Смекни!
smekni.com

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе (стр. 5 из 21)

В развитии идеи, что подростковый возраст есть период поиска ребенком своего места в обществе, проникновение в общественную жизнь взрослых, особая роль принадлежит К.Левину. Он первым поставил проблему подростка в контекст социальной психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между социальными группами, неприкаянным, что порождает особую подростковую субкультуру[13].

Анализируя вопрос, всегда ли подростковый возраст является периодом бури и натиска, Э.Шпрангер описал 3 типа развития отрочества[14]. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое Я. Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования возраста, по Э.Шпрангеру, - открытие Я, возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Он попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрасте. Ему принадлежит психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко различаются друг от друга, поскольку, по Э.Шпрангеру, принадлежат к разным слоям психики.

Первоначально эстетическая любовь, или эротика, считает Э. Шпрангер, - это единение с другой психикой, в чувствование в нее, осуществляемое через посредство ее видимого обнаружения во внешнем телесном образе. Он выделяет 3 ступени эротических переживаний. Первая – в чувствование, когда юный человек по мере своего созревания научается воспринимать внутреннюю, одухотворенную красоту. Вторая - психическое понимание, которое воспринимает другого как духовное образование, как определенную осмысленную форму. И третья - понимающая симпатия - созвучие душ, покоящееся на эстетическом отношении, но основывающееся также и на совместном переживании глубоких ценностей. Для подростка вера в идеал отождествляется с верой в любимого человека. «Источником силы юношеского эроса, - пишет Э. Шпрангер, - во всех его формах является в большей мере собственная внутренняя жизнь, чем реальное лицо, на которое он направлен».

Сексуальность, по Э. Шпрангеру, означает комплекс психических и телесных переживаний и влечений, характеризующихся специфическим чувственным наслаждением. Первое появление сексуально окрашенных переживаний связано с чувством ужаса, страха перед чем-то таинственным и незнакомым. Сюда же примешивается чувство стыда, связанное с переживанием, хотя и не совсем ясных, но запретных вещей. Дискомфорт и чувство неполноценности подростка, вызванные этими переживаниями, могут проявиться не только в страхе перед миром (чувство мировой скорби и меланхолия являются его смягченными формами), но и в глубоко укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к людям (ее смягченная форма - робость и застенчивость). Источники страха надо искать в том, как воздействуют сексуально окрашенные переживания на духовную сферу. Он отмечает: то, что создает кризис, а именно лихорадочное, знойное возбуждение, исходит не от физической стороны, а от сопровождающей ее фантазии. Помочь подростку справиться со всеми страхами и кризисными состояниями может лишь большая чистая любовь и сила идеальных стремлений. По мнению Э. Шпрангера, в сознании подростка эротика и сексуальность в переживании резко отделены друг от друга. При сексуализации эротического в переходном возрасте может быть практически необратимо разрушена идеальная любовь; а вследствие того, что с сексуальной стороны подросток еще недостаточно развит, полная сексуализация эротического не может еще удастся. Согласованность этих двух моментов (эротики и сексуальности) в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения Э. Шпрангер считает симптомом зрелости.

Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой психологии, по его мнению, является проблема формирования личности, а для него важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. В зависимости от переживания высших ценностей личность формируется по-разному[15].

Им описано 6 типов ценностей и, соответственно, типов личности: 1) теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности; 2) эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо; она стремится постигнуть единичный случай и исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями; 3) экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата; 4) социальный тип - смысл жизни составляет любовь, общение и жизнь для других людей; 5) политический тип - для такой личности характерно стремление к власти, господству, и влиянию; 6) религиозный тип - такая личность соотносит всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира.

Все направления ценностей присутствуют в каждой личности, но какое-либо из этих переживаний приобретает в отрочестве и юности руководящее значение. Сравнивая этот возраст у детей из пролетарской и буржуазной среды, он считал, что рабочая молодежь в силу необходимости рано заботиться о заработке, практически не имеет юности. Поэтому подростки из рабочей среды имеют преимущественно политическую и экономическую жизненную установки. Буржуазная молодежь, имея возможность получить образование, развить свое Я, обладает всеми остальными ориентациями.

Переходный возраст по Э.Штерну, характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особым образом действий. Он описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и называет серьезной игрой. Примерами таких игр могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, петтинг, мечтательное поклонение), выбор профессии и подготовка к ней, занятия спортом и участие в юношеских организациях. В серьезных играх подросток учится умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться.

По Э.Штерну, человек остается молодым, пока он к чему-то стремится, пока имеет перед собой цель, пока он знает, что за каждой стадией, которой он достиг, есть другая - высшая. Молодой человек и должен оставаться вечно ищущим, знающим, что он должен искать. В качестве наследия этого периода каждый человек должен перенести в период зрелости вечные стремления и искания и в этом смысле оставаться вечно молодым.

Не обошел вниманием подростковый возраст и Л.С.Выготский, поставивший новые проблемы исследования подросткового возраста - необходимость выделять основное новообразование в сознании подростка и выяснить особенности социальной ситуации развития[16]. Таким центральным и специфическим для возраста новообразованием является возникающее представление о себе как уже не ребенке: он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Своеобразие этой особенности, названной чувством взрослости, заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании его взрослости окружающими.

Основой этого чувства взрослости является как осознание физиологических сдвигов в собственном организме, так и субъективное переживание социальных изменений (в частности, в отношениях с родителями). Л.С. Выготский писал, что если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

Особое внимание он обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в нем - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте.

Важные изменения происходят и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии, которая обращается в интимную сферу, скрываемую от других, являющуюся формой мышления исключительно для самого себя. Подросток прячет свои фантазии как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии.

Происходят изменения и в организации памяти. На первое место выходит смысловая, логическая память. Это есть результат интеграции мышления и памяти: память становится осмысленной в куда большей степени, чем у младшего школьника. Другие виды мнемических процессов испытывают в этот период по большей части количественные изменения.

Л.С.Выготский описал также еще два новообразования подросткового возраста - это развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания. Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более широкое и глубокое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, как считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды[17].