Смекни!
smekni.com

Социально-педагогические основы организации школьных каникул (стр. 2 из 2)

В такой "игре" детское развитие скорее подвергается упрощению и обеднению, чем обогащению средствами именно игровой деятельности, которое отмечали многие отечественные психологи применительно к дошкольному детству. Для школьников игра не является ведущим видом деятельности: чтобы не сковывать развития личности, она должна предлагать простор для познания и общения. Но игровые форматы не содержат ни поля для исследования, ни значимого предмета обсуждения, ведь все жизненные вопросы здесь уже решили взрослые. Нормы л<е, придуманные для такой игры, так в игре и остаются, без переноса в действительность: "они обнаруживают себя только в исполнении, если исполняется ритуал, значение и сила которого не понимаются" [14].

Сравним игровой формат смены "Племена индейцев", предложенный участвовавшим в конкурсе педагогическим коллективом, и игру в индейцев в "Маленьких дикарях" Э.Сетона-Томпсона.

В первом случае найдено ролевое соответствие: "племена" — клубы по интересам ("Зоркий глаз" — сбор лекарственных трав; "Быстрая нога" - спорт; "Серебряная нить" — шитье и вязание). "Вигвамы" — отрядные комнаты; Совет Старейшин — воспитатели, вожатые, педагоги дополнительного образования. "Pa-сбор", на который приглашаются "племена" со своими отличительными знаками, — общий сбор, приходить к согласию на котором дети будут в роли "индейцев", соблюдая ритуалы, заданные игрой: говорит тот, у кого в руке флаг; приоритет в споре у старейшины и т.д.

Дети узнают, что попадут в "вигвамы" и "племена", только оказавшись в лагере. Казалось бы, какая им разница, как названы кружки и комнаты? Да, никакой, если так принято или ребята сами так придумали. А если им на 18 дней предлагают слова, которые для них ничего не значат, то они с педагогами играют в разные игры.

Мальчишки у Э.Сетона-Томпсона по собственной инициативе решили играть в индейцев.

«Ян старался во всем подражать индейцам: ходил носками внутрь, ломал ветки, обозначая свой путь, определял время по солнцу, выражал свое удивление односложными вос-клицаниями, которые произносил на индейский манер гортанным голосом.

- ...Сэм, давай играть в индейцев.

- Это еще зачем ? - удивился Сэм.

- Чего только индейцы не умеют делать! Разве белый охотник заметит след ноги в мокасине на гранитной скале? Он побоится идти в лес с одним только ножом. А лодку из березовой коры ему ни за что не сделать... Послушай, Сэм, - продолжал Ян, - ведь мы же хотим быть настоящими охотниками! Так давай станем индейцами и будем все делать, как они.

В конце концов, предложение Яна показалось Сэму заманчивым, и он согласился "чуточку поиграть в индейцев"» [15].

Они соорудили тили, в котором поселились на каникулы. Строили его сами, всеми возможными способами изучая традиции индейцев. Правила своей жизни они тоже взяли у древнего парода, например: не стрелять в певчих птиц, ловить только ястребов, ворон и соек, потому что они истребляют других птиц; за каждый подвиг прикреплять к шапке орлиное перо. В процессе игры "маленьких дикарей" на первом месте было изучение жизни, построение отношений с другими людьми, преодоление своих слабостей, т.е. личностное развитие.

В описанной выше современной программе — желание придать детской жизни романтику выливается в условность названий для традиционных организационных моментов.

Ролевая игра — хорошее дело для подростков. Но устроить такую игру под силу далеко не каждому взрослому. Вот как описывают "кэрроловские" игры их организаторы:

«Как правило, все это самоорганизуется по интересам. Такой вид общения. В принципе все эти театрализованные игры - это способ отдыха на самом-то деле, отдыха от цивилизации, "от головы".

...Это очень сложно. С одной стороны, трудно находить персонаж. А с другой - трудно воплотить в жизнь то, что ты будешь делать, и честно повторять свои действия. Идея, в общем, была дать игроку возможность придумать то, что ему хотелось бы делать, а потом поместить себя в шкуру человека, который согласен делать то, что ему хочется. Это, оказывается, очень трудно.

...Во многих проектах есть некоторое несоответствие идей и практики. Как правило, человек, которому становится скучно, склонен общаться со своими старыми знакомыми в пределах отнюдь не кэрроловской логики. Обычно чем сложнее, чем насыщеннее действиями игра, тем меньше у людей искушения выпасть из роли... Поэтому действие должно быть плотным и еще и информационно насыщенным» [16].

