Смекни!
smekni.com

Диалектика воспитательного процесса (стр. 2 из 3)

2. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СИСТЕМЫ.

Единый процесс совершенствования индивида в силу своей диалектичности делает необходимым соблюдение принципа единства системы воспитания и образования. Принцип единства предполагает не только диалектическое единство воспитания и образования в диалектическом единстве с процессом становления Личности, но также единство всех ступеней совершенствования индивида.

Принцип единства системы исключает обособленность и разобщение элементов системы, разрыв или ограничение процесса совершенствования индивида, в то же время в силу диалектики предусматривает необходимость определенной меры учета случайного в необходимом и индивидуальных особенностей конкретного индивида.

3. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНДИВИДА

Достижение высшей цели – становление, воспитание и образование Личности – возможно, если это станет целью всех членов достаточно могущественной и экономически мощной общности людей (общины) или общества в целом, поскольку сама система воспитания и образования Личности не может быть по количественным параметрам ниже меры, определяемой необходимым ее качеством.

Далее, члены этого общества (общины) должны быть солидарны, психологически готовы и согласны на требуемую диалектической системой воспитания и образования степень изменения привычных общественных отношений и образа жизни.

Затем, в первоочередном порядке должны быть отданы все необходимые физические, материальные и финансовые средства на создание совершенной системы воспитания и образования. Разумеется, это будет больший объем средств, чем сумма средств, выделяемых государством по принципу остаточного финансирования, но, возможно, меньший, чем затрачивают современная семья, государство и общество в целом.

4. ПРИНЦИП ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНОСТИ (гуманизации)

Указанный принцип находит свое проявление как в цели, в качестве которой выступает Личность, так и в средствах ее достижения – процессах становления, воспитания и образования.

Совершенная Личность-Диалектик вполне отвечает устремлениям тех авторов, которые считают, что целью воспитания и образования должно быть приобщение индивида к общечеловеческим ценностям. В связи с этим в диалектике интересов совершенной Личности, с позиции обыденного сознания, общечеловеческие интересы и права выше прав и интересов своей родины, своей нации, своего государства, своей семьи, своих интересов и прав с той лишь разницей, что Диалектик определяет общечеловеческие права и интересы через Диалектику как Абсолютную истину и Высшую справедливость и при этом руководствуется нравственной оценкой как диалектическим единством Высшего и Личного интересов. И это правильно, поскольку недопустимо благополучие нации за счет нарушения общечеловеческих прав национальных меньшинств либо наций; недопустимо благополучие семьи за счет банковского процента, лишающего права на здоровье и достойную жизнь тех, кто должен этот процент отрабатывать.

Принцип общечеловечности предполагает аполитичность воспитательно-образовательного процесса, поскольку в основе политики всегда лежит приоритет группового интереса над Высшим общечеловеческим интересом, но с позиции обыденного сознания, в обыденной жизни Личность проявляет себя как политический борец, поскольку в силу диалектики вынуждена пропагандировать и защищать Высшую истину.

Разумеется, принцип общечеловечности требует свободы не только для индивида, воспитателей и педагогов, но предполагает определенную диалектической системой воспитания и образования свободу воспитательно-образовательных учреждений в осуществлении своей деятельности.

5. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ГОСУДАРСТВА

С одной стороны, необходимость последовательной реализации указанного принципа с целью создания и успешного функционирования диалектической системы воспитания и образования обусловливается антагонистичностью прагматико-политического интереса государства и Высшего интереса диалектической системы воспитания и образования, с другой стороны, государство не только не может хотеть создания указанной системы, но также не имеет возможностей, средств и условий для создания государственной совершенной системы воспитания и образования.

Из этого следует, что совершенная система воспитания и образования может быть только общественной, в связи с чем она должна быть независимой от государства, но в определенной обществом мере – охраняться и опекаться им. Поэтому общественная система совершенствования индивида прежде всего должна управляться ее центрами на основе принципа приоритетности совершенной системы воспитания и образования в обществе.

