Смекни!
smekni.com

Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи и детского сада (стр. 6 из 13)

Сексуальное поведение человека – не есть что-то изолированное от других сторон его бытия, начинающееся с какого-то определенного момента. Оно развивается и формируется с самого начала жизни, так что одни действия воспитателей могут способствовать правильному формированию этого поведения, а другие наоборот помешать. Именно поэтому важно с самого начала воспитывать в ребенке не просто личность (“бесполое я воспитание”), а личность мальчика или личность девочки. Иными словами, приходится заботиться о том, чтобы наши мальчики и девочки постепенно вырабатывали правильные знания о том, что такое пол, чем отличаются друг от друга люди разного пола, какие между ними существуют отношения.

Исходя из вышесказанного, встает вопрос “Как становятся мальчиками и девочками?”. На наш взгляд остро затронул эту проблему маленький мальчик, доказавший, что мальчиками и девочками не только рождаются, что происходит их становление.

“Он рос миловидным ребенком, ласковым и послушным, с быстро и хорошо развивающейся речью. Его воспитывали мама и бабушка с дедушкой. Все трое самозабвенно любили его, называли ласковым именем “Анюля”, отпускали ему длинные кудряшки и не стремились снабдить его “мальчишескими” игрушками. Затем в доме появился мужчина – мамин друг, который стал называть мальчика его настоящим именем, время от времени приносил ему игрушечное оружие и затевал “мужские” игры. И вот, когда мальчику было два с половиной года, однажды в магазине к нему кто-то обратился: “Какая красивая девочка! Как тебя зовут?” (шла зима, и мальчик был в детской шубке). Он поднял голову и очень серьезно сказал: “Я не девочка. Это раньше я был девочкой, а теперь я мальчик, и зовут меня Андрюша!” [13, с. 91 ]

Таких примеров множество, хотя на первый взгляд кажется, что проблемы не существует, ведь ребенку еще только два с половиной года, ан нет, необходимо здесь и сейчас увидеть и принять решение, помочь разобраться в своих установках своему столь обожаемому ребенку. А сделать это можно в полноценной доброй семье с хорошими и доверительными отношениями.

Многие очень часто замечали, что у маленьких детей нередко возникает представление о том, что раньше они были другого пола. Значит, мальчиком или девочкой мало быть и существовать, ими нужно стать. Как же это происходит? Что конкретно можно сделать, сказать для того, чтобы помочь ребенку в этом столь сложном, запутанном и порой неразрешимом вопросе?

Первые различия, как уже упоминалось выше, в самостоятельном поведении мальчиков и девочек могут проявляться в начале второго года жизни, когда дети ходят и начинают самостоятельно играть.

Матери и дети наблюдались в игровой комнате с широким ассортиментом игрушек. Мамы постепенно отпускали детей с рук. При этом было замечено, что девочки менее охотно, чем мальчики сходили с рук матери, держались ближе к ней. По истечении 15 минут дети и игрушки были разделены барьером. Девочки кричали и бежали к матери за помощью, мальчики пытались преодолеть барьер. Девочки больше сидели и играли игрушками, мальчики же были более подвижны, бродили от игрушки к игрушке, толкали девочек. Никто ведь не учил детей этому!

Уже к четырем годам мальчики более активны и агрессивны, чем девочки, даже в тех ситуациях, где “выгоднее” было бы не демонстрировать эти качества. Трудно избавиться от мысли, что все это заложено природой. Да, очень многое, ведь для этого и дана нам жизнь, однако, далеко не все.

Уже на втором году жизни, задолго до того, как в лексиконе ребенка появится слово “я”, он знает мальчик он или девочка. Пример Андрюши показывает, что это знание не приходит сразу в готовом виде. Дети размышляют, догадываются, сомневаются, одним словом, трудятся над постижением своего пола. Они еще не знают и не могут объяснить, почему это именно так, но все увереннее начинают различать пол по одежде, длине волос, однако, не умеют отличить на картинке обнаженные фигуры. Как раз об этом детям никто не рассказывает и об этом им приходится узнавать самостоятельно.

Взрослым людям трудно представить, какой колоссальный умственный и душевный труд проделывают дети, узнавая себя и постигая мир. Следовательно, мы должны помочь ребенку познакомиться со своим телом полностью, без купюр. Очень важно, чтобы ребенок мог относиться к своему телу, к любым его частям, и к телу других людей спокойно и естественно, без излишнего напряжения чувств. Необходимо воспитать в ребенке естественное чувство стыдливости, необходимое для повседневной жизни, объяснив, что интимная жизнь человека должна быть скрыта от посторонних глаз, что она – сокровенная тайна каждого. Определяющим моментом в этом является поведение самих родителей. Таким образом, знание своего собственного тела помогает ребенку утвердиться в своей принадлежности к полу.

