Рабочий учебный план – это документ, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специальности и требований государственного, регионального и местного компонентов образования.
В учебном плане перечень и блоки учебных дисциплин, их объем, последовательность изучения устанавливаются на основе ряда принципов, отражающих основные положения и закономерности формирования профессиональных знаний, умений, навыков. К ним относятся научность, систематичность, последовательность, реализация межпредметных связей. Согласно принципу систематичности все учебные планы имеют предметно – цикловую или блочно – модульную структуру, которая обеспечивает возможность формирования системы научных знаний, умений, и навыков, их логическую взаимосвязь.
Начальный этап работы с учебно–программной (см. прил. А) документацией дает исходную информацию для работы с другими учебно–программными документами. Данные о количестве часов, выделенных на дисциплину, и их распределение на полугодия позволяют преподавателю ориентировочно оценивать объем и сложность материала. О степени и значимости судят по виду итогового контроля знаний обучающихся (зачет).
В состав учебного плана входят:
- график учебного процесса;
- план учебного процесса.
График учебного процесса – это документ, который показывает длительность учебных полугодий, экзаменационных сессий, каникул, вида практик и их длительность, данные о распределении часов на различные виды обучения.
Структура учебных планов является основой для составления учебных программ, (см. прил. А) в которых находят свое отражение конкретные цели, задачи, принципы образовательного и профессионального обучения, содержание предмета.
В период анализа методической документации нами был изучен учебный план для подготовки рабочих по профессии «Закройщик». Согласно учебному плану на изучение дисциплины «История костюма и моды» отводится 60 часов.
1.2 Исследование межпредметных связей по дисциплине «История костюма и моды»
Одним из важнейших условий прочности и действенности формируемых у обучающихся знаний, умений и навыков является осуществление межпредметных связей в процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды». Решение проблемы межпредметных связей играет важную роль при определении содержания, методов и организации учебного процесса. Взаимосвязь близких по содержанию дисциплин не только обеспечивает повышение качеств знаний обучающихся, но и способствует подготовке их к практике, развивает у них многосторонний научный кругозор, помогает выработки цельного материалистического мировоззрения [40, с.130].
Межпредметные связи- явление многогранное, разнохарактерное, разнофункциональное.
Для правильного понимания сущности межпредметных связей необходимо принимать во внимание, что они имеют две стороны, условно назовем их объективной и субъективной. Объективная сторона межпредметных связей находит отражение в определении содержания обучения и учитывается при разработке учебных планов и программ (см. прил. А), составлении учебников и методических пособий. Эта сторона межпредметных связей отражает принцип систематичности. И определяет такой подход к отбору и расположению учебного материала взаимосвязанных дисциплин в учебных планах и программах, при котором, знания полученные обучающимися при изучении одного или нескольких дисциплин, являются основой для изучения других, или закрепляются при их изучении. Так при изучении темы: «Русский костюм» по дисциплине «История костюма и моды» обучающиеся уже должны иметь понятия о фактуре ткани, характерных цветах для Киевской и Московской Руси, орнаментах, головных уборах, обуви, которые они рассмотрели на уроках дисциплины «Основы композиции костюма», а при изучении темы «Европейский костюм 18 столетия» обучающиеся должны опираться на знания, полученные при изучении дисциплины «Моделирование и художественное оформление одежды».
Межпредметные связи проявляются в единстве трактовки аналогичных понятий, раскрываемых в программах и учебниках взаимосвязанных предметов, в рациональном отборе учебного материала, в базировании его на одних и тех же основополагающих законах и теориях. Так в изучаемых дисциплинах «История костюма и моды», «Рисунок», «Основы композиции костюма», «Моделирование и художественное оформление одежды» присутствует единое название понятий (композиционный центр, асимметрия, ритм, контраст, нюанс, композиционный принцип, декоративное решение). Эта субъективная сторона межпредметных связей, осуществляемая преподавателем в процессе обучения обучающихся дисциплине «История костюма и моды».
В профессиональных училищах обучающиеся изучают большое количество специальных дисциплин «Рисунок», «История костюма и моды», «Основы конструирования и моделирования», «Материаловедение», «Технология изготовления одежды».
В большинстве случаев межпредметные связи используются как знания полученные обучающимися при изучении других дисциплин, для более полного и глубокого раскрытия данной дисциплины. Но их нужно трактовать значительно шире - как систему. Охватывать не только изучение взаимосвязанных дисциплин, но и всех дисциплин, следовательно, и деятельность всех преподавателей и мастеров, участвующих в учебном процессе.
