Чтобы создать одежду, гармонирующую с образом человека, модельеру нужно не только безупречное знание фигуры человека, ее пластики и пропорций, знание законов и правил гармоничного сочетания отдельных частей одежды, но и умение наблюдать и изучать стремления, интересы, вкусы и требования, которыми живет общество, умение прогнозировать модные тенденции, а также знание технологии изготовления одежды.
Когда говорят о моделировании как об искусстве, предполагают, что костюм – это произведение искусства. И если применительно к прошлым временам этот вопрос решен, то принадлежность современного костюма к предметам искусства часто подвергается сомнению. Такое отношение объясняется тем, что время произвело отбор – в музеях находятся лучшие образцы костюма, отражающие существенные индивидуальные и общественные черты прошедших эпох. На них мы учимся как на произведениях искусства. И сегодня не все, что создается художниками-модельерами, можно отнести к произведениям искусства. К ним можно причислить только те вещи, которые обладают чертами искусства, то есть предметы, которые созданы по законам красоты [7, С. 96].
Костюм тогда становится произведением искусства, когда он обладает признаками-качествами, определяющими истинное изящество, утонченность построения формы, которые основаны на элегантности замысла и отличаются чистотой исполнения. Основной закон красоты – это гармония. И в костюме она должна проявляться во всем. Гармоничными должны быть взаимодействие формы и содержания костюма при полном их соответствии друг другу. Законы гармонии должны определять взаимодействие формы костюма с его предполагаемой функцией. Форме костюма должен соответствовать материал. А композиционное решение, выбор средств композиции должны быть в соответствии с поставленной задачей.
И главное – необходимо, чтобы костюм сливался с образом человека, оттенял его внешние и внутренние черты.
История возникновения платья. Платье – одна из распространенных разновидностей одежды, обязательно с длинными полами, укрывающими тело и верхнюю часть ног. В прошлом были мужские и женские платья, но по мере дифференциации мужской и женской одежды, платье стало характерной чертой женского гардероба.
Развивалось из древних плащей и накидок как результат эволюции кроя, усовершенствование материалов и увеличения разнообразия одежды. К середине XV века женское платье обрело предельно высокую линию талии, остроугольный, утончающий фигуру выреза, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава, и ассиметрично задрапированную (с левой стороны) юбку, которая, расширяясь книзу, сзади переходила в длинный шлейф [4, С. 80].
Более современное платье появились в США в разгар «сухого закона» в процессе демократизации вечернего платья. Рассчитанного на очень юную особу, оно едва закрывало колени, следовало последним веяниям моды и шилось из дорогих, но не роскошных тканей. К ним прилагались специальные аксессуары – маленькие сумочки, расшитые стеклярусом, открытые туфельки в цвет платья, длинные перчатки, шляпки. В настоящее время платья являются неотъемлемым атрибутом формального дресс-кода, для вечеринок, семейного торжества, нового года и так далее.
В начале столетия новаторский дизайнер Коко Шанель (Coco Chanel) (Рис.1) сделала первые купальники из джерси, изобрела пляжные сандалии и стерла границу между одеждой для богатых и бедных, упростив моду с помощью ставшего нарицательным «маленького черного платья». Она же сделала брюки частью собственного гардероба. Вся мода 20-х годов была построена на развлечениях, шампанском, чарльстоне, этот период был назван декадансом. Силуэт удлинялся. Реальные изменения в крое - более покатая линия бедер, все более женственное, приталенное. Женское белье тоже поменялось: появились грации. Начиная с 27 по 29 года, в моде присутствовал геометрический стиль. [23]
В 30-х такие звезды Голливуда как Марлен Дитрих и Кэтрин Хэпберн в костюмах, скроенных наподобие мужских, и Джин Харлоу, любительница сексуальных вечерних платьев, оказали большое влияние на моду. Именно тогда произошел переход к четким линиям и простым формам конструктивизма. В моделирование одежды пришел косой крой, сложный по исполнению, но идеально подчеркивающий изгибы женской фигуры. Косой крой, особенно при использовании тяжелого, тягучего шелка, смотрится неизменно эффектно.
В 30-40 годы в моду вошли расклешенные платья пизанского стиля. Рукавчики-фонарики - новость 30-х годов. Влияние на моду - волна историзма, викторианства связано с коронацией Георга VIII, который 1 месяц спустя отрекся от престола. Тем не менее, вся английская и викторианская эпохи возвратилась в моду. В эпоху больших социальных потрясений, какими были фашистские диктатуры, люди с удовольствием читали и смотрели исторические романы, что находило отражение в костюме. Все историческое, старинное вошло в моду.