Механизмы поступления средств могут быть различны – налоги, сборы, пособия, нормативное финансирование, освобождение от налогов и т.п. – гарантированные Законами, местными нормативными актами и местными бюджетами. В то же время центры совершенных систем воспитания и образования предполагают развитие своих наукоемких производств, а также применение производительного труда воспитуемых на основе реализации принципа воспитания жизнью в течение всего процесса формирования Личности. Причем воспитуемые должны этот производительный труд субъективно-психологически воспринимать как игру, любимое занятие, воспитательно-образовательный процесс, отраслевую подготовку, в результате которой создаются полезные вещи, но не товары, каковыми эти вещи могут быть после того, как попадут в распоряжение общества (общины).

Принцип независимости системы от государства предполагает также возможность самофинансирования и самоуправления центров воспитания и образования Личности как определенной общности людей (общины). Поскольку вложение инвестиций в совершенную систему воспитания и образования самое эффективное, то по мере подготовки Личностей станет все более очевидной не только возможность самофинансирования центров, но и практический переход к полному самофинансированию и получение самой высокой прибыли с того момента, когда система начнет функционировать в целом.


6. ПРИНЦИП ОБЩИННОСТИ

Диалектика вышерассмотренных принципов, требующих реализации в совершенной системе воспитания и образования, с необходимостью приводит к пониманию того, что эти центры должны функционировать на принципе общинности. В общине в полной мере будет реализовано влияние среды на процесс формирования Личности в условиях «большой семьи», связи «школы с жизнью»; реализован принцип независимости настоящего и будущего воспитанников от социального статуса своих родителей; достигнуто диалектическое единство общественного и семейного воспитания на основе полного общинного содержания детей и функционирования системы совершенствования; обеспечено единство места проживания и обучения воспитуемых в воспитательно-образовательных учреждениях – пансионах и детских домах семейного типа. Здесь с необходимостью будет соблюдено единство воспитания, традиций народа и потребностей общины, а также влияние коллектива на формирование Личности; реализован принцип учета всех обстоятельств, обеспечивающих здоровый образ жизни общины в целях становления, воспитания и образования свободной, разумной, добродетельной Личности-Диалектика.

Указанные принципы диалектической системы воспитания и образования, в свою очередь, определяют дидактические принципы самого процесса формирования Личности на основе диалектического единства принципов становления, воспитания и образования. Эта диалектическая закономерность предполагает не столько введение новых дидактических принципов, сколько диалектический подход к известным истории педагогики дидактическим принципам и проведение воспитательно-образовательного процесса на основе их диалектического взаимодействия:

7. ПРИНЦИП СВЯЗИ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ

Предполагает активное участие воспитанников в общественной жизни и производительном труде.


8. ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ

Предполагает, с одной стороны, применение в воспитательно-образовательном процессе всех научных достижений диалектической педагогики в ее диалектической взаимосвязи с другими науками, с другой стороны, в процессе совершенствования индивида – развития познавательных способностей, обретения диалектического мышления, а значит, привития стремления к научным знаниям, Высшей истине и Высшей справедливости.

9. ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ

Его использование которого вызывается диалектикой воспитательно-образовательного процесса, протекающего от простого к сложному и обратно при повторении и практике и полагающего единство постепенности и интенсивности при последовательном переходе от известного к неизвестному, от единичного знания к общему, от знаний низшего порядка к знаниям высшего порядка, от одной ступени системы воспитания и образования к другой.

Единство принципов последовательности и согласованности в закреплении отдельных привычек и изучении отдельных учебных предметов с использованием метода глубокого погружения с тем, чтобы не терялась их взаимосвязь с общей базой культуры индивида.

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ, позволяющий связать чувственное восприятие с пониманием в усвоении новых знаний, а также закрепляющий нравственное поведение на основе подражания детей наблюдаемым поступкам взрослых, что требует от последних в процессе нравственного воспитания особого соблюдения единства слов и поступков, исключающих ложь и лицемерие.

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ предполагает диалектическое единство между пределом возможного усвоения нравственного поведения и знаний и фактически закрепленным их уровнем с тем, чтобы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей индивид от чрезмерной легкости или трудности не терял интереса к познанию и совершенствованию.