Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения к природе.
Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание дошкольников.
Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком тексте художественной литературы и как именно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий в конкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности.
Проведенный нами эксперимент показал необходимость привлечения к экологическому воспитанию текстов художественной литературы. При правильном эстетическом развитии детей, они способны воспринимать лучшие образцы русских писателей-классиков, в которых отражены мысли о необходимости бережного отношения к родной природе, показывается ее красота.
Таким образом, мы подтвердили в ходе эксперимента нашу гипотезу о необходимости привлечения художественных текстов к воспитанию бережного отношения к природе и любви к ней.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
2. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.
3. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М., 1990.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
6. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 1959.
7. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.
8. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.
9. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997.
10. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
11. Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 1966.
12. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.
13. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. - № 1. – 1988.
14. Матейчик З. Родители и дети. – М., 1992.
15. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 – 7 лет. – М., 1992.
16. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1979.
17. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. - М., 1972.
18. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965.
19. Пэрну Л.Я. Я воспитываю ребенка. – СПб., 1992.
20. Развитие личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965.
21. Развитие личности ребенка / Под ред. А.М. Фонарева. – М., 1987.
22. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. - М., 1965.
23. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986.
24. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988.
25. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988.
26. Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. – Тула, 1992.
27. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.
28. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. - № 8. – 1986.
29. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1990.
30. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992.
31. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991.
32. Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980.
33. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.
Приложение
План занятия по развитию у детей любви к природе при помощи различных форм искусства
Программное содержание:
1. Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к природе.
2. Учить детей искусству слушать музыку, рассматривать картины, отмечать приемы рисования, составлять рассказы по картинкам.
3. Обогащать словарный запас музыкальными терминами и в области изобразительного искусства.
4. Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.
Предварительная работа:
1. Наблюдение природы в период осени.
2. Слушание музыки на тему «Осень» П.И. Чайковского, А. Вивальди.
3. Рассматривание картин на тему «Осень», заучивание стихов об осени А.С. Пушкина.
Дети входят в зал, в «музыкальную гостиную», их встречает музыкальный руководитель.
Муз руководитель: Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня я приглашаю вас посетить «музыкальную гостиную, чтобы послушать музыку, стихи, полюбоваться картинами великих художников. И так садитесь по удобней. (Дети рассаживаются на места, свет гаснет, воспитатель зажигает свечи).
«Сладкая греза» П.И. Чайковского. Воспитатель (под музыку):
Тихо - тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
В разноцветном, расписном.
И раздвинулись вдруг стены
Вся земля видна вокруг.
Плывут звуки речкой пенной
Тихо дремлет лес и луг...
Вдаль бегут лесные тропки
Тают в дымке голубой
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы
Побывать в гостях у сказок,
У весны, среди зимы.
Тихо - тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде
В разноцветном, расписном!
Не правда ли прекрасные стихи, которые помогли нам понять удивительную музыку, услышать, о чем она рассказывает. Это прозвучала музыка замечательного русского композитора П.И. Чайковского. А теперь я предлагаю вам послушать уже знакомое произведение этого композитора.
«Осенняя песнь» П.И. Чайковского (в оркестр, исполнении)
Муз. руководитель: Я вижу вы узнали музыку. Как называется это произведение? О чем рассказала эта музыка? (об осени).
Что вы услышали в ней? (шелест облетающей листвы, порывы ветра, звон капель надоедливого осеннего дождя).
Какая это музыка по характеру? (задумчивая, печальная, плавная, задушевная, медленная, певучая).
Ребята, а когда мы слушали это произведение на занятии раньше, на каком инструменте я ее исполняла? (на фортепиано).
А в чьем исполнении прозвучала эта пьеса сегодня? (в исполнении оркестра).
П.И. Чайковский написал эту замечательную музыку, прочитав стихи А.К. Толстого. Послушайте и вы эти стихи:
Осень, обсыпается весь наш бедный сад
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там на дне долин
Кисти ярко-красные, вянущих рябин...
На меня тоже произвели впечатления стихи об осени замечательного поэта.
Муз. руководитель: Правда, музыка очень похожа на стихи, такая же грустная и печальная. А вы ребята, хотите попробовать сочинить свою музыку? Давайте вспомним, как называется человек, который пишет музыку? (композитор) И так послушайте стихотворение, к которому нужно сочинить музыку.
А.Н. Плещеев.
Скучная картина, тучи без конца
Дождик так и льется, лужи у крыльца...
Чахлая рябина мокнет под окном
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, Осень к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
Муз. руководитель: Какое настроение у этого стихотворения? (печальное, задумчивое, грустное).
О чем нам оно рассказало? (об осени).Что можно услышать в стихотворении? (как идет дождь). Ребята, а как он идет? (тихо, неторопливо, но долго).
Музыкальная импровизация на музыкальных инструментах «Дождик накрапывает» Л. Александрова.
Муз. руководитель: Какая завораживающая музыка у нас получилась. Ребята, а ведь не только композиторы и поэты сочиняли свои произведения, любуясь осенней красотой. Осень самое выразительное время года, какое разноцветье красок! Не остались равнодушными к осенним краскам и люди, которые рисуют картины. Как их называют? (художники).
Посмотрите сколько картин нарисовано об осени. И все они очень разные.
Осень иногда называют художницей. Какие краски она принесла с собой? (называют цвета осенней палитры).
Ребята, вы уже обратили внимание, что эти картины все разные, хотя все художники рисовали одно и то же - осень. И это не спроста, ведь осень бывает разная.
Вот деревья разукрашиваются желтыми и красными красками. Природа как бы наряжается и становится сказочно-красивая, солнце еще светит ярко и рядом с зелеными листьями вспыхивают оранжевые, багряные. Такую осень называют «золотая», «ранняя осень», «бабье лето».
Исполняется песня «Падают листья». М. Красева.
Музыкальный руководитель: Какая это песня по характеру (ласковая, нежная, мягкая, задумчивая, светлая).
А теперь посмотрите на картины и выберите ту, на которой изображена «Золотая осень» («Золотая осень» И. Левитана, «Золотая осень» И. Остроухова).
Какие цвета использовал художник? Теплые или холодные? Назовите теплые тона.
Импровизационно-творческая игра «Смотрите, смотрите, падает лист».
Но «Золотая осень», увы скоро пройдет: листья потемнеют, опадут, оголив деревья, все чаще и чаще будут лить дожди. Как грустно видеть, что природа теряет свои краски яркие, разноцветные.