Силуэт 37 года - накладные плечики, много вошло в моду от военной шинели (шляпки с козырьком). Все военное постепенно возвращается в моду. Так же модна была вышивка в народном стиле, коротенькие рукавчики, приталенные платья, закрывающие колени. Образ - женщина, позитивная во всех отношениях. В модных журналах часто встречаются женские лица с мушками. Мода эпохи 30-х, эпохи джаза и чарльстона предлагает платья рельефного кроя с заниженной талией, облегающие бедра с подвижным
нижним краем юбки за счет годе. По-разному решаются модные блузки. Они могут быть не только типа мужской сорочки, но и более женственными - с драпировками, рюшами или жабо. Мода предлагает большое разнообразие блузок. Наряду с облегающими предлагает свободные, с большими V-образными вырезами, с расширяющимися внизу присборенными рукавами, «рукавами-тюльпан». Очень актуальны шарфы-галстуки или шарфы-банты в стиле Ив-Сен Лорана. Прически и одежда, созданные в Голливуде, тут же распространялись по всему миру.
В 1932 году модельер Адриан (Рис.2) создал, платье из белого органди с затянутой талией, расширенными плечами и пышными рукавами. Фасон завоевал такую популярность, что только в крупнейшем универмаге Нью-Йорка «Мэйсис» было продано полмиллиона такие платьев. Голливудские кинофильмы всячески старались подчеркнуть естественные формы женского тела. Плечи делали более широкими, а бедра задрапировывали. Для этого использовали материалы, скроенные по косой. Однако в 1930 году ведомство Уилла Хэя, выступило с запрещением показа обнаженного тела на телеэкране. Орлиный взор Хэя упал и на открытые платья и платья с низким вырезом. Голливудским режиссерам пришлось переключиться на другие, более безопасные части тела. Тут же криком моды стали платья с открытой спиной и с воротником в виде ошейника.
Рис.2 Адриан
Для того, чтобы привлечь к спинам больше внимания, на них вешали бусы или жемчужные нити. Внизу прикрепляли искусственные цветы или бант. Шапарелли зашла еще дальше и стала делать турнюр. На обнаженные плечи женщины накидывали целую шкурку лисы, иногда даже две. Чрезвычайно модными были чернобурки, но самыми ценными считались песцы.
В поисках вдохновения кинематограф обратился к античности. Тяжелый креп и матовый атлас собирали в складки так, чтобы они ниспадали подобно складкам на древнегреческих скульптурах. Эта техника впервые была разработана Алексой Бартон, которая делала складки и придавала такую форму джерси, шелку и шерсти. Женщины стали ходить с обнаженными ногами. В начале 40-х Вторая мировая война заставила женщин занять рабочие места, а мужчин и прийти на оборонные заводы. Комбинезоны стали частью моды. 44 год - эпоха высоких шляп. Новый мех 40-х годов - норка. Немецкие женщины сделали тюрбаны очень популярными. Их делали из шарфов, завязывая их наверх. Парижская мода 44 года продолжала традиции послевоенного времени: накладные плечи, короткое платье до колен. После войны - новый всплеск моды, появилось очень много модных домов. Самым главным элементом была сексапильность, обнаженная грудь, подчеркнутая талия. Тогда же появилась обувь на платформе, танкетке, толстом каблуке. Маленькие шляпки, широкие плечи. «Адриана» – один из самых знаменитых голливудских художников, сдавал костюмы для артистов переднего плана. Качественно разрабатывал верхнюю часть костюма, а не силуэт. В 1947 на мир моды свалилась бомба под названием «New Look» Кристиана Диора (Рис.3). Он дал женщинам то, что они хотели - перемен в моде. Они опять могли обольщать, стать мирными жителями, а не генералами в юбках. Длинные пышные юбки, осиные перетянутые талии платья без плечиков, с покатым торсом были реакцией на «мужскую» моду начала 40-х. Пропагандировавшаяся форма требовала жесткой основы, что символизировало возврат классического женского силуэта – в форме песочных часов.
Рис. 3 Кристан Диор
Особый интерес вызывают костюмы, тяготеющие по образным решениям к моде 40-х годов. С жакетами, стянутыми в талии поясами, напоминающими военные ремни, с прямоугольными расширенными плечами, с глухими застежками под горло. Сходство с военной формой достигается с помощью металлической фурнитуры - различными пряжками, застежками. Жакеты комбинируются с прямыми, чуть расширенными юбками до коленей по типу военных. [23]
Строгая геометрия костюмов смягчается меховыми горжетками. Рядом с суровостью 40-х мода предлагает и суперженственные варианты костюмов с короткими жакетами до бедер, сложного кроя, со скругленными, очень женственными воротниками и регланом, с крупными вытачками, чтобы подчеркнуть идеальное приталивание. Узкий лиф, маленькая пройма, акцентирование тонкой талии сочетаются с довольно свободными в области бедер юбками с одной встречной складкой или вообще без складок. Во все времена платье было и есть самый женственный и соблазнительный предмет в женском гардеробе. Они могут быть строгими, романтичными, сексуальными и даже вызывающими. Главное, чтобы не были скучными: даже самые предсказуемые классические формы украшают оригинальным декором и дополняют стильными аксессуарами.