У Насти несколько повышенная тревожность. Это видно шкале по явной тревожности CMAS.
Стены | Характеристика | Примечание |
1-2 | Состояние тревожности испытуемому не свойственно | Подобное "чрезмерное спокойствие" может иметь и не иметь защитного характера. |
3-6 | Нормальный уровень тревожности | Необходим для адаптации продуктивной деятельности |
7-8 | Несколько повышенная тревожность | Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферы жизни. |
9 | Явно повышенная тревожность | Обычно носит "развито", генерализованный характер |
10 | Очень высокая тревожность | Группа риска |
В семье Насти отчужденный стиль отношений. Он подразумевает безразличие взрослых к личности ребенка. В этой семье родители держатся на расстоянии, их незаинтересованность развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким и несчастным. Впоследствии у Насти может развиться отчужденное отношение к людям. Она демонстрирует готовность к общению, но проявляет тенденцию к уединению. В семье Настя не испытывает чувства защищенности, доверия и поэтому у нее высокий уровень невротизма. Что также подтверждает шкала явной тревожности CMAS.
Помимо рисуночных тестов, опросника тревожности CMAS, с девочкой была проведена методика Г.Н. Казанцевой, направленная на диагностику уровня самооценки личности. Предположение о том, что поведение девочки носит комесаторный характер - оправдалось. Данная методика подтвердила это. Настин результат -5, что свидетельствует о низкой самооценке.
От -10 до -4 низкий результат
От -3 до +3 средний результат
От +4 до +10 высокая самооценка
С Настей была проведена следующая работа: для смягчения травмирующих переживаний и выравнивания ситуации девочке уделялось повышенное внимание, приветствовалась ее активность, поощрялись все начинания. С ребенком ласково разговаривали, называли Настенькой. Был повышенный физический и психологический контакт(частые прикосновения, поглаживания, во время прогулок с ней часто ходили за руку). Были проведены беседы, в которых ребенку попытались объяснить, что сейчас ее родители вынуждены много работать, но делают это ради нее, а значит – очень сильное любят. С родителями, а точнее с мамой также была проведена беседа, в которой ей напомнили, что Настя уже совсем скоро вступает в подростковый возраст, и поэтому ей будет требоваться повышенное внимание. И, что сейчас у родителей очень ответственный период – ведь, если они станут ближе ребенку и установят с ним дружеские отношения, то это позволит избежать им очень многих проблем. Отношения с взрослыми и сверстниками неоднозначны. В общении со сверстниками, как правило, складываются парные отношения с детьми своего пола. Это первый жизненный период, когда сверстник становится одним из наиболее значимых. Проявляются навыки и способности к сотрудничеству.
Характерными чертами этого возраста являются
1 повышенная реактивность
2 импульсивность
3 любознательность
4 впечатлительность
5 подражательность
Важно отметить, что в младшем школьном возрасте ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность. Появляется потребность быть личностью, а поскольку ведущей деятельностью выступает учебная, то – это потребность быть хорошим учеником. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Ребенок этого возраста стремится получить одобрение своих достижений, претендует на признание со стороны взрослых, стремится к самоутверждению.
Подростковый возраст
Виталик, 11 лет.
Единственный ребенок в семье, живет с мамой и бабушкой, отца нет. Мама и бабушка – лидеры, каждая стремиться принимать главное участие в воспитании ребенка, очень авторитарны. 6 лет назад у Виталика был компрессионный перелом позвоночника. Его мама много работает, ее целыми днями нет дома. Бабушка на пенсии, часто болеет, поэтому они приняли решение на первую смену отдать ребенка в детский лагерь, который находится в школе, где Виталик учится. Бабушка очень деспотична и стремится контролировать каждый шаг внука: ему не разрешается находиться одному дома, пока Виталик идет в школу бабушка смотрит на него из окна (крыльцо школы видно из окон их дома), часто встречает Виталика у дверей школы, ему разрешается гулять только во дворе, и так, чтобы бабушка могла его видеть. Мать более лояльна по отношению к сыну, но поскольку работает – не может влиять на бабушку, которая стремится занимать позицию главы семьи.
По темпераменту Виталик сангвиник, но он близок и к меланхолику. У него легко возникают и сменяются чувства. Для него характерно некоторое непостоянство и поверхностность. Стремится к самостоятельности, хочет брать на себя ответственность, принимать решения, но боится.
В его характере преобладает тревожный тип. У него повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач. Характерны настороженность перед внешними обстоятельствами. У Виталика определенные трудности при общении со сверстниками, он труден для контакта, с недоверием относится к людям. На роль лидера не претендует, но требует к себе уважения.
