2. КУЛЬТУРА, КАЗАХСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Народная педагогика располагала многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни.
В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались с большим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком.
В арсенале народной педагогики имелись своеобразные средства и приемы воспитания кочевников — благословение, клятва, напутствие, айтыс (несенные состязания) и др. Долгое время бытовавшее мнение, что кочевники, предки современных казахов, не создали такой культуры, как оседлые народы, не соответствует действительности. (10; с.113)
Археологические исследования на территории современного Казахстана свидетельствуют о том, что кочевые племена казахской степи были не только воинами и скотоводами, но и замечательными зодчими, скульпторами, художниками. Находки на Мангыстау — яркий тому пример. Особенно интересен расположенный у залива Сарыташ подземный храм Шахбагата, в котором воплощаются древние традиции искусства кочевников. Другого такого сооружения на территории азиатской части бывшего Союза пока не обнаружено. Храм вырублен в монолитной скале почти тысячу лет назад. Стены четырехугольной башни-минарета украшают орнамент, изображения животных, бой конных лучников; прекрасно передан напряженный момент схватки. На рисунках часто встречаются изображения в виде раскрытой ладони. Выкованная из железа и надетая на шест ладонь была как бы знаменем, под которым сражались когда-то местные казахские племена-адаевцы. (19; с.48)
В период средневековья на территории Казахстана преимущественно в его южных областях имелись десятки цветущих городов с прекрасными дворцами и мечетями, величественными мавзолеями. На их окраинах находились мастерские ремесленников, ютились лачуги бедняков. Об этом свидетельствуют многочисленные раскопки казахстанских археологов, проведенные в последние 20—30 лет.
Самые ранние образцы письменности дальних предков современных казахов называются орхоно-енисейским или древнетюркским руническим письмом. Среди таких письменных памятников наиболее известны надписи на камнях в честь Бильгекагана и его брата полководца Кюль-Тегина (VI в.). Так, на одном из этих камней высечены изречения о жизни и быте, о культуре, о подвигах древних кочевников на фоне общей истории Тюркского каганата. Божественная воля, проявлением которой является власть карана, верность беков и народа карану, подчинение народа бекам — таков основной лейтмотив идей, пронизывающих надписи («Если ты, Тюркский народ, не отделишься от своего кагана, от своих беков, от своей родины... ты сам будешь жить счастливо, будешь находиться в своих домах, будешь жить беспечно»).
В них ясно выражена идеология аристократической верхушки тюркского каганата: требование абсолютной покорности народа кагану и бекам. Вместе с тем, идея благополучия всего тюркского народа проходит красной нитью через обе надписи:
«Народ, у которого есть доблесть, сильный народ»; «Родина (земля-вода)—это они, надо думать, и даровали нам победу».
В педагогическом плане особого внимания заслуживают следующие строки этих надписей: «Слушай внимательно, сообрази глубоко», «Сыны человеческие все рождены с тем, чтобы умереть», «Мой брат сделал меня человеком» и др.
Устно-поэтическая традиция древних тюрков сохранила также имя легендарного Коркут-ата («Отец Коркут») — певца и музыканта, создателя замечательных мелодий (IX в.). Скоротечность человеческой жизни и неизбежная смерть - вот основная тема песен Коркут-ата. Он вкладывал в песни мысли о страхе перед смертью и о бегстве от нее. Его музыкальное наследие не только замечательный художественно-эпический памятник, отражающий обычаи, жизнь и быт, верования кочевых племен эпохи раннего средневековья, но и интересный педагогический документ («Дочь без примера матери наставления не примет, сын без примера отца угощенья не устроит... лживым речам лучше бы на этом свете не появляться; правдивым людям лучше бы жить трижды тридцать десятилетий...», «Женщины бывают четырех родов: один — наводящая бедность порода, другие — оставляющие пресыщенный пир, третьи — опора дома, четвертые — хуже всего, что бы ты ни сказал» и т. д.).
Эстетический вкус, идеал, художественное дарование и мастерство, творческое воображение, исполнительские традиции казахских песен и кюев (музыкальная пьеса без слов для домбры) являются основой эстетического воспитания. В фольклоре воплощена психология народа, поэзия дает богатейший материал для выводов, чем живет тот или иной народ, каковы его нравы, обычаи, народный характер.
Древнетюркские (орхоно-енисейские) письменные памятники.
Дальние предки современных казахов еще в те далекие времена сумели создать бессмертные творения духовного наследия. Начиная с VIII в., после арабского завоевания, когда древнетюркские племена приняли ислам, тюркская письменность начала вытесняться арабским письмом. Но, несмотря на это, какая-то часть ее не пропала бесследно под пылью веков.
