Смекни!
smekni.com

Проблемы психологической помощи обучающимся в старшей школе (стр. 13 из 15)

Участникам группы удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы, положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали!» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп!» прекратить упражнение. Длительность – 5-15 минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих это задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения.

Упражнение №2

«Хромая обезьяна»

Участники располагаются удобно в достаточно тихой комнате. Ведущий, овладевая их вниманием, говорит приблизительно следующее: «Сейчас я попрошу вас выполнить одно психотехническое упражнение. Задание, которое я вам дам, необходимо будет выполнять от моей команды «Начали! До команды «Стоп!». Если вы по какой-либо причине нарушите мою инструкцию, подайте сигнал – хлопните в ладоши. (Ведущий хлопает в ладоши). Итак, если вы отвлеклись , обязательно хлопните и продолжайте работать. Все понятно? Закройте глаза… Внимание, даю задание: не думать о хромой обезьяне. Начали! (проходит 30-120 секунд под «жидкие аплодисменты».) Стоп!»

Упражнение обычно проходит весело и вызывает смех и эмоциональную разрядку. Поэтому его можно использовать для снятия напряжения. Первый хлопок обычно вызывает серию ответных отвлечений, и это простейшее взаимодействие иногда дает чувство общности и помогает легче перенести удар по самолюбию, который может нанести первый промах. Если ведущий желает перевести упражнение в русло индивидуальной работы и фиксаций отвлечений сделать делом совести каждого, то он может предложить участникам вместо хлопка поднимать руку.

Игра на рефлексивное сотрудничество (33, стр 100)

Упражнение № 3 «Стена»

Двое участников становятся друг против друга по обе стороны затянутой плотной материей прямоугольной рамы. Размер рамы подбирается так, чтобы партнеры не видели друг друга. По сигналу ведущего оба игрока наносят одновременный «укол» указательным пальцем в разделяющую их стенку. Цель – за минимальное количество попыток найти общую точку укола, то есть соприкоснуться через материю кончиками пальцев.

В этом упражнении возможны различные тактики. Обычно партнеры на ощупь ищут друг друга, корректируя точки нанесения уколов в зависимости от того, в каком месте полотна выдавился в предшествующем такте игры палец напарника. Но бывает и так, что сообразительные игроки решают задачу с первой же попытки, нанося свои уколы в центр прямоугольной рамы. Для того, чтобы исключить возможность таких легких побед, можно несколько изменить условия задачи: дать инструкцию наносить уколы не в любое место внутри рамы, а в одну из нескольких беспорядочно нанесенных на полотно (с обеих сторон и в точности одна против другой) точек.

Игры на формирование взаимодействия (9, стр 74, 76)

Упражнение № 4 «Пустое место»

Правила игры. Одна половина участников садится по кругу на стулья, другая встает к ним за спину и кладет руки на спинку стула 9елси спинки нет, то руки заводятся за спину). Перед одним участником (или перед учителем) никто на стуле не сидит – «пустое место». Его задача переманить кого-нибудь из сидящих на «пустое место». Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь.

Если кто-то из участников увидел внимательный, приглашающий взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если партнер задержал убегающего, то участник с «пустого места» переманивает другого, если нет, то теперь у него задача – переманить к себе какого-нибудь участника ( так же – глазами), то есть снова приобрести партнера, и т.д. Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто стоял, садится.

Игра продолжается столько, сколько необходимо для создания свободного, раскрепощенного настроения в группе. Обычно это занимает 10 минут.

Дополнительный эффект упражнения – адаптация в группе, формирование доброжелательной атмосферы, снижение тревожности.

Упражнение № 5 «Броуновское движение»

Все участники стоят в кругу. Закрыв глаза, все начинают двигаться произвольно в разных направлениях; разговаривать нельзя; по хлопку ведущего группы все останавливаются и открывают глаза.

Снова закрывают глаза и проделывают ту же процедуру, но при этом еще издают жужжание; по хлопку останавливаются и открывают глаза.

Анализ упражнения – ответы на ряд вопросов.

Какие чувства возникают в первом и втором случае?

Что мешало движению?

Что помогало не сталкиваться?

Какие каналы восприятия наиболее привычны, какие оказались «новыми»?

Игры на организацию межличностного общения

(9 стр 84, 97, 122, 161)

Упражнение № 6 «Беседа»

Двум учащимся, между которыми существует дружеская симпатия, предлагается поговорить:

а) о погоде;

б) о каком-либо вопросе, не предназначенном для посторонних (шепотом).

