Смекни!
smekni.com

Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию одежды для студентов направления "Технологическое образование" (стр. 8 из 14)

Способность ткани образовывать пластичную форму костюма в значительной степени зависит от волокнистого состава и вида ткацкого переплетения. Известно, что более гармоничными являются формы, созданные мягкими тонкими тканями, такими как натуральный шелк, шерсть, лен и хлопок тончайшей выработки. Именно эти ткани использовались в античном костюме. При этом лепка формы некроеной одежды образуется сочетанием двух главных приемов: свободное падение материала под действием собственной силы тяжести и закладывание складок драпировки в определенном порядке с их последующим закреплением.

Пластические возможности ткани дают художнику-модельеру различные варианты моделирования формы из целого лоскута. В связи с этим представляется интересным рассмотрение всех случаев поведения ткани в драпированной некроеной одежде.

Если расположить ткань таким образом, чтобы нить основы совпадала с вертикалью костюма, то все вертикальные образования – разнообразные складки и сборки – будут устойчиво сохранять свою форму.

Ткань с расположением нити по утку, т. е. с поперечной ориентацией, тоже может сохранять вертикальность складок и сборок, но с меньшей устойчивостью, так как нити утка имеют более слабое натяжение, чем нити основы, и, расположенные вертикально, провисают. Поэтому располагать ткань в поперечном направлении при создании вертикально построенной формы целесообразно только в случае необходимости, например, если это продиктовано рисунком ткани.

Если закрепить один из углов прямоугольного куска и дать ткани возможность свободно ниспадать, то получится узел складок-фалд. Если же закрепить левый и правый концы свободно ниспадающей ткани, образуются округлые складки-драпировки, направленные навстречу друг другу.

Форма одежды приспособлена к сложной форме человеческой фигуры, В некроеном костюме, созданном из целого лоскута, свободное падение ткани сочетается с драпировками – складками, закрепленными с двух сторон. Свободное падение происходит в том случае, когда ткань закреплена с одной стороны, при этом она образует хорошо оформленные вертикальные складки и в то же время облегает выпуклые части фигуры. Свободное падение может образовываться от любого конструктивного пояса: плечевого, грудного, талевого, бедренного, коленного и т. д.

Организация формы посредством драпировок имеет больше ограничений. Наиболее удобная для их образования часть тела – торс, расположенные ниже линии талии, они могут затруднять движение человека, поэтому такой вариант их компоновки нецелесообразен. От линии талии вверх возможны различные варианты моделирования формы с помощью прямо- и косонаправленных драпировок, которые, как правило, располагаются спереди и сзади, сообразуясь с симметричным строением человеческой фигуры. Естественной осью симметрии тела человека является позвоночный столб, линия которого представляет собой центр спины, такая линия спереди проходит через яремную впадину, грудину, пупок, лонное сращение.

Формообразование костюма из целого куска ткани с помощью драпировок всецело зависит от закономерностей строения фигуры человека. Из многообразия вариантов такого моделирования можно выделить два возможных вида драпировок – опорные (закрепленные с двух сторон), и опорно-свободные (закрепленные с одной стороны и свободно падающие с другой). При этом они могут быть симметричные и асимметричные, продольные, поперечные и диагональные – главным является то, что они должны подчиняться тектонике фигуры, работать на выявление ее красоты и пропорциональности, обеспечивать свободу ее движений [1, С. 101].

Интересные варианты формообразования костюма получаются при моделировании одежды по принципу платка. Сам по себе платок является дополнением к костюму, его прямое назначение – укутывать голову, плечи и бедра от холода и одновременно украшать фигуру, придавая ей новое пластическое движение. Среди различных его видов различают головные платки, платки-шали и платки-пледы. В любом случае это – штучное изделие квадратной формы, имеющее своеобразную композицию рисунка декора.

Платок как самостоятельный элемент костюма активно участвует в организации его объемно-пространственной структуры. Например, платок, будучи головным убором, может повязываться на голове различными способами. При этом он меняет конфигурацию силуэта костюма в верхней части, делая ее симметричной или асимметричной, статичной или динамичной. Оригинально повязанный платок со сложными и изящными драпировками может стать композиционным центром костюма, акцентирующим внимание зрителя при относительно простой форме последнего.

Многообразны также возможности платка-шали, накинутого на плечи и скрепленного различными способами. В зависимости от того, как шаль будет повязана и как распределятся складки ее концов, образное содержание костюма будет иметь разное эмоциональное звучание. Костюм, дополненный шалью, может стать монументальным или динамичным, озорным или печальным, романтичным или трогательным.

