· обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.
Кроме того, он должен обладать следующими личностными ц профессиональными характеристиками:
•стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;
•умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;
•способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;
•готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.
В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:
· Не навреди.
· Не оценивай.
· Принимай человека таким, каков он есть.
· Соблюдай конфиденциальность.
· Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но со храняй некоторую дистанцию.
· Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.
· Минимум специальных терминов.
· Соблюдай принцип добровольности.
Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными для здоровья зависимостями — задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. Самостоятельно социальный педагог способен оказывать такого рода квалифицированную помощь только при условии получения специальной подготовки в форме второго высшего или дополнительного образования, подтвержденных соответствующим документом. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.) (1. 89-101).
едсовет |
6. Обучение школьников группы риска с помощью урочной системы
Большинство детей попадают в группу риска в подростковом возрасте. Подросток ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе, сопереживания со стороны родителей, учителей.
Как писал А.С.Макаренко, такому подростку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу, в любом слове и движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы.
Как правило, дети группы риска неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации. Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешает неспособность выдержать даже небольшое трудовое напряжение.
Наблюдение за процессом обучения детей группы риска позволило определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении учебного задания. Это слабая ориентация в нем, непродуманность действий, невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость.
Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством использования интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений педагога и учеников в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьнику гораздо легче решать учебно-познавательные задачи. Видя, как ценятся его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, он начинает стремиться к своему росту.
Подростку важно постоянно ощущать, что с его мнением считаются, доверяют ему и поэтому советуются. При этом необходимо, чтобы содержание обучения, при котором организуется такая воспитательная среда, позволяло школьнику высказывать свое мнение, давать советы, строить предположения, выбирать, словом, быть активным участником.
Педагогу нужна вера в возможности каждого ребенка, и отклонения в его развитии следует рассматривать в первую очередь как результат недифференцированного подхода к нему.
Активность школьника в учебном процессе зависит от:
• его личной заинтересованности в получении знаний;
• уровня учебных умений и навыков;
• взаимоотношений, сложившихся между ним и конкретным учителем, стиля их общения;
• характера взаимоотношений, принятых в конкретном ученическом коллективе, классе;
• отношения родителей или других лиц к процессу получения образования в целом и к отдельным предметам в частности;
• стиля преподавания, взаимоотношений между педагогами, сложившихся в данной школе;
• его социально-профессиональной ориентации, общественного мнения о необходимости (важности) той или иной учебной дисциплины и т.д.
Высокий уровень познавательной активности формируется только при наличии всех перечисленных факторов или если большинство из них представлены в оптимальном варианте для конкретного ученика. Деформация или негативное изменение одного из факторов влияет на остальные. На практике редко можно наблюдать идеальное сочетание всех вышеназванных условий. Поэтому педагоги и психологи ищут механизм, способный установить баланс между ними.
Ситуация успеха ученика, организованная педагогом, может стать одним из таких механизмов. Необходимо разделять понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат той или иной ситуации. Именно ситуацию и способен организовать учитель (А.С.Белкин).
Успех связан прежде всего с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек после удачно выполненной работы. Желая вернуть положительные эмоции, субъект деятельности и в следующий раз с охотой возьмется за подобную работу. Следовательно, надо помочь школьнику однажды достичь положительного результата и тем самым создать у него мотивацию достижения успеха в будущей деятельности. Отметим, что успех имеет особое значение для школьников, которых относят к группе риска.
В работе с ними учитель применяет различные приемы, обсуждает вопросы разного характера: с частичным содержанием ответа; требующие сравнения двух похожих, но не тождественных предметов; вопросы «Почему?» (позволяют установить причинно-следственные связи), «С чего начнем работать?», «Что будем делать потом?» и др. Кроме того, зачитывается план предстоящей деятельности, учащимся предоставляется выбор правильного варианта среди других, ошибочных, постепенно сокращаются «дозы» помощи, похвалы и поощрения, заранее продумываются возможные варианты ошибок при выполнении заданий, происходит смена видов деятельности.
Педагогические и психологические исследования показывают, что ключом к созданию ситуации успеха является готовность учителя вести диалог, если он организует учебную деятельность в предлагаемой последовательности:
1)установка на определенную деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи);
2)обеспечение деятельности, ее разбивка на операции (создание условий для успешного решения);
3)сравнение полученных результатов с требуемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Учебный диалог предполагает деловые отношения с ребенком. Совместная работа имеет смысл лишь в том случае, если учитель нужен, если без него ученик не справится, если работа представляется ему притягательным испытанием (С.Т.Шацкий).
Педагогу важно знать, что именно, по мнению подростков, является диалогом.
«Во-первых, для них диалог на уроке — это комфортная доброжелательная обстановка, когда не страшно высунуться, выступить, когда нет опасности получить негативную оценку собственной личности или поведения.
Во-вторых, диалог на уроке — это поощрение активности того, кто задает вопрос, высказывает свое мнение. Любое мнение не должно быть проигнорировано, все должны вникнуть и обсудить то, о чем говорится.
В-третьих, диалог на уроке — это спор, защита собственной позиции. Диалог на уроке — это отсутствие занудства, динамичность, шутки, смех.
В-четвертых, диалог на уроке — это пояснение того, что непонятно, попытка докопаться до истины. Диалог на уроке — это совместный творческий поиск, когда все вместе пытаются решить учебную проблему или задачу. Это то, что интересно.
И, наконец, диалог на уроке — это ценная и хорошая форма взаимодействия. Но у подростков есть сомнение, что учитель сумеет сделать его таким, как им хочется. Это сомнение хотелось бы разрешить утвердительным ответом: «Учитель сможет это сделать!», особенно если он будет чаще вдумываться и вчувствоваться в то, что хотят сказать его партнеры по диалогу — ученики» (Л.А.Регуш).
Проведенное нами исследование показало: для того чтобы диалог («простейшая единица личностно ориентированного обучения») состоялся, надо владеть целым комплексом умений, которые можно разделить на две группы.
В первую группу вошли умения, необходимые учителю при подготовке и планировании учебного диалога. Он должен:
· отобрать учебный материал с учетом субъектного опыта учащихся, на основе которого возможна организация диалога;
· выделить стержневые вопросы для обсуждения;
· наметить модель взаимообщения учителя и учеников;
· подобрать дидактические материалы, стимулирующие диалогичное взаимодействие.
Другая группа умений нужна педагогу уже в процессе ведения диалога и включает умения:
· работать с учетом субъектного опыта школьника;
· правильно ставить вопросы;
· не использовать вопросы, предполагающие ответы «да», «нет»;
· не высказывать отрицательных суждений;