Этап IV. Педагог и дети исполняют хореографические миниатюры на сюжет занятия. Или педагог читает стихи А. Н. Майкова и Ф. И. Тютчева, а дети иллюстрируют их пантомимой.
Педагогические рекомендации
Через некоторое время или на следующий день педагог знакомит детей с другими закличками о дожде, туче и радуге. Хлопая в ладони и топая ногами, дети передают ритм и характер веселого, грозного, грустного, стихающего дождя.
Педагог читает стихи Ф. И. Тютчева. «Летний дождь» А. Н. Майкова дети выучивают наизусть.
Педагог предлагает детям нарисовать дождь, который им больше всего понравился.
Анализируя детскую работу, следует обращать внимание на соблюдение вертикального направления линий, на их характер, на интенсивность заполнения листа, на использование цвета и нажим на инструмент не для того, чтобы сделать замечание ребенку, а для того, чтобы на следующем занятии помочь ему справиться с трудностями.
Занятие № 2.
ПАУЧОК-ДОМОВИЧОК
Цель. Работа над центричной спиралевидной композицией с дугообразными линиями.
Тип. Комплексный, развивающий и закрепляющий графические навыки.
Вид. Репродуктивная деятельность с поисковыми и творческими элементами.
Задачи.
Установить у детей ассоциативные связи природных явлений и образов народного творчества с естественнонаучными данными. Содействовать осмыслению основ орнаментальной композиции, отражающей явления окружающего мира.
Развить навыки работы над центричной композицией с использованием для разметки и компоновки приемы сложения листа.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы к занятию.
Иллюстрации: репродукции с фотографий «Лесное кружево осени», «Соломенный паук».
Литература: книги Ю. Аракчеева «Кто развесил в лесу кружева» и Л. Яхнина «Воздушные узоры».
Оборудование: бумага; шариковые ручки или фломастеры.
Подготовка
Педагог оформляет помещение, где проводится занятие, используя вязальные крючки или коклюшки, вязаные изделия. Справа и слева от доски вешает репродукции с фотографий.
Рассказывает детям о кружевоплетении крючком и на коклюшках. Знакомит с произведениями народных мастеров по фотографиям и натурному материалу.
Если педагог умеет работать крючком, показывает изготовление несложного вязаного изделия. Если не умеет - можно пригласить на занятие кого-нибудь, кто владеет этим искусством. Детей старшей и подготовительной группы может научить вязать цепочку и простые узоры на ее основе.
Педагог сообщает, что бывает настолько тонкое вязаное изделие, его называют паутинкой, и проводит ассоциацию с лесным паучком, которого в отличие от кружевницы никто не учит, он умеет вязать от природы.
Ход занятия
Этап I. Проверяется наличие материалов для работы. Педагог напоминает материал подготовительного этапа. Дети вспоминают, как получаются льняные нитки. Педагог загадывает загадки о пауке:
1. Восемь ног, как восемь рук,
Вяжут шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Кому нужен чудо-шелк?
2. Серый маленький Денис
На веревочке повис.
Ответ на эти загадки один - это паук.
Педагог показывает изображение паука или рисует его на доске.
Рассказывает о пауке: какого бывает размера и вида, где живет, как охотится на мелких насекомых.
Обращается внимание детей, что основу паутины составляют нити диагональные, что поперечные нити - клейкие. Продолжает, рассказывая о поверьях, связанных с пауком. Подводит к сюжету рисунка.
Неплохо бы и нам поселить у себя паучка, чтобы мух и комаров ловил. Давайте нарисуем его с паутиной и представим, что он самый настоящий.
Этап П. Из прямоугольного листа ребенок делает квадрат: накладывает правый угол на левый и обрезает излишек. Лист, не разворачивая, складывает еще три раза пополам, затем разворачивает и разглаживает руками. Получилось восемь треугольников.
Линию сгиба обводит фломастером (ручкой) коричневого, серого или черного цвета. Можно для передачи цвета паутины использовать гелиевые ручки с бронзовым или серебряным наполнителем.
Сначала в воздухе, затем на листе рисует паутину: в центре изображает спираль, которую разворачивает через два-три оборота дугообразной линией, передающей особенности структуры паутины.
В уголке листа педагог предлагает нарисовать домик для паука.
Этап III. Каждый ребенок придумывает своему паучку имя. Педагог замечает, что паутину ткут только паучихи - самки, поэтому имена должны быть женскими, рассказывает древнегреческий миф об Арахне-тонкопряхе, поясняя, что тонкопряха - это очень хорошая рукодельница, и выводит мораль: «Даже если ты очень способный и очень умелый, все равно не задавайся сильно, чтобы не навлечь беды; будь скромнее, благодари того, кто тебя научил, в первую очередь своих родителей, бабушек и дедушек, ибо талант достается по наследству». Заканчивает: - Чтобы в доме у нас было уютно и чисто, нужно все прибрать.
