Смекни!
smekni.com

Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию одежды для студентов направления "Технологическое образование" (стр. 12 из 14)

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности студента и ее поддержание в течение всего периода занятий практикума по швейному производству. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов обучения.

Для активизации деятельности студентов в процессе обучения следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью которых передаются готовые знания, в пользу исследовательских, эвристических. Именно эти, последние, заключающиеся главным образом в приобщении учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, вместе с проверкой полученных решений содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учебе.

Среди многих форм активизации студентов остановимся на не скольких, апробированных и хорошо зарекомендовавших себя на занятиях практикума по швейному производству. Это — проблемное обучение, коллективные формы работы, дидактические игры.

Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если преподаватель искренне желает перевести студентов с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. Мы подчеркнем два очень важных аспекта. Во-первых, от преподавателя, и только от него, зависит переход к проблемности как системе познания. Никто не сможет заставить преодолеть инерцию, убеждение, что на занятиях практикума по швейному производству широкое применение проблемного обучения невозможно.

Во-вторых, необходимо постоянное, а не эпизодическое использование элементов проблемного обучения. И здесь следует понимать, что проблемным обучение называют не потому, что весь материал студенты усваивают путем самостоятельного решения проблем. Нет имеет место и объяснение педагога, и решение задач, и выполнение упражнений.

Покажем на примерах, как это можно реализовать на занятиях практикума по швейному производству.

Изучая тему «моделирование основы женского платья», преподаватель дает общие сведения о моделировании, знакомит студентов с неотрезными по линии талии изделиями.

Моделирование одежды – это творческий процесс создания разнообразных моделей, создания художественной материальной оболочки, формирующей внешний облик человека. Большое значение для творчества несет источник художественной идеи или источник вдохновения.

Моделирование означает создание моделей. Искусство моделирования непосредственно связано с человеком. Художник, создавая модель, работает над формированием внешнего облика человека. Костюмом можно подчеркнуть, сделать яркими внешние данные человека. Зрительно увеличить или уменьшить рост, фигуру, скрыть недостатки телосложения человека. Цветом костюма можно изменить оттенок кожи, волос, даже интенсивность цвета глаз. Можно подчеркнуть индивидуальность, моделирование воспитывает вкус. Моду выносит на улицу молодежь. Задача модельеров помочь человеку самостоятельно ориентироваться в разнообразных предложениях моды. Воспитывают его показы, предложения, идеи. Потребитель предъявляет к одежде высокие требования (одежда красивая и удобная). Богатый ассортимент, разнообразные ткани, быстрое внедрение в производство (удовлетворение спроса населения) – основные задачи моделирования. Задача модельера – разработка перспективных моделей. Выпуск промышленных моделей должен быть рентабелен (выгоден). Тесное сотрудничество художника, конструктора, технолога необходим на производстве.

Изделия, неотрезные по линии талии, встречаются любых силуэтов –

прямого, полуприлегающего, прилегающего и трапециевидного. Они разнообразны по форме, стилевым особенностям, декоративным разработкам и длинам. Длина не является решающим фактором моды: она определяется возрастной категорией, назначением, свойствами материала, покроем и стилевыми особенностями. Длина современной одежды имеет широкий диапазон.

А Б


Определить на основе платья какого силуэта изготовлены данные модели (Рис. А,Б).

Представляется, что это вызовет интерес у студентов, ровно как и рассказ о видах платьев (отрезные и неотрезные по линии талии).

Изделия, неотрезные по линии талии, называют также цельнокроеными. К разновидностям цельнокроеных изделий относятся и платья с горизонтальными членениями выше или ниже талии.

Цельнокроеные по линии талии платья нашли широкое применение в повседневной одежде. Они подходят женщинам всех возрастов с фигурами разных полнот, особенно полным.

Однако, учитывая особенности строения женской фигуры, следует отметить, что конструирование таких платьев представляет большую сложность, так как требования, предъявляемые к одежде, включают одновременно два важных фактора – хорошую посадку и элегантную форму. Трудности возрастают, если необходимо создавать нужную форму без дополнительных вертикальных конструктивно-декоративных членений переднего и заднего полотнищ. Отрезное по линии талии платье выполнить легче, так как его форма создается двумя отдельными законченными частями (лифом и юбкой), которые легко подогнать друг к другу.

Чертеж неотрезного по линии талии изделия можно получить двумя: методом совмещения, используя основы лифа и юбки, соединив их по линии талии, и расчетным методом, используя расчеты и рекомендации для построения чертежей изделии, неотрезных по линии талии, на основе конструкции прямого покроя. Для этого, учитывая особенности фигуры, необходимо определить, к какой полнотной группе она относится, выбрать соответствующий силуэт, и его конструктивные решения, определить степень прилегания изделия, место расположения конструктивных и декоративных линии, если они предусмотрены моделью.

Неустанное возвращение в моде к платьям к одному из видов цельнокроеных изделии – платьев-рубашек – объясняется их спортивным характером. Платья-рубашки повседневного делового назначения и спортивного стиля относятся к числу наиболее практичных, удобных и функциональных изделии

Наибольшее распространение в повседневной носке приобрели платья-рубашки прямого силуэта. Их покрой применяют во многих категориях повседневно-деловой, производственной одежде.

В каждом новом сезоне моделирование платьев пополняется новыми элементами, применяются смелые сочетания цветовых плоскостей, создающих особую декоративность. Зачастую цветовой эффект достигается не слишком сложны способом – достаточно подобрать несколько кусков ткани, близких по структуре и гармонирующих оттенков. Путь контрастных сочетании приводит к смелым интересным решениям, но требует особенно тонкого развития чувства соотношения цветов.

Учебная и учебно-производственная деятельность студентов на занятиях практикума по швейному производству протекает в различных организационных формах. Под организационной формой понимают способы организации студенческого коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью студентов, а также структуру построения учебных занятий.

Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, характерными особенностями содержания отдельных разделов учебной программы курса «Практикум по шейному производству», материально-техническим обеспечением студенческих мастерских. Следовательно, выбор организационных форм зависит различных факторов и только педагог принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном занятии.

Преподаватель практикума по швейному делу должен ясно осознавать, что успех учебно-воспитательного процесса зависит не только от использованных методов обучения, но в значительной степени и от организационных форм учебной работы.

Организационные формы обучения определяют, как построить дидактическую работу с учетом того, кто, где, когда обучается.

В настоящее время на занятиях практикума по швейному производству установились три основные формы организации студентов: фронтальная, звеньевая, индивидуальная [9, С. 119].

Достоинства и недостатки каждой организационной формы следует рассматривать одновременно с двух точек зрения.

Во-первых, важно определить, какая из форм наиболее эффективна части овладения знаниями, формирования профессиональных умений и навыков.

Во-вторых, не менее важно, чтобы при организации обучения у студентов формировалось наиболее приближенное к реальному представление о производстве и современных технологических процессах.

Фронтальная форма организации обучения выражается в том, все студенты выполняют одинаковые задания.

При такой форме преподавателю значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей работы, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, — все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных студентов, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения. Методическое руководство учебным процессом облегчается, планируемые целевые обходы строго конкретны, ибо «привязаны» к одному и тому же объекту труда. Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними студентами удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом. Здесь ни в коем случае не имеется в виду, что учащиеся осваивают трудовой процесс методом «проб и ошибок». Практика работы в мастерских показала, что всегда находятся учащиеся, более глубоко воспринимающие особенности конкретной работы, если они видят, «как деталь» на примере своих товарищей.