Господарик Ю.П. [см.: 3.4.] считает, что «дистанционное обучение – это образовательная система на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий, таких как электронная почта, телевидение и Internet. Это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения».
Дистанционное обучение – новая форма организации образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения здесь характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Дистанционное обучение – это организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий: аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникации (Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, М.Ю. Бухаркина, Ю.В. Аксенов, Т.Ф. Горбунькова) [см.: 2.5.].
Достаточно близким к предыдущему является определение А.В. Могилева [см.: 3.6.], у которого дистанционное обучение – это способ обучения, практика, «которая связывает преподавателя, обучаемого, а также источники, расположенные в разных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие. Обеспечивается разными способами, такими, как обмен печатными работами через почту и телефакс, компьютерная конференция, видеоконференция».
Андреев А.А. [см.: 3.1.] имеет свое видение дистанционного обучения и предлагает следующее определение: «Дистанционное обучение – это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателями и обучающимися, причем процесс в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению». Он полагает, что предпочтительнее употреблять термин «дистанционное обучение» вместо «дистанционное образование», так как образование классифицируется не по расстоянию до обучающегося, а по назначению, по уровню, по области знаний, по отраслям и т.д.
Полат Е.С., А.Е. Петров [см.: 2.5.] определяют дистанционное обучение как новую специфическую форму обучения, предполагающую использование своеобразных подходов, методов, средств обучения, взаимодействия учителя и учащихся между собой.
Кравец В.А. считает, что дистанционное обучение, «занимая по форме промежуточное положение между очным и заочным, есть явление совершенно особое, не сводимое к первым двум. Специально разработанная оболочка должна обеспечить полный набор инструментов, позволяющих обучать индивидуально, обеспечивать всю информационную поддержку в соответствии с учебными планами, тестирование и самотестирование и т.д.
Ученые из института проблем информатики РАН Д.А. Богданова и А.А. Федосеев [см.: 3.2.] за основу берут удаленность учащегося от места обучения и использование новых информационных технологий в образовательном процессе. По их мнению, дистанционное обучение – это «обучение без отрыва от производства и без физического перемещения к месту расположения учебного заведения, основанное на использовании информационных технологий». Они предлагают считать дистанционными «…такие формы и методы обучения, которые представляют возможность исключить непосредственный личный контакт преподавателя с учащимися, независимо от природы применяемых технических и прочих средств». Для успешной реализации дистанционного обучения авторы, в отличие от Е.С. Полат, определяют следующие необходимые условия:
· доставку учебной информации учащемуся;
· осуществление обратной связи с преподавателями;
· обеспечение дистанционной групповой работы там, где это необходимо.
Обмен информацией в ходе обучения при этом осуществляется через различные средства дистанционной связи: от почты до телеконференций.
Как видим, приведенные формулировки и определения в большей степени носят общий описательный характер, отражая при этом какую-то одну или несколько сторон этого многогранного и сложного явления. Такой подход наводит на мысль, что в дистанционном обучении вообще не принято применять традиционные технологии, которые предусматривают использование учебных материалов в печатной форме, а в процессе обучения совсем отсутствует контакт преподавателя и обучающегося. Не учтена также ситуация, когда в процесс дистанционного обучения учащиеся могут быть территориально и не разделены большими расстояниями (проживают в одном городе, районе), однако при этом отсутствует возможность взаимодействия в процесс обучения вследствие асинхронности, т.е. режима и условий осуществления трудовой деятельности.
В приведенных выше определениях, кроме того, целостно не обозначено и то, что интерактивное взаимодействие может происходить не только между обучающимися и преподавателем, но и между самими обучающимися, со средствами обучения. Главное – процесс происходит в специфической дидактической системе, где субъекты образовательного процесса разделены в пространстве и во времени.
Анализ приведенных выше определений дистанционного обучения позволил сделать вывод, что наиболее полным и близким к рассматриваемой проблеме является определение дистанционного обучения, данное А.А. Андреевым [см.: 2.1.]: «Дистанционное обучение можно определить, как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».
Не более ясная ситуация и с понятием «дистанционное образование». Поэтому прежде чем приступить к выявлению сущности данного словосочетания, определимся с понятием «образование», которое в истории отечественной педагогике претерпело несколько интерпретаций. Образование рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности (до 50-х годов ХХ века); позже – как процесс и результат совершенствования способностей.
«Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, - говорится в Федеральном Законе РФ «Об образовании», - сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенным государством уровня (образовательного ценза)» [см.: 1.2.].
Многие ученые при характеристике категории образования рассматривают его как систему, процесс, результат. Следовательно, дистанционное обучение можно рассматривать как новую форму обучения, а дистанционное образование, соответственно, как результат, как систему, как новую форму образования.
На основе историко-педагогического анализа эволюции форм получения образования в условиях информатизации общества мы пришли к выводу, что в идеале дистанционное образование можно рассматривать, как некоторую синтетическую форму, в которой будет сконцентрировано все лучшее и к которой при совершенствовании и развитии будут стремиться все известные в настоящее время формы получения образования.
Сторонники достаточно широкого определения, например, представитель заочной школы МИФИ – авторы программы развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в 2000-2005 году, трактуют дистанционное образование, как любое обучение на расстоянии. С этой точки зрения традиционное заочное образование и обучение по переписке с полным правом могут быть названы разновидностями дистанционного образования. Другая достаточно распространенная крайность в трактовке – сведение дистанционного образования к образованию с применением компьютеров и новых информационных технологий (НИТ). При этом, с одной стороны, границы дистанционного образования предельно сужаются, а, с другой стороны, стираются, поскольку любое применение новых информационных технологий в учебном процессе дает повод говорить о «внедрении дистанционного образования». Такое мнение широко распространено среди руководителей учреждений среднего профессионального образования.
Интересным представляется мнение О.П. Околелова [см.: 3.9.], который считает, что «дистанционным образованием является учебный процесс в виртуальном пространстве, при котором субъекты образования (обучающиеся, преподаватель, тьюторы и др.) имеют пространственно-временную связь, а процесс обучения осуществляется на персональном компьютере с помощью телекоммуникаций». При этом под виртуальным процессом обучения понимается «целостная совокупность поступательно сменяющих друг друга в виртуальном пространстве образовательных ситуаций, в ходе разрешения которых учащимся и происходит его образование, воспитание и развитие».
Нельзя не представить и мнение В.Ф. Горнева, который указывает на то, что термин «дистанционное образование» не отражает существа вопроса и вносит семантическую неясность при обсуждении проблемы, так как образование есть результат обучения, но не форма получения знаний. Обучающие технологии должны обеспечить необходимый уровень знаний, умений, навыков, и можно говорить только о методах получения знаний, т.е. об обучающих технологиях. Автор усматривает отличия в указанных формах обучения только в соотношении времени общения преподавателя с обучающимися, причем установленных норм здесь нет. Органическое введение информационных технологий в процесс обучения позволяет изменить это соотношение без снижения уровня знаний, поэтому предлагается употреблять термин «компьютерно-ориентированные обучающие технологии».