Введение
глава 1. Эстетическое воспитание дошкольников
1.1 Содержание и средства эстетического воспитания дошкольников
1.2 Методы и формы организации эстетического воспитания дошкольников
1.3 Сущность экологического воспитания
1.4 Цели и задачи воспитания у дошкольников экологической культуры
Глава 2. Воспитание любви к природе у дошкольников
2.1 Особенности воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года
2.2 Ребенок и прекрасное
2.3 Роль художественной литературы в воспитании дошкольников
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Первая часть эксперимента
3.2 Вторая часть эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. К.Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств[1]. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, — традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на садовом участке воспитателю рекомендуем обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.
Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просвещению — формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.
Основной смысл такой работы — конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами ее становятся все источники жизнедеятельности человека — земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел, таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, селекционеров редких растений.
Поэтому можно сформулировать следующую гипотез. Мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу и что тексты писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию учащихся. Объект нашего исследования дошкольники, а именно в этом возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Предметом данной работы является воспитание любви к природе через средства художественной литературы, лучшие образцы русской классики.
Целью данной работы является рассмотрение и решение проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы.
В ходе исследования мы попытаемся решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание эстетического воспитания дошкольников.
2. Показать суть экологического воспитания дошкольников, формирование норм и правил экологического поведения.
3. Показать воспитание любви к природе у дошкольников средствами искусства и, в частности, художественной литературы.
4. Представить план такого занятия.
В своей работе мы используем труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Ж. Пиаже, В.В. Зеньковского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Е.В. Субботского, Л.Я. Пэрну, Т.А. Репиной, Л.А. Венгера, З. Матейчика, Н.И. Непомнящей, А.А. Рояк, В.Л. Лола, В.К. Котырло и других.
Композиционно работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается эстетическое воспитание дошкольников. Подробно рассмотрены содержание и средства эстетического воспитания дошкольников, методы и формы организации эстетического воспитания дошкольников. Далее мы рассмотрели сущность экологического воспитания и цели и задачи воспитания у дошкольников экологической культуры.
Во второй главе рассматривается вопрос воспитания у дошкольников любви к природе. Подробно рассматриваются вопросы воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года и роль художественной литературы в воспитании дошкольников.
В третьей главе представлена экспериментальная часть. В ней приводится план тематической работы с дошкольниками по эстетическому воспитанию. Дается подробная беседа с детьми и ее анализ, проводится диагностика детей до и после работы с ними.
В заключении подводятся некоторые итоги данной работы.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста. Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность и даже влияет на физическое развитие.
Цели эстетического воспитания и образования[2]:
- развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности;
- совершенствование эстетического сознания;
- включение в гармоничное саморазвитие;
- формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.
Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его целей, можно сформулировать как приобретение творческих знаний. Это – группа задач приобщения к эстетическим ценностям:
- формирование эстетических знаний;
- воспитание эстетической культуры;
- овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
- формирование эстетического отношения к действительности;
- развитие эстетических чувств;
- приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде;
- развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
- формирование эстетического идеала;
- формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, во внешнем виде.
Вторая группа задач связана с формированием практических умений. Решение этих задач содействует активному включению ребенка в эстетическую деятельность.
Задачи формирования:
- обучение детей рисованию, лепке, конструированию;
- обучение пению, движениям под музыку;
- развитие словесного творчества;
- воспитание любви к природе.
Данные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Содержание эстетического воспитания дошкольников включает[3]:
- изучение элементов теории эстетики;
- систематическое общение с художественной культурой;
- организованное участие в художественном творчестве.
Базисная программа развития дошкольников «Истоки» представляет содержание эстетического воспитания в следующих блоках (старший дошкольный возраст):
- художественная литература (приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование запаса литературно-художественных впечатлений);
- изобразительное искусство (развитие способности к изобразительной деятельности);
- художественная декоративная деятельность, детский дизайн;
- дети в музее изобразительного искусства (развитие художественной культуры дошкольников в условиях социокультурной среды музея);
- музыка (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах).
Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: быта, природы, искусства, деятельности.
Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта. Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты. Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.
Важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании.
Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством эстетического воспитания она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.
Средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.