Смекни!
smekni.com

Женское образование в Ярославле в конце XIX - начале XX вв. (стр. 4 из 5)

Насколько можно доверять этому документу? Сотрудники библиотеки, которые знали ее лично, рассказали мне, что она много читала, знала наизусть стихи и с удовольствием выступала на литературных вечерах, так как на протяжении всей жизни Валерия Глебовна занималась в художественной самодеятельности, а в конце 20-х начале 30-х годов даже выступала на сцене театра им. Волкова. Из всего выше сказанного следует, что В.Г. Козлова до глубокой старости сохранила ясность ума и прекрасную память.

К сожалению, я лично не была с ней знакома, но прочитав тетрадь с воспоминаниями Валерии Глебовны, поняла, что доверять им можно. Факты, которые там приводятся можно проверить. Например, перед тем, как рассказать о своей учебе в гимназии О.Н. Корсунской, она перечислила все женские гимназии, которые существовали тогда в Ярославле (Мариинскую, Екатерининскую, Корсунской и Антиповой). Те же четыре гимназии обозначены на старой карте города. Она вспомнила до мельчайших подробностей приезд царя Николая II в Ярославль. А это было в 1913 году. Я потому так подробно обо всем этом написала, что воспоминания В.Г. Козловой впервые используются в качестве исторического источника.

А теперь давайте мысленно перенесемся в начало XX века.

Юная Валерия родилась в Ярославле в 1903 г. в семье довольно обеспеченной. Ее отец в то время был в чине подполковника и служил воспитателем в Ярославском кадетском корпусе. Мать не работала, занималась воспитанием детей. Детей в семье было четверо: Валерия и три брата. Семья занимала 6 комнат (вероятно на территории Кадетского корпуса). Из прислуги были няня и кухарка, которые жили в комнате рядом с кухней. К сожалению, единственным недостатком этих воспоминаний является то, что Валерия Глебовна нигде не упоминает фамилию, имя и отчество своих родителей. А братьев называет только по именам. Единственное, что мне удалось выяснить, - вероятно, фамилия матери до замужества была Левитская, и что дед Валерии Глебовны со стороны матери был священником и жил в селе Щекотово.

Фамилии же, указанные в названии главы – В.Г. Козлова – Мартынова – это фамилии по первому и второму мужу.

В детстве Валерия дружила с семьей Горбатовых с сестрами Леной и Наташей. Отец девочек тоже служил в Кадетском корпусе, а их мать была дочерью Федора Алексеевича Некрасова, т.е. приходилась племянницей поэту Некрасову. К сожалению, из воспоминаний не ясно, учились ли сестры Горбатовы в гимназии О.Н. Корсунской или в каком-то другом учебном заведении. Сказано, лишь, что во время каникул, девочки на все лето уезжали в Карабиху.

А Валерия до учебы в гимназии летом часто гостила в имении своего деда, священника Левитского в селе Щекотово. Там же было поместье купца Кокуева, который владел гостиницей возле Знаменской башни в Ярославле (сейчас этого здания нет). Валерия была хорошо знакома с дочерью купца Лидой Кокуевой.

Валерия Глебовна Козлова поступила в гимназию О.Н. Корсунской. Вероятнее всего в 1910 или 1911 гг. Так как сначала училась там в трех приготовительных классах и только после их окончания и сдачи вступительных экзаменов была зачислена в 1 класс гимназии. А мы уже знаем, что девочек в приготовительный класс принимали в 8 лет, а в 1 класс – в 10 лет. Приводится любопытный факт: она ездила туда на трамвае (непонятно только одна или кто-то из взрослых ее провожал).

По всей видимости, частная гимназия О.Н. Корсунской хорошо себя зарекомендовала. Потому что в этой же гимназии в то же время училась старшая сестра М. Петровых – Елена. А ведь путь из села Норского (пригород Ярославля) не близкий. Отец каждый день запрягал лошадь, чтобы отвести старших детей в Ярославль. [1Б]

По воспоминаниям В.Г. Козловой гимназия занимала весь третий этаж, и маленькая Валерия хорошо запомнила лестницу в доме Пастухова, по которой поднималась каждый день. А в статье Б. Недорезова написано, что гимназия располагалась на 2-м этаже. [22] Возможно, на втором этаже учились старшие классы, а приготовительные классы располагались выше.

А теперь некоторые цифры и факты из истории частной гимназии О.Н. Корсунской. В год открытия гимназии в 1903 г. в ней обучалось 79 девочек и было всего 6 преподавателей (трое из которых были из семьи Корсунских). А в 1906 г. – когда учебное заведение О.Н. Корсунской получило статус гимназии, в ней обучалось уже 226 человек. В 1916 г. В гимназии Корсунской в 8 основных и трех приготовительных классах было уже 425 учащихся, и на 1 января 1917 года в гимназии работало 36 учителей. [17 с 105-107]

Теперь обратимся к фотодокументам.

На первой фотографии – здание, в котором в начале XX века располагалась гимназия О.Н. Корсунской (в настоящее время здесь находится главпочтамт). Около здания, запряженная в телегу лошадь, возможно на ней привезли на учебу Елену Петровых.

