Смекни!
smekni.com

Электронное портфолио учителя информатики, ориентированное на тему "Алгоритмизация" в базовом курсе информатики (стр. 3 из 8)

"Ветвление" - это часть алгоритма, в которой выполняется либо одна, либо другая последовательность действий в зависимости от результата проверки условия.

Ветвлением (условием) называется алгоритм, в котором предусмотрено прохождение различных вариантов работы в зависимости от выполнения или не выполнения некоторого условия. В блок-схеме это условие записывается в ромб-блок сравнения.

Различают две формы ветвления:

полное;

неполное.

Конструкция полного ветвления:


Да Условие Нет


S1 S2


Конструкция неполного ветвления:

Да Условие Нет

S1


"Цикл" - это часть алгоритма, в которой некоторую последовательность действий необходимо повторить несколько раз.

Алгоритм циклической структуры - алгоритм, в котором предусмотрено выполнение одной и той же последовательности действий.

Циклом называется участок алгоритма, реализующий многократно повторяющиеся при различных значениях параметров однотипные вычисления (например, расчеты по одной и той же формуле), Алгоритм, содержащий цикл, называется циклическим.

Конструкция цикла «до»:

Да Условие Нет

S1

В цикле «пока» тело цикла выполняется до тех пор, пока выполняется условие.

Конструкция цикла «пока»:

Да Условие Нет

S1


Циклический алгоритм позволяет существенно сократить объем программы.

Для организации цикла необходимо предусмотреть:

задание начального значения параметра цикла - переменной, которая будет изменяться при повторениях цикла;

изменение значения этой переменной перед каждым новым повторением цикла;

проверку условия окончания повторений по значению параметра и переход к началу цикла, если повторения не закончены.

Существует два вида циклов:

цикл "до";

цикл "пока".

В цикле "до" тело цикла выполняется определенное количество раз.

1.2.3 Способы описания алгоритмов

Рассмотрим три способа описания алгоритмов:

словесно-формульный (на естественном языке с использованием математических формул);

графический (блок-схема);

на языке программирования (программа).

Для наглядности рассмотрим пример решения квадратного уравнения с помощью всех трёх способов.

1 способ: словесно-формульный.

Пусть дано квадратное уравнение a*x2 + b*x + c = 0.

Напишем алгоритм решения этого уравнения.

Начало.

Ввод A, B, C.

D = B2 - 4 A C.

Если D < 0, то идти к п.6.

Если D > 0, то идти к п.8.

Действительных корней нет.

Идти к п.10.

X1 = ( - B -

) / 2 А; X2 = ( - B +
) / 2 A.

Вывести значения X1 и X2.

Конец.


2 способ: графический (блок-схемный).

При блок-схемном описании алгоритм изображается геометрическими фигурами (блоками), связанными по управлению линиями (направлениями потока) со стрелками. В блоках записывается последовательность действий.

Данный способ по сравнению с другими способами записи алгоритма имеет ряд преимуществ. Он наиболее нагляден: каждая операция вычислительного процесса изображается отдельной геометрической фигурой. Кроме того, графическое изображение алгоритма наглядно показывает разветвления путей решения задачи в зависимости от различных условий, повторение отдельных этапов вычислительного процесса и другие детали.

Оформление в графическом описании должно соответствовать определенным требованиям.

Линии, соединяющие блоки и указывающие последовательность связей между ними, должны проводится параллельно линиям рамки. Стрелка в конце линии может не ставиться, если линия направлена слева направо или сверху вниз. В блок может входить несколько линий, то есть блок может являться преемником любого числа блоков. Из блока (кроме логического) может выходить только одна линия. Логический блок может иметь в качестве продолжения один из двух блоков, и из него выходят две линии. Если на схеме имеет место слияние линий, то место пересечения выделяется точкой. В случае, когда одна линия подходит к другой и слияние их явно выражено, точку можно не ставить.

Схему алгоритма следует выполнять как единое целое, однако в случае необходимости допускается обрывать линии, соединяющие блоки.

Если при обрыве линии продолжение схемы находится на этом же листе, то на одном и другом конце линии изображается специальный символ соединитель - окружность диаметром 0,5 а. Внутри парных окружностей указывается один и тот же идентификатор. В качестве идентификатора, как правило, используется порядковый номер блока, к которому направлена соединительная линия.

Если схема занимает более одного листа, то в случае разрыва линии вместо окружности используется межстраничный соединитель. Внутри каждого, соединителя указывается адрес - откуда и куда направлена соединительная линия. Адрес записывается в две строки: в первой указывается номер листа, во второй - порядковый номер блока [23].

Блок-схема должна содержать все разветвления, циклы и обращения к подпрограммам, содержащиеся в программе.

Приведем таблицу с блоками, которые используют при написании алгоритма графическим способом [25].

Обозначение блока Название блока
действия
альтернативный процесс
условие решения программы
ввод данных
знак начала/ завершения
цикл с параметром
подпрограмма
несколько документов
внутренняя память
вывод данных или текста
ручной ввод
ручное управление
узел
ссылка на другую страницу
карточка
перфолента
узел суммирования
ИЛИ
сопоставление
сортировка
извлечение
объединение
сохраненные данные
задержка
память с посл. доступом
магнитный диск
память с прямым доступом
дисплей

3 способ: на языке программирования (Pascal).