Дети убирают рабочие места.
Этап IV. Проводится игра «Ловкий паучок». Выбирается водящий, им может быть и педагог. Дети превращаются в мушек, комаров, бабочек. Очерчивается круг, водящий садится в центре на стул. Дети, передвигаясь в круге, имитируют насекомых. Они внимательно следят за водящим, чтобы не пропустить тот момент, когда он встанет и начнет ловить детей. Дети тогда должны выбежать из круга. Тот, кто попадется, займет место водящего. Игра продолжается до тех пор, пока детям не надоест или не подойдет время заняться другими делами.
Педагогические рекомендации
Сюжетно занятие можно связать не с домом, а с природой, с ее особым осенним состоянием. Образ бабьего лета поможет детям создать цветной фон для рисунков. Если во время прогулки педагог заметит паутину, ее следует показать воспитанникам.
Рекомендуется прочитать детям сказку К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», разыграть ее с ними. Инсценировка поможет детям лучше представить образы сказки. Следует обратить внимание детей на то, что в сказке муха и комар - положительные герои: «Муха очень гостеприимная, комар храбрый. Однако в жизни дело обстоит по-другому: мухи и комары противные, они досаждают человеку. Тем не менее без разбора мух и комаров убивать не надо, они полезные: служат пищей для птиц и пауков». Подвести итог: «В природе все нужны, нет лишних».
При анализе детского рисунка педагогу следует обратить особое внимание на характер и направление выгиба дуги (выгиб должен быть направлен к центру листа), на ритмичность линий и безотрывное их проведение.
Занятие № 3.
ПУТЕШЕСТВИЕ С ОБЛАКАМИ
Цель. Выработка осмысленного применения изобразительных средств (точки, штриха, линии) в соответствии с образными задачами.
Тип. Комплексный, развивающий графические навыки.
Вид. Поисковая и творческая деятельность.
Задачи.
Развить навыки свободного владения графическими приемами.
Формировать ассоциативно-конкретное и абстрактное мышление.
Развить образные представления на основе детского опыта.
Формировать отношение к земной природе как к части мироздания.
Материалы к занятию.
Иллюстрации: репродукции с картин Ф. В. Васильева «После грозы», Н. К. Рериха «Небесный бой», фотографии облаков.
Музыка: сюита К. Дебюсси «Облака» (фрагменты), песня В. Шаинского и Л. Яхнина «Кораблики».
Литература: стихи А. С. Пушкина «Туча», В. Я. Брюсова «Облака», В. В. Маяковского «Тучкины штучки», книга А. Веретиннико-ва «Ознакомление дошкольников с природой».
Оборудование: ножницы, вата; бумага; фломастеры, карандаши, ручки.
Подготовка
Во время прогулок педагог обращает внимание детей на форму, характер и цвет облаков, на состояние дня (солнечную освещенность). Напоминает детям «Сказку о том, как дружили солнце, ветер и море» и «Разноцветные дожди».
Читает стихотворение А. С. Пушкина "Туча" и по нему проводит беседу, объясняя непонятные слова.
ТУЧА
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес.
Тебя с успокоенных гонит небес.
Оформляет помещение, где проходит занятие, вырезанными из бумаги облаками, похожими на сказочных героев, животных, растения или даже на какие-то вещи, например шляпу, ведро.
Ход занятия
Этап I. Дежурный ребенок проверяет на столах у детей наличие необходимых инструментов и материалов.
Звучит песня «Кораблики». Незадолго до конца педагог музыку останавливает и спрашивает у детей, о каких корабликах идет речь. Дети отвечают.
Педагог рассказывает об облаках. К беседе привлекает детей, те вспоминают материалы подготовительного этапа.
Дети слушают фрагменты из сюиты Дебюсси, под руководством педагога дирижируют, затем руками показывают рост и движение облаков.
Педагог демонстрирует репродукции с картин Ф. А. Васильева и Н. К. Рериха. Рисует на доске облако линией, штрихами и точками. Спрашивает:
- Какими изобразительными средствами лучше передать облака, которые написали художники? Точкой, штрихом или линией? Почему? На что похожи облака?
Показывает на оформление помещения.
Образные представления об облаках развиваются и закрепляются пантомимой. По просьбе педагога дети поочередно показывают облака, похожие то на зайца, то на медведя, то на шляпу, то на лодку и т. д.
Этап П. Педагог читает стихотворение В. В. Маяковского. Дети вслед за каждой строчкой изображают облака на доске (большом листе). Можно вызывать по три-четыре человека одновременно. При неудаче ребенок может обратиться за помощью к детям, те помогут исправить рисунок.
Рисунки могут быть самыми приблизительными, только слегка напоминать обозначенные персонажи.