармия" И. Бабеля, "Россия, кровью умытая" А. Весело-го, "Разгром" А. Фадеева.

"Отношение Есенина к революции, действительно, вызывает немало споров. Сам поэт в автобиографической заметке "О себе" (1925) писал: "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Правда, годом ранее о том же событии сказал более сдержанно: "Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно". [Голышева // Литература в школе. - 2004. - №2. С.3.]

В ряде программ все творчество Есенина рассматривается в рамках имажинизма [Программы по литературе для 5 - 11 классов с углубленным изучением литературы (1020 часов) / Коллектив авторов Санкт-Петербурга, 2001/Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства.]. Однако творчество поэта никогда не ограничивалось рамками этого литературного течения.

"На изучение жизни и творчества поэта в рамках имажинизма отведено 4 часа. Для сравнения напомним, что на изучение творчества Маяковского в этой же программе выделено 5 часов в подразделе "Футуризм" и в теме революции и Гражданской войны "Ода революции" и "Левый марш" - еще 1 час, таким образом - 6 часов. Конкретно рекомендовано всего четыре стихотворения Есенина: "Гой ты, Русь моя родная... ", "Песнь о собаке", "Отговорила роща золотая... ", "Русь уходящая" (другие по выбору учителя).

Одной из важнейших задач учителя является формирование навыков выразительного чтения и интерпретации текста. Умение анализировать художественное произведение, истолковать прочитанное, внимательно задумываясь над каждым словом и задавая вопрос, почему поэт сказал так, а не иначе, - одно из самых важных." [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

2.3 Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Эпиграфом к общей теме "Сергей Есенин. Жизнь и творчество" могут стать слова А. Серафимовича "Это был великий художник. С огромной интуицией, с огромным творчеством, единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых интимнейших, - ни у кого из современников... Чудесное наследство".

Тема 1. "Я последний поэт деревни…" (поэт и революция) (материалы к уроку)

Важнейшим вопросом при изучении жизни и творчества поэта является его отношение к революции. Учитель может рассказать о сложном и неоднозначном отношении поэта к революции, которое проявилось у поэта в 20-е годы. Важно показать, что Есенин как крупный художник сумел передать в своей поэзии предчувствие нового, а также драматические коллизии и переживания "последнего поэта деревни".

Первым откликом на Февральскую революцию явилось стихотворение "Разбуди меня завтра рано..." (1917). Оно начинается с обращения к матери и рисует символическую картину ожидания пришествия светлого гостя - явления Христа. Приметы дорогого гостя связаны с окружающим миром природы: "след широких колес на лугу", "золота" дуга, которую "треплет ветер", и шапка-месяц. Ожидание рассвета будущего дня, когда кобылица "игриво взмахнет" красным хвостом, передает мечты о будущем: автор надеется стать "знаменитым русским поэтом", который воспоет высшие ценности жизни, мать, дающую человеку жизнь, светлого гостя и дорогие приметы своего родного дома: "Воспою я тебя и гостя, / Нашу печь, петуха и кров... / И на песни мои прольется / Молоко твоих рыжих коров".

Предчувствие нового выражено также в стихотворении "Я по первому снегу бреду..." (1917). Передавая робкую надежду на обновление мира, поэт совмещает самые чистые первые приметы разных времен года: первый снег выпадает в начале зимы, а упоминание ландышей соотносит вспыхнувшие силы с весенними цветами. С ожиданием встречи с дорогим гостем связаны первые приметы наступающей зимы (в природе) и весны (в душе человека). Не случайно эти приметы окрашены в белый цвет, который является для Есенина цветом мечты и любви.

В 1917 году Есенин встретил революцию вдохновенно. Он был тогда счастлив. С женитьбой на З.Н. Райх ("милой Зикан") в июле 1917 года поэт связывал романтические надежды на свой дом и семейный очаг. "В эти месяцы, - вспоминал его друг В.С. Чернявский, - были написаны одна за другой все его богоборческие и космические поэмы о революции. <... > Он был весь во власти образов своей "есенинской Библии". <... > "Пророк Есенин Сергей" с самой смелой органичностью переходил в его личное "я" [Чернявский B. C. Три эпохи встреч (1915-1925) // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. - Т.1. С.220.]. "Есенинская Библия" состояла из десяти маленьких поэм: "Певущий зов", "Отчарь", "Октоих", "Пришествие", "Преображение", "Инония", "Сельский часослов", "Иорданская голубица", "Небесный барабанщик" и "Пантократор", в которых Есенин воспел творение нового мира. Революционные поэмы Есенина довольно сложны для восприятия школьников, но учитель может кратко сказать о них, раскрывая тему революции в творчестве поэта.

"В 20-е годы отношение поэта к революции стало неоднозначным. Поэт справляет "панихиду" по дорогому деревенскому миру ("Я последний поэт деревни…", - и "Сорокоуст", 1920), выражает не только свою боль, но и боль многих-многих жителей России, страны по преимуществу аграрной. Прощание с деревянной деревней не сводится к противостоянию деревни и города или протесту против наступления "железного гостя", новой технической эры паровозов и тракторов, как считали современники поэта. В каждой строчке выражена пронзительная боль от погибели традиционного уклада русской жизни, целого мира русской духовности, когда высшей ценностью являлось все живое - "милое родное звериное". [Гулин // Литература в школе. - 2001. - №5]

Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все великие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.

Сравнивая есенинскую "Русь" с лермонтовской "Родиной", исследователи видят перекличку двух поэтов в попытке разгадать свою странную любовь к России (ср. "Но я люблю - за что, не знаю сам..." (Лермонтов); "Но люблю тебя, родина кроткая, / А за что - разгадать не могу..." (Есенин). Близки друг к другу картины, где Лермонтов и Есенин рисуют народную Русь в праздник и в часы короткого отдыха: