Смекни!
smekni.com

Формирование познавательных интересов на уроках чтения у младших школьников через произведения М. Пришвина (стр. 2 из 3)

В связи с этим даются рекомендации, являющиеся на деле малоэффективными: если ученик медленно читает и нечетко произносит звуки, советуют читать больше, добиваясь нужной скорости и качества прочтения; если плохо понимает прочитанное содержание, то рекомендуют ученику делать соответствующие умственные усилия. Однако еще в начале прошлого века отечественный психолог А. П. Нечаев ясно и определенно указывал, что способность к осмысленному чтению с необходимостью предполагает наличие определенного уровня душевного развития ребенка: процессов восприятия, речи, мышления, воображения, понимания, догадливости. Более того, он высказал важную мысль, что преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенку может оказаться для него даже вредным, вызвав не только отвращение к чтению и самому процессу обучения, но и подорвав веру ребенка в собственные силы. Поэтому А. П. Нечаев считал необходимым, прежде чем обучать детей чтению, выяснить, достаточно ли развиты у них вовлекаемые в процессе чтения психические процессы. Для детей необходимо предварительно, до обучения их чтению, выполнять с ними на занятиях по разным предметам систему упражнений, стимулирующую их психологическое развитие. Какие же упражнения, и на каких уроках следует, по мнению А. П. Нечаева, выполнять с детьми для обеспечения необходимого и достаточного уровня их общего развития и каким образом эти упражнения подготавливают детей к успешному овладению чтением? Наиболее важными для этой цели А. П. Нечаев считал занятия природоведением, в ходе которых дети учатся воспринимать окружающее, знакомятся с его свойствами, пытаются судить о них, строить разнообразные предположения. Одновременно с этим у детей развивается речь, так как им приходится связывать с воспринимаемыми явлениями их названия, выражать словами возникающие у них при наблюдении мысли. Для подготовки к чтению необходимо развитие речи детей, воображения, суждений и восприятия, чему способствует показывание разных предметов и картин, рассказывание детям сказок, беседы о событиях действительной жизни, о пережитых ими явлениях, предложение изложить и оценить это. В плане подготовки к овладению не только письмом, но и чтением большое значение имеют занятия рисованием.

Срисовывание с натуры или воспроизведение каких-либо предметов по памяти позволяет углубить восприятие, суждения, соображение, что и составляет основу процесса чтения. Наконец, для успешного овладения грамотой, в том числе и чтением, важная роль, по мысли А. П. Нечаева, принадлежит подвижным играм и другим физическим упражнениям, заставляющим детей преодолевать инертность своего внимания, менять его направление в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с принятыми на себя игровыми функциями. Рассматривая рекомендации А. П. Нечаева о содержании подготовки детей к чтению с точки зрения наших представлений о психологических причинах разного рода трудностей, возникающих у детей при овладении чтением мы находим, что они не только согласуются друг с другом, но и могут рассматриваться в контексте психопрофилактики возможных в будущем трудностей при овладении чтением, поскольку именно эти рекомендуемые

Нечаевым упражнения и позволяют заложить психологическую основу сложнейшего умения — умения читать: в самом деле, наблюдения за природной этой наиболее доступной для понимания ребенком шести-семи лет сферой окружающей действительности, создают благоприятные условия для развития восприятия.


Глава 2. Произведения М. Пришвина на уроках чтения как средство развития познавательного интереса

При подготовке к свободному пересказу рассказа М. Пришвина "Ребята и утята" выборка основных мыслей является очевидной опорой: утка ведет детей к озеру. Ребята напали на малышей. Прохожий пристыдил мальчиков. Ребята с радостью возвратили матери ее детей. Все пожелали семейке счастливого пути.

Вдумчивость чтения в этой работе можно повысить, предложив ученикам самим задать вопрос к содержанию отрывка. Мне приходилось слышать от учащихся трехлетней школы такие вопросы: "Почему утка повела их длинной дорогой? Почему ребята послушались чужого человека? Почему пожелание "счастливого пути" было очень нужным?" В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к писателю, постепенно накапливая материал для пересказа. Пересказы лучше проводить по частям: по выбору учеником понравившейся части рассказа с опорой на основную мысль выбранной части.

Это упражнение — лишь одно из весьма перспективных для подготовки к будущим занятиям по учебным книгам и для внеклассного чтения научно-популярной литературы.

Однако не следует применять это упражнение (оно имеет тренировочный характер) при чтении произведений динамичным сюжетом. Нельзя искусственно тормозить живой интерес читателя, напряженно следящего за развитием событий, за судьбой героя. Чтение рассказов с сильной эмоциональной окраской, вызывающих у читателей глубокие нравственные переживания, также должно давать целостное восприятие, не нарушаемое ничем до проведения обмена мыслями и чувствами в коллективном обсуждении.

Хочу привлечь внимание учителя еще к одному виду учебного труда, пока еще мало практикуемому, — обучать детей ставить в связи с прочитанным свои вопросы учителю, товарищам, себе.

В учебнике вопросы и задания даны без системы, использовать их подряд нельзя. Выборку их делает учитель. Но желательно обучать детей со II класса пользоваться ими. Уже на с. 4 дети находят добавление к стихотворению, напечатанное иным шрифтом. "Как вы догадались, что это вопросы? Эти вопросы для вас, ребята. Можем ли мы ответить на вопрос, не прочитав стихотворение? Значит, будем читать, чтобы найти ответ", — говорит учитель. С 5 лет дети встречаются уже и с заданием, и короткая беседа убеждает детей в необходимости работать по учебнику. Они приучаются не бездумно пользоваться этим разделом, а относиться к нему взыскательно.

Если встречаются вопросы для глубокого анализа содержания, мы коллективно решаем, когда можно их выяснить, какая подготовка потребуется.

2.1 Значение познавательного интереса для младших школьников при изучении произведений М. Пришвина

В зависимости от развития учащихся и от характера произведения учитель найдет еще немало возможностей активизировать вдумчивое чтение. Однако такая практика не должна допускать вопросы "вымученные", "пустопорожние": вопрос ученика полезен только как проявление потребности что-то для себя выяснить. Будем пресекать нездоровые стремления "выскочить", но, с другой стороны, поощрять искренний и нужный вопрос и наглядно использовать его в классе.

Для организации учебного труда во II—IV классах полезно иногда обращаться к методическому аппарату учебника. Вопросы и задания в нем предназначены для ученика, в первую очередь, для самостоятельного их применения: одни вопросы и задания для первичного осмысления сюжета, для самопроверки, другие имеют аналитико-синтетическую направленность и ведут к выявлению идейного смысла. Задания предполагают самостоятельную работу над текстом или речевую деятельность учащихся.

Приучаются дети и вдумчиво относиться к заданиям учебника, к какому готовиться отдельно, что сделать лучше сообща, вместе составляя измененный план или проводя анализ языка.

К рассказу можно детям предложить несколько заданий: нарисовать картинки, рассказать о прочитанном и т. п. Показать примеры, что в организацию деятельности при чтении умение детей пользоваться учебником также вносит осмысленность и разнообразие.

Заинтересованность детей в каждом рабочем моменте зависит, в первую очередь, от ясности поставленных перед уроком целей и, следовательно, от рационального выбора занятий для их достижения. Обычно урок имеет две основные цели.

Первая и важнейшая — продвижение детей на пути нравственного развития. Вторая — усвоение ими приемов работы с книгой и образование определенных навыков. Работа над умениями и навыками практически бесконечна. Но, выполняя программные требования, мы для каждого урока ставим на первый план скромную, ясную цель: усовершенствовать умение делить текст; познакомить с приемами подготовки сжатого пересказа; обучить нахождению доказательств выделенной мысли; повысить качество определенного вида речевой деятельности и т. д. В этой работе возможна последовательность и преемственность.

В реализации задач первого ряда мы не можем выдержать такую целостность: слишком разнообразен материал чтения. И хотя тематические разделы определяет общность познавательного содержания и воспитательную направленность, различие конкретных тем, жанров, стилевые особенности, сила творческой индивидуальности писателя диктуют учителю необходимость определять для каждого урока свою воспитательную цель. Правильность и четкость поставленных целей определяют и выбор наиболее существенных для данного урока видов занятий и степень самостоятельности детей в работе.


Заключение

Из выше написанного, можно сделать заключение, что формирование у младших школьников познавательного интереса к чтению через произведения М. Пришвина играет большую воспитательную роль и принесет больше плодов, если оно вызывает и понимание у самих учащихся.

Если книги, предлагаемые учителем для совместного освоения в классе или самостоятельной работы дома, способны привлечь ребят, разбудить в них желание продолжить общение именно с этим невидимым собеседником, желании во что бы то ни стало научиться слышать и понимать именно его. В таком случае юные читатели будут готовы к неформальному, осознанному и необходимому им самостоятельному чтению – общению.

Моральный долг учителя – не только учить детей и пробуждать в них ценимые обществом нравственные качества, но и ограждать малышей по возможности от тех переживаний и трудностей, которые детям в силу объективных причин вынести крайне сложно, и которые отрицательно влияют на формирование их личности, ломают, ожесточают их души, убивают веру в силу доброго поступка, слова, в высшую справедливость.