Настоящая ролевая игра требует заинтересованных участников и умелых организаторов. Но если она — не для всех, то почему столь многих привлекает игровой сюжет? Дело в том, что руководители оздоровительных лагерей продолжают работать в традиции лагеря пионерского. Но детской организации давно нет, пет маршрутов марша, шагая которым каждый пионер в лагере совершенствовал свое мастерство, в соответствии с законами, которые он добровольно принимал. А линия оздоровления, заложенная в названии большинства сегодняшних временных объединений, исторически отсылает нас, скорее, к летним детским колониям.

Соответственно, и педагогические технологии должны создавать условия для компенсации всего недостающего детям для развития в течение учебного года, в семейном окружении, в "суете городов". Чего не хватает большинству современных молодых людей? Спонтанно-организованной игры, общения, свежего воздуха, движения. Не хватает знания правил общежития и опыта демократически построенной жизни: не случайно в обиход школьной жизни вошло слово "буллинг" (в англоязычной литературе им обозначается физический и/или психологический террор, который оказывается в отношении ребенка со стороны группы одноклассников), и все чаще мы видим примеры насилия в детской среде — вновь возрождаются подростковые группировки по месту жительства, процветают молодежные течения националистического толка. Как и во все времена, дети испытывают трудности с пониманием себя и с определением своего места в мире.

Между тем, каникулярный лагерь имеет все возможности для позитивного влияния на детское общество и на каждого отдельного ребенка благодаря следующему:

— изменению позиции школьника;

— возможности для изменения стереотипов;

— реализации активности детей;

— динамизму и интенсивности общения;

— эмоционально-психологической атмосфере временного объединения, более жизнерадостной, в которой преобладают

бодрые и приятные эмоциональные состояния;

— мобильности временных структур: можно собрать на короткое время в одном месте множество интересных для детей взрослых.

Если принимать во внимание социально-педагогические цели каникулярного оздоровительного лагеря и его воспитательные возможности, мы неминуемо откажемся и от "плана-сетки". Детям не нужно одно на всех дело в каждый из дней смены. Кто-то из них готов целый день кататься на скейтборде, другой предпочтет провести со сверстниками конкурс, кому-то, в силу общей ослабленности организма, захочется просто посидеть в беседке. Задача педагогов — помочь реализоваться каждому ребенку, а не искать варианты увлечь всех подготовкой к очередному мероприятию. И тогда в лагере будет хорошо всем — "и тем, кто любит поесть и поспать, и тем, кто любит трудиться, и тем, кто любит слушать или рассказывать истории, петь или просто сидеть и думать, и тем, кому правится все понемножку", как в доме Элронда из сказки Дж.Р.Р.Толкиена [17].

Когда же всем хорошо, каждый сможет найти время отвлечься от своего любимого дела и поинтересоваться хобби товарищей, вступить в дискуссию — не потому, что она "в плане", а потому что по телевизору накануне фильм смотрели. И, главное, каждый сможет сам выбирать: участвовать в предложенной деятельности или остаться зрителем, играть или не играть, заступиться при необходимости за друга или промолчать, преодолеть себя или полениться... А ведь выбор, оценка и ответственность, по словам Ю.М.Лотмана, составляют то чрезвычайное своеобразие, которое и отличает Человека.


Список литературы

1. Земные лабиринты для нового поколения Поднебесной // Первое сентября. 2000. № 88.

2. Мейзелъ И.Е. Летние школьные колонии. М., 2006.

3. Летняя детская колония в Никольской слободе в 1897 году. Киев, 2007.

4. Детские летние колонии в 1899 г. Харьков, 2000.

5. Летняя детская колония в Никольской слободе в 1897 г. Киев, 2007.

6. Девятое В. Летняя школа на Волге // На путях к новой школе. 2002. № 1.

7. Кружок летних колоний московских городских начальных училищ: Отчет за 1910 г. М., 1911.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2007.

10. Леонтьев А.Л. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

11. Шацкий С.Т. Задачи общества "Детский труд и отдых" // Пед. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 2003.

12. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Берлин, 2002.

13. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь // Пед. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 2003.

14. Зинченко В.П. Работа понимания // Педагогическая психология: вопросы теории и истории. 1997. № 3.

15. Сетон-Томпсон Э. Маленькие дикари. Пер. с англ. М., 1988.

16. Демурова Н. Беседы о Льюисе Кэрролле // Иностранная литература. 2007. № 1.

17. Толкиен Дж.. Хранители: Повесть. Пер. с англ. М., 1988.