В ситуации встречи учащегося с затруднением содержанием образования становятся его волевые качества, его знание об имеющемся знании, коммуникативные способности. Здесь у педагога на первый план выходят субпозиции "Учитель" (он не торопится подсказать правильный ход решения, сообщить новую информацию, а создает условия для "инвентаризации" всех имеющихся у учащихся знаний и определения границ их применения) и "Мудрец" (терпеливо предоставляет учащемуся возможность сполна ощутить и пережить ситуацию затруднения, без чего невозможно развитие).
На следующем, рефлексивном этапе содержанием образования становятся аналитические способности учащегося, знание о незнании, познавательный интерес, оптимистическое отношение к себе как открытому к развитию человеку. Здесь снова актуализируются субпозиции "Мудрец" и "Учитель". Как "Мудрец" педагог организует переориентацию внимания ученика с объекта деятельности на себя самого, на свои способности, мотивы, волевые качества. Как "Учитель", он способствует не только осознанию учащимся неполноты своих знаний и недостаточности имеющихся способов, но и развитию умения фиксировать эти пробелы в знаковой форме.
Однако, как справедливо замечает Ю.В. Громыко, нельзя чрезмерно усиливать недовольство ребенка самим собой, так как это может привести к неврозам. Поэтому на сложном с психологической точки зрения этапе очень важна также и субпозиция "Родитель": учитель, наблюдая за детьми, видит тех, кто болезненно переживает свою неспособность, и старается поддержать и подбодрить их, выражая уважение и подчеркивая значимость затруднения для процесса развития.
Организация ситуаций моделирования, целеполагания, планирования деятельности, конструирования способа решения задачи, несомненно, прерогатива субпозиции "Учитель". Здесь педагог помогает учащимся овладевать обобщенными способами деятельности, демонстрирует им образцы техник мышления (схематизация, идеализация, онтологизация, анализ и др.), мыслекоммуникации (понимание, различение, рефлексия коммуникативных структур, позиции в коммуникации), мыследействия (самоопределение, целеполагание, формирование замысла, планирование, рефлексия реализации). Но внутри каждой из этих ситуаций педагог в субпозиции "Мудрец" создает условия для самоопределения, самоутверждения и реализации потенциальных возможностей каждого учащегося. Как "Родитель", он в ходе коллективной мыследеятельности демонстрирует и прививает учащимся социальные нормы поведения, основанные на уважении, доверии, понимании и заботе людей друг о друге.
В ситуации проверки сконструированного способа содержанием образования являются предметные знания, умения и навыки, а у учителя ведущей становится субпозиция "Умелец". Итак, овладение педагогами задачной формой организации обучения, на наш взгляд, способствует реализации целостной педагогической позиции.
Проблема нового содержания образования, востребованного современной социокультурной ситуацией, перестает быть прерогативой разработчиков учебных программ и становится делом педагога, конструирующего содержание каждой конкретной ситуации взаимодействия в диаде "учитель—ученик". Гарантом реализации содержания образования, а не изучения учебного материала, является педагогический профессионализм нового типа, характеризующийся пониманием учителем полифункциональности своего взаимодействия с учащимся, сформированностью у него целостной педагогической позиции и способностью к позиционному самоопределению, адекватному конкретной ситуации во взаимодействии. Становление такой позиции происходит в ходе профессионального обучения и повышения квалификации, если в качестве компонентов содержания профессионального образования выступают сначала субъективные смысловые процессы осознания и присвоения ценностей и целей современного образования, а затем — средства их реализации во взаимодействии учителя и учащегося.
Список литературы
1. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования: Серия "Материалы для педагогических размышлений". Вып. 2. Биробиджан, 2002.
2. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск, 2006.
3. Цукерман Г.А., Слободчиков В.И. Мы, взрослые, и остальные люди // Семья и школа. 1989. № 11; 1989. № 12; 1990. № 1; 1990. № 2.
4. Зинченко В.П. Деятельность. Знание. Духовность // Высшее образование в России. 2003. № 5.