2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Разработка рабочей программы
Задача курса «История костюма и моды»-расширение общего кругозора обучающихся, раскрытие их способностей, умение использовать различные элементы исторического костюма в современной одежде: цветовую гармонию, декор, крой. Знания по предмету помогут разобраться в истории различных периодов. Мода очень капризна и имеет свойства возвращаться назад. Предмет «История костюма и моды» поможет учащемуся различать традицию и новизну в моде.
В разделе: «Введение», раскрывается значение предмета в подготовке по профессии «Закройщик».
В разделе: «Костюм древнего мира», раскрываются характеристики стран Египта, Греции, Рима, Византии. Рассматриваются эстетические идеалы красоты, ткани, цвет, орнамент, основные виды и формы костюма, украшение, головные уборы, прически, обувь, элементы символики.
В разделе «Костюм средневековья» обучающиеся изучают: особенности исторического периода, быт и одежду варваров. Особенности романского стиля, его отражение в костюме. Образование новых форм европейской одежды. Готический стиль, его характерные черты. Рыцарство и его влияние на характер мужского костюма. Появление нового идеала женской красоты и отражение его в женской одежде. Декоративная косметика
В разделе «Костюм эпохи Возрождения» изучаются искусство эпохи Возрождения, реализм искусства. Итальянская одежда мужская и женская. Появление белья. Влияние итальянской культуры на формирование французской моды. Особенности развития культуры и искусства в Испании. Виды и формы мужской и женской одежды.
В разделе «Европейский костюм 17 столетия» рассматривается стиль «барокко», его характерные черты. Французский костюм 17 столетия. Виды отделки. Составные части мужского костюма. Женский костюм, новые элементы в конструкции. Влияние французской моды на формирование костюма других стран Европы.
В разделе «Русский костюм» изучается общая характеристика периода Киевской и Московской Руси. Эстетический идеал красоты и основные особенности костюма этих периодов, ткани, цвет, орнамент. Новые черты в одежде. Великокняжеские одежды, костюм дружины, городского населения. Украшения, головные уборы, обувь, прически.
В разделе «Европейский костюм 18 столетия» рассматривается стиль «рококо». Декоративное оформление одежды. Появление новых видов одежды. Изменение в покрое. Использование панье и карсетов в женском костюме. Прически, парики, декоративная косметика. Культура и быт Англии. Влияние английского костюма на французский.
В разделе «Костюм периода Французской буржуазной революции» обучающиеся изучают характеристику исторического периода, его влияние на эволюцию костюма. Демократизация костюма. Формы античного костюма в женской одежде. Элементы символики. Влияние английского костюма на мужскую одежду. Влияние французской моды на формарование Европейского костюма и его развитие в первой половине 19 столетия.
В разделе «Русский костюм 18 столетия» обучающиеся рассматривают характеристику преобразованной России в период Петра I. Реформы в области костюма. Введение в национальный костюм европейских форм. Костюм дворян. Одежда русского «рококо». Костюм горожан.
В разделе «Европейский костюм 19 столетия» раскрывается характеристика исторического периода. Развитие легкой промышленности Франции, ее положение на международном рынке. Выработка общего типа-«городского костюма». Стиль «ампир» в костюме. Силуэты женских костюмов 10-20-х годов. Создание мужского делового костюма. Изменение и формирование костюма 30-40-х годов. Стиль «бадермайер» в костюме. Особенности ткани, покроя и силуэтов 50-60-х голов. Мода и костюм 70-90-х годов. Зарождение стиля «модерн». Английский стиль в одежде.
В разделе «Особенности костюма 19 столетия в России. Народный костюм» изучается влияние европейской «городской» моды на формирование костюма 19 столетия в России. Костюм русского дворянства, чиновничества и крупной буржуазии. Костюм интеллигенции и русских рабочих. Русский народный крестьянский костюм. Национальный костюм губерний.
В разделе «Европейский костюм 20 столетия» рассматриваются основные исторические этапы периода. Социально-экономическая обстановка в Европе в конце 19 и в начале 20 вв., влияние на моду. Ведущие модельеры западно-европейского костюма, их роль в становлении и развитии моды 20 века. Расцвет стиля «модерн», отражение стиля в женском костюме. Новые линии, покрой. Распространение английского костюма как делового костюма женщины. Появление спортивного костюма. Английский стиль в костюме мужчин. Новый военный костюм, его влияние на костюм гражданский мужской и женский (1914-1917гг.). Европейский костюм 1920-30-х голов. Характеристика 40-х голов. Костюм 1950-60-х годов. Поиск новых пропорций и форм. Костюм 1970-х годов.