Остальные наблюдают изменения пространственного расположения в процессе беседы. В обсуждении обговариваются причины изменения дистанции в общении.

Обобщение.

Участникам предлагается высказать свои предположения по поводу закономерностей и возникновении чувств и влияния этих чувств на процесс взаимодействия при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности.

Упражнение №7 «Пересказ»

Участникам предлагается пересказать то, что рассказал собеседник. (упражнение идет легко, если предложить рассказать фрагмент события, которое произошло по дороге в школу, в школе, дома, а также прочитанную статью или отрывок из книги, фильма и т.п.)

Упражнение № 8 «Давление».

Ведущий предлагает учащимся встать в круг, посмотреть внимательно друг на друга и опустить глаза вниз. После сигнала (хлопок ладонями) все должны поднять головы и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадет, пара отходит в сторону. Эта процедура повторяется до тех пор, пока вся группа не разобьется на пары. Затем нужно договориться, кто в паре будет «икс», кто «игрек».

Дальнейшая инструкция может звучать примерно так: « «Икс» должен занять место на стуле, «игрек» встает перед ним. Сложите ладони ваших рук друг с другом. Ваша задача – зафиксировать свое внутреннее состояние во время упражнения. Итак, «игрек» давит на ладони «икса», «икс» сопротивляется!… ( На эту часть упражнения достаточно 30 секунд). Стоп! Поменяйтесь местами и по команде повторите упражнение. Возвращение в круг. Давайте поговорим о том, что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас…»

Во время обсуждения упражнения ведущий обращает внимание на то, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при «давлении» словами, интонацией.

Упражнение № 9 «Скверная компания»

Цели: раскрыть и дискредитировать формы общения, принятые в примитивной группе; выявить реакции участников игры друг на друга в процессе игрового взаимодействия и тем самым уточнить истинное распределение внутригрупповых ролей в данной группе, косвенным путем (через ироническое отображение реальности) ослабить отрицательное влияние на группу со стороны тех ее участников, которые действительно образуют внутри нее своего рода «скверную компанию».

Роли: Главарь, Авторитет, Приближенные (два человека), Подхалим, Шут, Марионетки (два человека), Недовольные ( два человека), Забитые ( два человека). Таким образом, в действие вовлечены 12 человек, остальные участники группы составляют «публику». Исполнители ролей сначала выбираются ведущим (психологом либо педагогом) на добровольных началах. В дальнейшем на ту или иную роль обязательно приглашается кто-то из «публики». Причем прежний исполнитель этой роли превращается в зрителя или получает иную роль из имеющегося ролевого набора ( и тогда в зрителя превращается тот, кто исполнял эту последнюю). В простейшем случае ролевые приметы могут быть заданы, например, так:

Главарь – шарф (или галстук) переброшен через плечо.

Авторитет – за ухом карандаш или ручка.

Приближенный – из-под рукава торчит носовой платок.

Подхалим – носовой платок (или лист бумаги) заправлен сзади за воротник.

Шут – закатана одна штанина (или засучен один рукав).

Марионетка – без примет.

Недовольный – распахнут воротник (или подчеркнуто взъерошены волосы).

Забитый – одна рука постоянно заведена за спину (разрешается менять руки).

Правила действия: 1) Главарь обрывает любого, 2) Авторитет - любого, кроме Главаря, 3) Приближенный – любого, кроме, 4) Подхалим – любого, кроме Приближенного, Главаря и Авторитета, 5) Шут всех, кроме Главаря, 6) Марионетка – только Недовольных и Забитых, 7) Недовольный – всех, кроме Главаря и Авторитета, 8) Забитого обрывает любой. Тот, кто нарушает правила, переводится в Забитые. Если именно Забитый осмеливается кого-либо оборвать, его все вместе осуждают или изгоняют (иными словами, он переходит в «публику»). Ведущий, следя за игрой, постоянно напоминает участникам о ее правилах. Он – единственное лицо в игре, обрывающее Главаря.

Проведение игры имеет два варианта: театральный и обыденный. В первом случае «скверная компания» объявляется, скажем пиратской шайкой; предмет начинающегося обсуждения – куда направить корабль в поисках добычи. Реплики импровизируются участниками по ходу игры.

«Пиратская» и ей подобные сцены (например, сборище гангстеров, стаи волков и т.д.), несомненно стимулируют выражение агрессивных чувств у играющих, однако ведущий не должен этому препятствовать, пока, на его взгляд, дело не грозит зайти слишком далеко.