Смекни!
smekni.com

Природа как средство эстетического воспитания дошкольников (стр. 3 из 6)

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением он «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки, загадки и т.д. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. К примеру, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы так же используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение – при обучении трудовым навыкам, проведение опытов и др. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя.

Выбор методов и приемов, определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и наложенного ими опыта. [3]

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих знаниях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Занятия проводятся во всех возрастных группах: в младшей и средней – 2 занятия в месяц, в старшей – по 1 занятию каждую неделю. Начиная со средней группы организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. [10]

Экскурсия – значение состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Можно организовать экскурсию в парк, сквер, ближайший лес и т.д. В городских условиях природа отдыха связана с системой зеленых насаждений.

Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Меняется и труд человека. [8]

Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, что можно показать, что надо взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое короткое предварительное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес к намеченной экскурсии.

Очень важно, чтобы дети почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к сезонным краскам леса, к его великолепию, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т.д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детьми (несколько цветков, веточек и др.). [3]

Прогулки – здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т.п. Здесь можно организовать разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.п.; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления, в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.

Повседневные наблюдения не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные).

Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю. [10]

Работа на земельном участке. Эта работа сочетается с наблюдением и способствует накоплению знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Работа в уголке природы. Проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. [3]

1.5 Отражение детьми знаний и впечатлений о природе в творческой деятельности

Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитание дошкольников, Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства». Эмоционально – творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия.

Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действительно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. Лирика природы, по выражению В.И. Лейсбона развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке.

Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.

Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфическим средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции способствуют отображению этих качеств и в детских пейзажных рисунках.

Влияние выразительной стороны поэтического образа на детский рисунок проявляется в педагогике ребенком своего эмоционального отношения к описанию природы, что значительно повышает эстетические качества изображения.

Дети могут создавать творческие рисунки и только на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями.

Этот творческий процесс у детей протекает по-разному. Например, четырех – пятилетние дети рисуют, исходя из личного опыта непосредственного восприятия природы, но тема их рисунков определена поэтическим изображением произведения. По мере повышения уровня восприятия художественного описания природы дошкольник начинает изображать картину уже согласно трактовке произведения, и при этом он может точно следовать его описанию. Дети шести лет стараются в рисунках по поэтическому произведению как можно теснее передать его содержание. Определенный запас поэтических образных представлений дает им возможность включать их в один рисунок, дополняя его образами, сложившимися во время наблюдений. При этом логическая связь между образами в рисунках не нарушается. Ребенок воспринимает целую ситуацию в произведении, в котором раскрываются не только пространственные, но и логические взаимосвязи, т.е. более глубокие зависимости: причинные, целевые, временные. [13]

Своеобразно, творчески передают дошкольники пространство: в виде фриза (одной линии), широкой полоски зелени; могут изобразить линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места. Располагая отдельные образы природы рядом, дети подчеркивают их различия в величине. Главный образ выделяется размерами (большими или маленькими), цветом.

Передача пространства в рисунке наиболее трудная задача для дошкольников, поскольку для этого ему необходимо не только воспринять связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости. Усвоить определенные программные навыки в передаче пространства, ребенок начинает чувствовать центр, стороны листа как плоскости. Свободное владение этими умениями служит показателем развития его творчества в рисунке о природе.

Иногда ребята могут дополнять картину о растительном мире изображением животных или птиц. Дети живо передают состояние природы, время дня, года. Е.А. Флерина дала определение этому процессу: «детское изобразительное творчество мы понимаем как создательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании отражения, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства». [12]