Однако, несмотря на богатейшие композиционные возможности платка как самостоятельного изделия, художники-модельеры часто не ограничиваются использованием его только по прямому назначению. Платок вдохновляет художника на создание на его основе новых форм одежды. Части платка могут так или иначе скрепляться застежками или соединяться швами, но при этом не должна нарушаться его форма. Самым простым примером может служить юбка прямой формы, составленная из двух или нескольких платков в зависимости от ее объема. Эти платки могут свободно драпироваться на линии талии или закладываться в складки, при этом детали юбки не выкраиваются и целостность платков не нарушается.

Если, не меняя формы платка, сделать посередине его отверстие для головы, получится интересное пончо, которое можно носить двояким образом: линия плеч совпадает с диагональю платка и линия плеч параллельна какой-либо стороне. При этом получается не только разная форма, но и различная пластика складок. Соединяя несколько платков одновременно (причем они могут быть неодинаковыми по размерам), можно создавать платья и ансамбли фантазийные по конфигурации и по развитию в движении.

Еще одним методом использования формы платка является моделирование на его основе с применением подкроя. Этот способ создания одежды при сохранении пластики платка и декоративности его рисунка позволяет приблизить получающуюся форму к фигуре человека. Характер формы платка диктует модельеру линии покроя и силуэт костюма. Здесь противопоказана облегающая форма одежды – более целесообразна свободная, довольно объемная, основанная на прямолинейном крое.

Моделирование с помощью прямого кроя. Формообразование изделий с использованием прямолинейного кроя является наряду с изготовлением одежды из целого лоскута ткани древнейшим способом создания костюма. Возник он в местностях с суровым климатом, где необходимость защиты от холода заставила человека сшивать полотнища ткани и кожи, чтобы получить непроницаемую оболочку.

Однако прямой крой встречается в костюме народов всего мира: у славян и у жителей Африки, у индийцев и у обитателей Севера, у северо- и южноамериканских индейцев и у народов арабского мира. Применение принципа прямолинейного кроя продиктовано, с одной стороны, простотой изготовления одежды, а с другой – экономичностью расхода ткани, так как при таком способе производства одежды ткань используется полностью, без отходов. Кроме того, прямой крой предполагает некоторую свободу облегания, что позволяет создавать одежду без тщательной подгонки по фигуре с определенным размерным диапазоном.

Одежда с прямолинейным кроем идет людям с различными типами и особенностями фигуры, она скрывает как излишнюю полноту, так и чрезмерную худобу, особенно если для изготовления такой одежды используется мягкая ткань с хорошими пластическими свойствами.

Формообразование костюма на основе прямого кроя может осуществляться разными способами: перекидным (ткань сгибается пополам по линии плеч), перекидным с центральными швами, перекидным с двумя вертикальными швами, прямой крой с клиньями и вставками [15, С. 325].

Ярким примером традиционной одежды, созданной по принципу прямого кроя, является народный русский костюм различных регионов России. На основе этого примитивного, казалось бы, способа русские крестьяне создавали удивительно гармоничные, устойчивые во времени и чрезвычайно многообразные по силуэту, композиции внутренних членений, декору и колористическим решениям костюмы. Интересно, что прямолинейными по крою были практически все виды крестьянской одежды: рубахи, юбки-поневы, сарафаны, штаны, шушпаны и т. д. Изготавливались они из льняного и шерстяного полотна, кожи, меха.

Каждое изделие было не только красивым, но и целесообразным, функциональным. Из многообразия типов и форм многослойной крестьянской одежды созданы изделия, богато украшенные, с уникальными образцами отделки всего ансамбля, а наряду с этим и более простые, повседневные - в народном костюме всегда соблюдалось деление одежды на будничную, рабочую, праздничную, обрядовую. Грубому домотканому полотну русские мастерицы придавали нарядный вид за счет разнообразной отделки: декоративного ткачества, вышивки нитями, золотом, серебром, бисером, речным жемчугом и т. д. В каждой российской губернии существовали свои приемы ношения и украшения одежды, места расположения и способы выполнения декора, определенная цветовая гамма.

Основным и наиболее стабильным видом как мужской, так и женской одежды являлась рубаха, которая входила в состав каждого ансамбля и была прямой независимо от ее назначения. Конструктивное членение рубахи зависело в основном от ширины холста, так как ширина холста определяла линию притачивания рукава и длину плечевого среза. При применении широкой ткани плечевой срез удлинялся довольно значительно и линия притачивания рукава принимала горизонтальное положение. Если же ткань была узкой, плечевой срез удлинялся незначительно и линия проймы становилась вертикальной [2, С. 367].