А вот так в начале XX века выглядела лестница дома Пастухова, которую так хорошо запомнила юная Валерия.

Следующая фотография - «Учительская комната». Обратите внимание – половина учителей в гимназии мужчины, а среди них священники, значит, изучался предмет: «Закон Божий».

Если мы внимательней вглядимся в лица учителей, то узнаем многих из них. Они встречаются на других фотографиях. Отсюда можно сделать вывод, что все фотографии сделаны в одно и тоже время. Возможно, даже в один день, судя по одежде учительниц. Теперь попробуем определить год. Это не 1903 г., когда было 79 учениц и 6 учителей, и даже не 1906 г., если судить по количеству девочек в приготовительных классах. Эти классы упоминаются в 1916 г.

Если предположить, что на фотографии должна присутствовать начальница гимназии, то О.Н. Корсунская может быть только первой слева. Обратите внимание на даму в темном платье, на ее осанку и некоторую отстраненность ото всех. Качество фотографии не позволяет определить возраст женщины, но на снимке ей не менее 40 лет. Значит фотографии сделаны не ранее 1910 г. Таким образом, мы определили примерные временные границы этих фотодокументов: 1910-1916 гг.

На следующей фотографии малыши на большой перемене. Возможно среди них и юная Валерия. В своих воспоминаниях Валерия Глебовна перечислила учебные предметы, которые изучала в гимназии. Это – закон божий, русский, немецкий и французский языки, математика, география, история, естествоведение, чистописание, черчение, рукоделие, рисование и танцы. При сравнении с программой государственной гимназии – Мариинской, можно выяснить, что программа в частной гимназии почти ничем не отличалась. Возможно, В.Г. Козлова некоторых предметов еще не изучала. Так как училась в младших классах (или пропустила в воспоминаниях).

Гимназию В.Г. Козловой закончить не пришлось. В 1917 году ей исполнилось 14 лет. После революции гимназию соединили с реальным училищем, где учились мальчики, и школу перевели в здание Мариинской гимназии. А вот Елена Петровых успела окончить гимназию, уехала в Москву, получила там высшее образование и стала впоследствии ученым-биологом. [1б]

На следующей фотографии мы видим учениц из приготовительного класса за рукоделием. Обратим внимание на наполняемость класса. Я насчитала 30 учениц. Все они очень уверенно вяжут на спицах.

Урок физики в 7 классе. Возможно, среди учениц есть и Елена Петровых. В классе 20 девушек. Обратите внимание на физические приборы и на то, что на уроке присутствует классная дама. Пока она с одной группой девушек проводит лабораторную работу. Учитель - мужчина объясняет материал другой группе. Уже в начале XX века существовало разделение класса на подгруппы.

Занятие хора. По всей видимости, здесь девочки из разных классов, если судить по росту, отобраны по вокальным способностям. Учитель музыки опять мужчина. Я обратила внимание на одежду девушек. Все они в школьной форме – но фасон платьев у всех разный и белые воротнички тоже. Старались даже в школьной форме отличаться от своих одноклассниц.

Урок рисования в 6-м классе. На уроке классная дама в замысловатом головном уборе выполняет роль натурщицы. В классе более 20-ти девочек. На заднем плане – задремавший господин в форменном костюме, можно предположить, что это учитель рисования.

Последняя фотография из гимназии О.Н. Корсунской – «Младшие классы в столовой». Я обратила внимание на то, что завтрак очень скромный. А ведь учились в основном девочки из обеспеченных семей. Валерия Глебовна вспоминала, что после горячего завтрака учащиеся гуляли в саду, который находился во дворе дома Пастухова. Видимо перемена была достаточно большой, если девочки успевали не только позавтракать, но и погулять.

В гимназии О.Н. Корсунской проводились родительские собрания. Девочки под присмотром классных дам часто совершали учебные экскурсии. Плата за обучение почти не отличалась от государственных гимназий. Девушек из педагогического класса возили в образцовые школы на экскурсии (видимо, перенимали опыт). [17 с 107]

Воспитание было очень строгим. Был случай, когда старшеклассницу со скандалом отчислили, за то, что она гуляла с мальчиком-гимназистом в сквере и даже целовалась. [1Б]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обучение и воспитание гимназисток в государственных и частных гимназиях почти не отличалось. Программа обучения, если судить по перечисленным предметам. Была приблизительно такой, как и в Мариинской гимназии. В частной гимназии О.Н. Корсунской существовали приготовительные классы и дополнительный педагогический класс, и плата за обучение была такой же, проводились и внеклассные мероприятия. Воспитывали юных барышень в строгости и уважении к старшим.


Заключение

Над темой моего исследования «Из истории женского образования в Ярославле в конце XIX начале XX века было очень интересно работать: собирать материал, находить никому неизвестные исторические документы (воспоминания В.Г. Козловой), рассматривать пожелтевшие страницы из ученических тетрадей начала XIX века и старые фотографии.