5. Разное.
Слушали:
1. Старший воспитатель раскрыла цель педагогического совета. Проанализировала итоги выставок на тему: «Волшебный город вежливости».
2. Педагог Пилипец И. А. поделилась опытом своей работы по обучению детей правилам хорошего тона.
3. Гусева Е.Е. провела с педагогами тренинг по решению ситуативных задач по социально – личностному воспитанию. Педагоги успешно справились с заданием.
4. Эльвира Менсуровна провела самоанализ с фишками разного цвета:
- красного цвета – «все дети выполняют»;
- желтого - «немногие»;
- синего – «не выполняют».
Решение педсовета
1. Провести дни открытых дверей для родителей по теме
"сервировка и правила, хорошего тона за столом".
2. Приобретение всего необходимого для сервировки: ножи, вилки, салфетки из ткани (но 5 шт.), скатерти, наборы кукольной посуды.
3. Оформить на каждую группу наглядные пособия, картины, на которых показаны правила сервировки: как держать ложку, вилку, нож, правила посадки во время еды, правила хорошего тона за столом. "О гигиене и чистоте, правилах хорошего тона за столом", "Азы воспитанности".
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ
Я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Масленица — самый любимый в народе праздник. Он отражает всеобщую радость и ликование в связи с приближением долгожданной весны, с расцветом природы и самого человека.
В феврале звенит первая робкая капель, вытягивающая длинные хрустальные сосульки, появляются воронки - затайки у одиноко стоящих деревьев, стекленеют южные склоны сугробов. В народе про февраль говорят: пора слепящего солнца и света, предчувствие, прелюдия, предтеча весны.
В русской народной песне поется:
Пришел месяц бокогрей,
Землю-матушку согрел,
Бок корове обогрел,
И корове, и коню,
И седому старику
Морозу Морозовичу.
Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Февраль богат традициями, обычаями, обрядами, приметами. Самый знаменитый обряд на стыке зимы и весны — Масленица. Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. По Масленице люди определяли, каким будет урожай: ненастье в воскресенье перед Масленой — к урожаю грибов. Какой день Маслены красный, в такой сей пшеницу. Если на Маслену идет снег, то будет урожай гречихи.
Праздник Масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляли собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. Пекли блины из гречневой или пшеничной муки. «Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, крепких браков и здоровых детей», — писал А. Куприн.
Поэтому и на наших столах блины. В Центральной России, помимо блинов, использовались и другие символы солнца — горящие колеса, спускаемые с гор, полыхающие костры. А сейчас, ребята, отмечают Масленицу? Как отмечают этот праздник, с чем его сейчас связывают?
Со временем Масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гуляние, посвященное проводам зимы, с карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.
Масленица —праздник веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.
Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: «Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!»
А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица!» Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: «Здравствуй, широкая Масленица!».
В некоторых местах, заботясь о подобающей встрече и должном проведении всей Масленицы, начинали заранее печь блины. Хозяйка посылала мальчика лет 8—10 «встречать Масленицу», давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:
Прощай, зима сонливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону —
И пахать пойду!
Масленицу открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили следующее приветствие: «Звал - позвал честный Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах наваляться, сердцем натешиться...» После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица!».
Сколько бы ни отмечались между собой в разных уголках старой России масленичные обычаи и обряды, общий характер и основа праздника были одинаковы — это борьба сил Зимы и Весны, завершающаяся сожжением Масленицы (олицетворения холода и тьмы) и всеобщим праздничным весельем: катанием на лошадях, с гор, на льду, «пиршеством», в центре которого были блины — символ солнца и вместе с тем — поминальная трапеза по отжившей свое Зиме (по древней традиции, Масленица сочетала также и поминовение усопших родственников, и чествование молодоженов).
Масленица справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Порядок проведения Масленицы обозначается в названии дней масленой недели, которая была переполнена праздничными делами. Обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни.
За каждым днем Масленицы были закреплены определенные действия, правила поведения, которые совершались в атмосфере предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый — блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.
Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо не расколет!
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.
Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-Масленица, госпожа Масленица».
Как пишут ученые-исследователи, в некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении Масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. С этого времени начинали праздновать «малую Масленку». Ребята группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того били лаптями.
В воскресенье перед Масленицей наносили визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашали в гости.
Неделя Масленицы проходила шумно и весело, повсюду звучали самые разнообразные по содержанию песни, устраивались игры-соревнования, выступали с праздничным представлением скоморохи и ряженые.
Интересное описание встречи Зимы-Масленицы предлагает исследователь народных традиций В. М. Григорьев. «Скоморохи и другие ряженые с шумом и смехом везут большое чучело Зимы-Масленицы. Оно сделано из соломы, укрепленной на крестовине из палок. Просторный наряд сшит из лоскутов или склеен из плотной бумаги. Вместо головного убора может быть надета корона, а на груди яркая лента и сияющая елочная звезда, напоминающая о былом «царском» величии (в разных местностях свои обычаи оформления Масленицы — от царского обличья до вида огородного чучела). Лицо у Зимы-Масленицы в морщинах и не слишком-то веселое.
Везут Масленицу на нескольких связанных санках или больших санях, в которые может быть запряжен не настоящий, а масленичный «конь» (его изображают два человека, покрытые рогожной попоной с хвостом из пеньковых веревок, с головой, сшитой из рогожи и украшенной гривой и уздечкой: голову держит на палке первый из наряженных «конем», он поворачивает голову, громко «ржет», оба ряженых пританцовывают при этом ногами, бьют копытами.
Стража расчищает в толпе путь для потешного шествия. Воевода приглашает всех проводить Масленицу на праздничную площадь (главную площадь праздника), где состоится прощание с зимой ».
Парни и девушки одевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые.
Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село.