Смекни!
smekni.com

Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи и детского сада (стр. 4 из 13)

Важным и одним из наиболее ранних элементов этого самоощущения и самосознания является чувство собственной половой принадлежности, убеждение в принадлежности к мужскому или женскому полу. Это не просто чувство или знание, а именной убеждение, и формируется оно в первые два с половиной-три года жизни.

Ребенок воспринимает себя как члена определенной социальной группы, коллектива в соответствии с осознанием своей половой социальной роли, роли мальчика или девочки. Это осознание происходит вслед за формированием чувства собственной половой принадлежности, убежденности в определенном ее характере. Сначала ребенок обособляется как личность, а затем все более осознанно начинает сравнивать себя с другими людьми. Одно из проявлений этого сравнения – то, что называют обычно половым любопытством: ребенок проявляет интерес к половым органам. Это вполне законный и естественный интерес, так как к этому возрасту ребенок уже достаточно хорошо изучил себя, научился сравнивать себя с другими, и здесь он обнаруживает, что если по большинству признаков люди сходны между собой – имеют голову, руки и ноги, глаза, уши, нос и т.д., то по некоторым признакам они различаются. Сначала ребенок убеждается в том, что между ним и некоторыми другими детьми есть в этом различие, а уже затем и в том, что по этим признакам все мальчики, любой из них, отличаются от всех девочек, от любой из них. Интерес к особенностям строения половых органов – закономерное проявление данного этапа социального развития нормального ребенка.

Для этапа социального развития, на котором ребенок осознает себя среди других людей, свое место в определенной социальной группе, в коллективе, характерно формирование оценок нравственного характера. В основе развития способности к этим оценкам лежит врожденная способность ребенка улавливать характер эмоций взрослого человека, а также воспринимать некоторые цвета, в первую очередь длинноволновой части спектра, и испытывать при этом радостное эмоциональное состояние.

Вопрос о формировании у ребенка способности к оценкам нравственного характера (начиная с оценки “хорошо” и “плохо”) важен для уяснения более общего вопроса о соотношении общечеловеческого (родового) и конкретно-исторического в человеке.

Воспитание возможно лишь благодаря наличию у ребенка изначальной способности к какому-то предпочтению, к альтернативно положительной или отрицательной реакции на то или иное воздействие. Именно эта способность ребенка и делает возможным восприятие или одобрения или неодобрения. Никто этому ребенка научить не может, это его родовое, внеисторическое свойство. А вот что именно или за что именно одобряет или порицает ребенка взрослый и что ложится в основу собственных нравственных оценок ребенка, это и есть конкретно-историческое.

В способности ребенка улавливать одобрительную и неодобрительную реакцию взрослого и испытывать аналогичное эмоциональное состояние находятся истоки волевого поведения – формирование у ребенка понятий “можно” и “нельзя”, выработка системы собственных оценок. Именно эта способность лежит в основе выработки внутреннего торможения, проявляющегося в способности сдерживать себя самому, а не только под влиянием внешнего давления. Эта способность активно начинает вырабатываться с второго полугодия жизни, главным образом в связи с реакцией взрослых на проявление манипулятивной деятельности ребенка.

То, в какой степени разовьются чувства ребенка, каким содержанием наполнятся его нравственные оценки, зависит от условий воспитания, от особенностей среды, в которой происходит его развитие.

Этапу социального развития свойственны и так называемые ролевые игры. Согласно определению Д.Б. Эльконина “ролевая игра” - деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. [ 15, с. 23]

Роль игры в социальном развитии ребенка очень велика. Игра способствует формированию управления своим поведением, внутри играющего коллектива детей складываются отношения, которые поддерживают, контролируют выполнение каждым своей роли.

К ролевым играм относятся и игры в “папы и мамы”, “дочки-матери”, “доктора”. В сексологической литературе последние получили наименование сексуальных игр. Действительно, в ходе подобных игр дети нередко проявляют интерес к строению половых органов, раздеваются, могут осматривать друг друга, выполняя определенные роли (мамы, дочки, доктора), а заодно и удовлетворяя сою любознательность. Подобные игры, которые правильно назвать играми с сексуальными элементами, не должны вызывать никакого беспокойства, а тем более решительного вмешательства родителей, за исключением некоторых случаев.

Проблема полоролевого воспитания с ранних лет волнует родителей, педагогов и лиц, непосредственно связанных с воспитанием детей. На каждом возрастном этапе существует своя сексология поведения ребенка, о которой необходимо знать и в соответствии с этим подбирать правильные пути решения тех или иных проблем, возникающих в повседневной жизни.

Половое воспитание это осознанная грамотная помощь ребенку в его психосексуальном и нравственном развитии. Его цели: формирование у детей правильного отношения к вопросам пола, овладение ими, нравственной культурой во взаимоотношениях полов, подготовка к браку и семейной жизни.