Виталику было предложено нарисовать человека, он согласился, но постоянно спрашивал: «А какого – маленького или большого? А где? А как, ведь я плохо рисую? А он должен быть одетый?». Что говорит о неуверенности, тревожности и привычке делать все под полным контролем взрослых. Фигура на рисунке наклонена более чем на 15 градусов, это отражает психический дисбаланс и нестабильность. Виталик хочет быть активным и решительным (об этом свидетельствует его рисунок), но у него нет такой возможности, и он очень переживает по этому поводу. Он стремится закрыться от критики, шума, избирательно воспринимает информацию. По рисунку видно, что Виталик находится в состоянии постоянного напряжения и скованности. У него есть проблемы с самопринятием, и он занимает оборонительную позицию, осторожен. Испытывает трудности в социальных контактах, страх перед агрессией, чувство неуверенности в себе, незащищенность, но при этом стремится к независимости. Фигура на рисунке несколько угловата, что говорит о выраженной интровертированности. У Виталика очень высок уровень тревожности (это видно по формальным характеристикам рисунка – он выполнен штриховой линией). В начале подросткового периода, обычно в рисунках отсутствуют или слабо выражены признаки, характеризующие пол персонажа. Нередко изображение отличается одеждой и прической. Виталик изобразил мужчину с усами: он хочет быть мужественным, решительным, и ему не хватает общения с отцом, мужчиной. Виталик – единственный мужчина в доме, но мать и бабушка не дают ему этого почувствовать. Он находится в состоянии сильной фрустрации.
Виталику было предложено нарисовать семью. На столе лежала бумага и цветные карандаши. Но он попросил простой карандаш. Первый нарисовал маму, постоянно что-то стирал и рисовал заново – он боялся, что она получится некрасивой. Это указывает на эмоционально-значимые отношения. Всех членов семьи Виталик нарисовал без туловища – «только портреты». Расположил рисунок в верхнем правом углу, рисунок очень маленький. Это говорит о стремлении доказать свою значимость, о проявлении тревожности и депрессивном состоянии, о нереализованной потребности в общении с отцом. По той же причине Виталик включает в рисунок дядю Мишу – маминого брата, который не живет с ними. Это связанно с неудовлетворенными психологическими потребностями. Виталик ищет человека, способного удовлетворить его потребность в близких эмоциональных контактах. Ребенок нарисовал себя последними и меньшим по размеру (в сравнении с остальными членами семьи). Это означает, что Виталик ощущает свою незначительность и постоянную опеку. Кроме того Виталик, когда подписывал рисунок хотел написать «Я» во весь лист, но потом передумал и сказал: «Ну ладно. Чего уж там». Перед этим был задан вопрос: «А себя рисовать или нет?».
Рисунок дома также смещен вверх, что лишний раз подчеркивает стремление доказать свою значимость. Дом расположен несколько вдали, что говорит о ситуации конфликта в домашней сфере, о чувстве отверженности, неприятии ситуации. У Виталика ощущение, что у него нет границы между внешним и внутренним миром. Это связано с постоянным воздействием на него из вне, постоянным вторжением в его внутренний мир. Ребенок демонстрирует готовность к общению, способность к прямым непосредственным контактам. Виталик любит фантазировать и мечтать. На рисунке отсутствует труба, это указывает на ощущение дистанцированности, или леденящее чувство в отношении родительского дома, на недостаток психологического тепла, на конфликт связанный с представителем мужского пола (отсутствие отца).
Рисунок дерева – единственный выполненный цветными карандашами. Дерево наклонено вправо более чем на 15 градусов – это говорит о страхе перед выражением сильных эмоций. И действительности, если Виталик сердится, то предпочитает скрывать свои чувства, не показывать их, причем как в школе, так и дома. Виталик изобразил яблоню с яблоками – это связано с выраженной потребностью в зависимости. Виталик хотел нарисовать дупло, но потом сказал: «Нет, беличьих дупл на яблоне не бывает». Это говорит о высоком уровне самоконтроля, о чувстве неадекватности в связи с травматическими впечатлениями. Ребенок стремится к более теплым непосредственным контактам, очень раним и чувствителен. Желание Виталика нарисовать дупло с белкой указывает на наличие личностной подструктуры, которая не поддается контролю, а также на наличие переживаний, вызванных неоднозначностью отношений с эмоционально значимыми людьми. Кора изображена путем зачернения всего ствола и отражает наличие психологических проблем в ЭГО. У Виталика отсутствует чувство внутреннего равновесия, нет устойчивости позиции.