Примечательно и то, что многие, художественные образы, крылатые слова, меткие сравнения, содержащиеся в надписях на каменных стенах в честь Кюль-Тегина, Тоньюкука, Бильге-Кагана, и поныне бытуют в современном казахском языке. В этих письменных документах заложены первоначальные зародыши идей обучения и воспитания («Стыд сильнее смерти», «Мой брат сделал меня человеком», «Народ, у которого есть доблесть, сильный народ» и т. д.).
3. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Воспитание детей в семье
Воспитание ребенка начинается в люльке.
В доме без люльки уюта нет.
В доме с детьми тайн не бывает.
Мать без детей, что яблоня без цветов.
Птица из-за птенцов в силок попадает, человек из-за детей страдает.
Чем золотой дворец родичей, лучше дырявый шалаш матери родной.
Дом с детьми — базар, дом без детей — мазар (могила).
Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну.
Пережить сына — до мечты своей не дожить, оставить сына после
себя — мечты своей достигнуть.
Кто не уважает отца, тому нет уважения от своих детей,
Отец — гора, мать — родник у подножия горы, сын — тростник на берегу родника.
Ребенок без отца — наполовину сирота, ребенок без матери — полный сирота.
Одно дерево жалко на дрова спилить, одного ребенка трудно хорошо воспитать.
Нравственное воспитание
Три дела делают человеку честь: колодец, вырытый в пустыне; мост, проложенный через реку; дерево, посаженное у дороги.
По старшему брату равняясь, младший растет, по старшей сестре равняясь, младшая растет.
Посеянное отцами детям пожинать.
Воспитанный человек что конь подкованный.
Дружба прочна чувством искренним, семья крепка уважением взаимным.
Человека обмануть—преступление перед совестью, брата обмануть —преступление перед матерью.
Коня ноги кормят, человек сыт от доброго слова.
Человеком быть легко, человечным быть трудно.
Утолив жажду, благодари того, кто колодец вырыл; отдыхая в тени дерева, благодари того, кто его посадил.
Джигит на слова скуп, на дела щедр.
Джигиту от слова отступить словно смерть принять.
Сталь закаляется на огне, батыр — на войне.
Врага остерегайся один раз, неверного друга — всю жизнь.
Чем плохой друг, лучше достойный враг.
Веселиться хорошо с чужими, горевать — со своими.
Трудовое воспитание
Труд — источник богатства человека, авторитет — источник его уважения.
Джигиту нет счастья без труда, народу — без единства.
Труд украшает человека, а человек — свое время.
От дождя земля цветет, от работы джигит мужает.
Плача будешь арык рыть, смеясь будешь воду пить.
Не спрашивай джигита, сколько сил вложил, спрашивай, что сделал.
Для джигита работа — отдых, для лентяя гулянье — отдых.
Умственное воспитание
В учении трудно, да плоды учения сладки.
Говори не о том, что вычитал, а о том, что осмыслил.
Для ученого мир светел, для неуча мир темен.
Если глаза не видят, но уши слышат — ум богатеет, если глаза видят, но уши не слышат — ум скудеет.
Жизнь — самый мудрый учитель.
Слово невежды как угроза звучит, слово мудреца как шелк шелестит.
Умного речь коротка, да каждое слово поучительно.
Умный ошибается — себя винит, дурень — друзей.
У мудрого человека слово яркое, как огонь, ясное, как луна.
Добрый конь и в старости шаг не путает, умный человек и в старости мудрости не теряет.
Знаний набирайся с пеленок и накапливай до дней последних.
Искусство — живой ручей, наука — яркий светильник.
Наука есть рытье колодца иглой.
Не тот много знает, кто много читает, а тот, кто умом вникает.
Не тот много знает, кто много прожил, а тот, кто много видел.
Прилежный ученик превзойдет учителя.
Стремись изучить семи народов язык и семь разных наук.
Прожитый день не вернется, а мудрое слово останется.
Учение — основа знания, знание — основа счастья.
Лучше умный молчун, чем речистый болтун.
Меткое слово спор прекращает
Слово акына острее кинжала и нежнее волоска.
Патриотическое воспитание
Родина — Мать народу, народ — мать джигиту.
Нет земли лучше Родины, нет людей лучше, чем на Родине.
Любовь к Родине у семейного очага зарождается.
Если не нашел счастья дома, не обретешь его и на чужбине.
Не видать добра гусю, покинувшему озеро родное; не видать счастья джигиту, оставившему край родной.
Счастлив джигит, себе цену знающий, счастлив народ, сам собой правящий.
Пережитое вместе с народом — великий праздник.
Кто бежал от народа, тот останется без погребения.
Лишившись коня, седло не бросай; лишившись жены, очаг свой не покидай; лишившись очага, народ свой не покидай. (11; с.73)
4. История овладения грамотой