Знакомство с телом – только одна сторона становления маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности). Друга сторона – узнавание и освоение поведения, которое принято считать маскулинным и фемининным. В психологии это называю освоением половой роли. Оно происходит сразу многими путями.

Во-первых, ребенок склонен моделировать поведение родителя того же пола, что и он сам. Возникает вопрос, почему это происходит? Вероятно, сказываются некоторые не осознаваемо улавливаемые черты в чем-то сходной организации психической деятельности и стиль общения ребенка на первом году жизни. Но как бы то ни было, как правило, мальчики обычно подражают отцу, а девочки – матери.

Во-вторых, родители в процессе воспитания стимулируют соответствие поведения ребенка его половой роли, разъясняя, например: “Ты – мальчик, а мальчики не плачут”, “Ты – девочка, а девочки не дерутся”.

В-третьих, дети сами улавливают, что старшим больше нравится в их поведении, и стараются соответствовать этому.

Наблюдения за детскими группами показывают, что основное количество реакций отвергания со стороны сверстников приходится на детей, чье поведение не соответствует половой роли.

Группа детей может действовать довольно жестко – оттолкнуть, обидеть, не дать игрушку или не принять в игру, ударить или вообще оставить без общения. Как правило, это происходит без объяснения мотивов, что заставляет самого ребенка искать и находить лучшие пути и способы общения. Но дети не злопамятны – как только отвергнутый меняет стиль поведения, группа вновь принимает его.

Ничего приятного в том, что дети дерутся, нет, однако, для них это может иметь совсем не то значение. что для взрослых. Разумеется, никто не станет поощрять детскую жестокость, но всегда полезно попытаться лучше понять детей.

Однажды, спросив у стоявшего в углу мальчика, оказавшегося там за драку со своим сверстником, за что он находится в углу, мы получили ошеломляющий ответ, он сказал: “Я защищал Олю, которую обидел Павлик”. Вот и остается нам более глубоко вникать в психологию ребенка и избегать ошибок, которые в большей степени совершаем мы – взрослые. Сколько понадобится таких “уроков”, чтобы навсегда отбить охоту защитить девочку, девушку, женщину?

Воспитание, лишенное духовности и доброты, становится антивоспитанием. А потом все удивляются, где же, например, мужчины-рыцари?

На достаточно полное освоение половых ролей уходит несколько лет. Еще на четвертом году жизни дети не воспринимают свою половую принадлежность, как обязательный и постоянный признак. В этом возрасте они еще не всегда могут осознать, что мальчик в будущем будет мужчиной, мужем, отцом, а девочка – женщиной, женой, матерью. Лишь в пять-шесть лет дети усваивают, что принадлежность их к тому или иному полу уже навсегда.

К этому времени они могут соотносить пол с будущими профессиями, играми, отношениями: пожарные – дяди. Девочки плачут, девочкой быть неинтересно… “Шоферы – дяди и солдаты – дяди, хочу все перепробовать…” “Мальчики в мужиков играют”. Период между вторым и шестым годами жизни имеет особое значение для психосексуального воспитания. В нем осваивается и усваивается полоролевое поведение и. если ребенку каким-то образом в этот период навязывается противоположная его паспортному полу роль, он может ее усвоить. Так, в семье, где единственный ребенок – мальчик, изобилие ласки и сверхопека могут создать условия для феминизации поведения. Но особенно велик риск, когда родители так и не могут примириться с реальным полом ребенка и думают, что пока он маленький, можно все. Насколько это ошибочно показывает растерянная исповедь матери девятилетнего мальчика: “Я так хотела девочку… Я думала, он не понимает, и до пяти лет обращалась с ним, как с девочкой. Это было так приятно – платьица. ласки… Буквально перед детским садом я спохватилась, переодела его, накупила новых игрушек. И вот уже четыре года бьюсь, а он до сих пор ведет себя, как девочка”.

Не правда ли, стоит призадуматься: ведь немало зависит и от особенностей самого ребенка. Не всякий ребенок восприимчив к таким “обратным влияниям”. Риск феминизации мальчиков и маскулинизации девочек тем больше, чем больше в “природных” задатках ребенка склонности к навязываемому стилю поведения.

1.4. Роль родителей в половой идентификации ребенка.

Семья образует интимный, приватный мир человека, это прикасающаяся непосредственно к человеку социальная среда. В ней человек начинает свою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья одновременно и первичная ячейка общества и социально-психологическая ниша: ее отношения с обществом не лишены диалектических противоречий. Она может быть спасательным кругом в бушующем жизненном море и роковым подводным рифом; способна украсить жизнь и искалечить ее.

В семье сходятся и фокусируются все возможные эмоции, страсти, аффекты. “Мой дом – моя крепость” - в нее нелегко заглянуть, а тем более разглядеть во всех мелких подробностях и управлять ею со стороны. Но семьи вне общества нет. Мы привыкли говорить, что какова семья – таково общество. Не менее справедливо утверждать, что каково общество – такова семья.