Так, первые пять-шесть лет жизни ребенка – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Развитие ребенка с первых дней жизни – это развитие конкретного мальчика или конкретной девочки. Большинство начинает интересоваться вопросами пола в дошкольном возрасте. Очень важно, чтобы в это время рядом был опытный и чуткий взрослый, который помог бы понять маленькому человеку, что с ним происходит, ответить на его многочисленные “почему?”.

В пять-шесть лет в ребенке уже отчетливо просматривается будущий взрослый. Это путь первых биологический потребностей к духовным интересам, от способности к общению до потребности в нем и умению строить его, от элементарных реакций удовольствия (неудовольствия) к чувствам радости, страха, гнева, удивления, любопытства, а затем и к переживаниям любви, состраданию, ревности, стыду, дружбе.

Ребенок понимает, что он мальчик (или девочка). Он впервые замечает анатомические различия между собой и сверстниками другого пола, а также между своими родителями. Он начинает относить себя к определенному полу и начинает учиться вести себя соответственно своему полу.

Ребенок понемногу взрослеет, открывает для себя окружающий мир, его естественное любопытство и любознательность заставляют его задавать родителям бесконечные вопросы. В каком бы возрасте они не задавались – это нормальный и естественный интерес, без которого невозможно бы было гармоничное развитие человека и продолжение его рода.

Сначала полностью зависимый от среды, ребенок постепенно выделяет себя из нее, осознает свое психическое и физическое “Я”, начинает осмысливать собственные ощущения и эмоции. В это немаловажную роль играют родители, ведь именно они являются единственным примером для подражания. Весь окружающий мир ребенок соотносит именно с ними.

Беседы с детьми о проблемах пола: весь воспитательный процесс, в сущности, заключается в правильном развитии ребенка в психосексуальной сфере и его подготовке к будущей роли партнера в эмоциональных контактах. Замалчивание интимной, весьма существенной сферы в жизни человека, лишает родителей возможности глубоко проникать во внутренний мир ребенка, а значит, и участвовать в его формировании.

Говоря о психосексуальном развитии в дошкольном возрасте, следует сказать, что оно возможно лишь в целостном контексте развития.

Психосексуальное воспитание начинается задолго до рождения ребенка, как это ни парадоксально звучит. Порой мы думаем, что новорожденных мальчиков и девочек можно различить, лишь взглянув на их половые признаки. Очевидна биологическая и социальная несхожесть мужчин и женщин, настолько же разными оказываются и психологические пути становления разнополых индивидуальностей.

Уже в грудном возрасте мальчики ведут себя более прямолинейно, определенно; их как будто легче понять. Когда все благополучно, то есть они сыты, лежат в сухих пеленках, не испытывают боли или каких-то незнакомых, неприятных ощущений, мальчики спокойнее девочек. Если вдруг что-то не так, поднимают требовательный крик. Девочки, в большинстве, менее подвижны, могут плакать не только от чувства голода, но и от иного физического дискомфорта. Их реакции изначально разнообразнее. Они раньше, чем мальчики, начинают “возражать” против удаления матери из поля зрения. [29, с. 75]

По-разному складываются у мальчиков и девочек отдельные психофизиологические функции. Известно, что девочки лучше видят, тоньше различают запахи, обладают более развитым слухом относительно звуков высокой частоты, более внимательны к вкусу пищи, чувствительны к прикосновениям. Эти и другие особенности с раннего возраста оказываю влияние на успешность освоения разных видов деятельности, сферу интересов.

“Мальчики и девочки приходят в разные миры”, - пишет Елена Джанини Белотти , директор специального центра им. М. Монтессори в Риме, ведущего работу по психологической подготовке и практическому обучению родителей. [27, с. 57]

Девочек раньше начинают приучать к самостоятельности, однако, только в рамках домашней сферы. Девочки обычно заботливее мальчиков, они стремятся ухаживать за животными, опекать малышей. Склонность к попечительской деятельности, которую можно рассматривать как проявление материнского инстинкта, находит выражение в выборе игрушек, в характере игр. Как отмечал немецкий психолог В. Штерн: “Уже маленькие девочки трех или четырех лет обнаруживают в своем отношении к кукле часто такую искренность выражения и тона, такую преданность и заботливость, такое тонкое чутье к предметным деталям ухода, что их как будто окружает подлинный ореол материнства. Часто говорят, что мальчики тоже играют в куклы и что характер их игр зависит от воспитания. Однако, мальчик совсем иначе обращается с куклой, чем девочка, лишь в исключительных случаях наблюдается при этом трогательное, заботливое ухаживание; мальчик заставляет свою куклу прыгать и маршировать, проделывает разные штуки, сажает ее в качестве седока в тележку, верхом на игрушечных животных, свидетельствует ее как доктор пациента и – вскоре - бросает ее”. [15, с. 27]