Смекни!
smekni.com

Занимательный материал "Русской азбуки" (стр. 2 из 9)

Для того чтобы проследить процесс и результат овладения азбукой необходимо обратиться к истории обучения чтению и письму.

1.2 Исторические подходы к обучению азбуке

Еще в середине XIX века обучение чтению для русских детишек было нелегкой задачей. Метод, с помощью которого учили педагоги того времени, назывался буквослагательным, и был он очень длительным и трудоемким.

Сначала малыши заучивали буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро и т. д. Вызубрив весь алфавит, они начинали заучивать слоги. (Например, нужно было запомнить, что буквы Буки и Аз, стоящие рядом в этой последовательности, обозначают слог «ба».) После того как основные слоги были выучены, ученики наконец-то переходили к чтению. Но каждый незнакомый слог или слово становились камнем преткновения, и учителю опять приходилось объяснять, как это читается, а учениками – заучивать.

Таким способом обучение грамоте могло длиться до двух лет. И кто знает, как бы мы с вами учились читать сегодня, если бы в XIX веке замечательные русские педагоги не пришли к выводу, что буквослагательному методу нужно искать замену.

Например, великий русский педагог К. Д. Ушинский считал буквослагательный метод обучения грамоте противоречащим законам психического развития ребенка. «Не нужно быть большим психологом, – писал он, – чтобы понять, что прежняя метода с бессмысленным заучиванием множества букв и потом множества еще более бессмысленных складов, не давая никакой пищи детскому уму, не позволяла ему в то же время заняться чем-нибудь другим и, следовательно, держала его, во все продолжение обучения грамоте, в бездейственном оцепенелом состоянии».

В противовес буквослагательному методу педагог К. Д. Ушинский предлагал внедрять в школы заимствованный из Германии звуковой метод обучения грамоте.

Звуковой метод, в противоположность буквослагательному, не требовал заучивать условные названия букв (аз, буки, веди или бэ, вэ, гэ и т. д.). Обучение начиналось с выделения из слов отдельных звуков, из которых затем уже образуются слова. Выглядело это примерно так, как выглядит и по сей день: учитель произносил звук и показывал (писал на доске или отмечал на плакате с алфавитом), как выглядит буква, его обозначающая (правда, совсем как у нас?).

Обычно изучение звуков начиналось с какого-нибудь гласного, например «у», к которому затем прибавлялся какой-нибудь согласный, например «с».

Переход к собственно процессу чтения происходил следующим образом. Сначала читали так называемый обратный слог, например УС (обратный, потому что гласный стоит перед согласным). При этом ребенка просили «тянуть» первую букву, а потом, не бросая ее, не останавливаясь, прибавлять к ней вторую. Затем читали прямой слог СУ.

И вот, слог прочтен, теперь читаем два, три слога вместе, получаем слово.

К.Д. Ушинского поддержали многие педагоги того времени: Д. Тихомиров, С. Рачинский, Ф. Зелинский и др.

Знаменитый писатель и педагог Л. Н. Толстой, даже несмотря на то что сам в своей знаменитой школе в Ясной Поляне долгое время учил детей читать с помощью буквослагательного метода, объективно признавал его трудным для детей. Однако, с другой стороны, он считал, что звуковой метод в том виде, как он предлагался его соотечественниками, не совсем соответствовал фонетическим особенностям русского языка. Поэтому Л. Н. Толстой создал авторский «слогослуховой» метод, который по его замыслу должен был объединить все лучшее, что было в различных направлениях методики обучения грамоте того времени.

По мнению Л.Н. Толстого, сначала нужно было учить детей выделять звуки в словах, потом складывать звуки в слоги, а потом уже читать слова по слогам. Великий педагог широко вводил добуквенные упражнения: учил детей раскладывать слова на звуки, тренировал слуховое восприятие и произношение. Для этих целей Л. Н. Толстой использовал русские скороговорки, считалочки, потешки. Одновременно с чтением обучали и письму, причем писать дети начинали печатными буквами, а не письменными, как было принято раньше. Уже с первых уроков дети писали слова под диктовку.

Л.Н. Толстой хотел, чтобы процесс чтения не сводился к зазубриванию образа слов, а чтобы ребенок понимал то, что он читает. Поэтому в его «Азбуке» постепенно наращивается трудность слогов, слов, предложений и литературных текстов. А сами тексты написаны с учетом возраста и интересов детей. И это была настоящая революция, ведь раньше дети начинали чтение не со сказок, а с текстов из Библии, которые малышей ни простотой, ни занимательностью привлечь не могли.

Наших родителей, нас самих и, в большинстве своем, наших детей (тех, которые учатся в государственных школах) учили и учат читать по звуковому аналитико-синтетическому методу обучения грамоте, разработанному советским психологом, доктором психологии, профессором Д. Б. Элькониным. Помимо выдающихся разработок в области развивающего обучения он был автором ряда экспериментальных букварей, в которых была реализована его оригинальная методика обучения детей чтению.

1.3 Современные методики обучения азбуке

На сегодняшний день выделяют несколько новаторских авторских методик: методика Монтессори, Домана, Зайцева, Тюленева, Воскобовича, Кушнира.

Методика Монтессори.[2] Монтессори-метод универсален. С его помощью можно научить ребенка писать, считать, развить общую эрудицию, логику, способность к аналитическому мышлению, мелкую моторику. А кроме того, воспитать в ребенке самостоятельность, любовь к труду и порядку. И конечно, с помощью монтессори-игр ребенок легко освоит такую премудрость, как чтение.

Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами – без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги. Легко и с желанием научатся читать. Причем читать бегло, без запинок и спотыкания.

Данная методика включает в себя несколько последовательных этапов:

Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого монтессори-педагоги советуют заняться штриховками и обводками.

Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев. Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети – и самые маленькие, и постарше – отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, дети переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному шрифту.

В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

Игры с буквами на первых порах увлекут любого малыша.

Но, как все игрушки, они могут наскучить, если будут однообразными. Поэтому ваша задача не только приготовить весь необходимый материал, но и подумать, как разнообразить игру.

2. Методика Домана.[3]

Обычно у родителей, решивших обучать ребенка по методу Домана, возникает много вопросов. С неясностями следует разбираться сразу, ведь некоторые «мелочи» чрезвычайно важны для конечного результата. Чем грамотнее вы будете действовать, тем быстрее достигнете желаемого.

Начинать нужно с рождения. Программа рассчитана на детей от 0 до 5 лет, так что смело можете приступать к занятиям. Правда, чем младше ребенок, тем легче и быстрее он обучается, следовательно, больше шансов на успех.

Для того чтобы получить результат, заниматься нужно регулярно. Изо дня в день. Психика ребенка (особенно маленького) такова, что он быстро схватывает, но и быстро забывает, поэтому после пропуска в занятиях вам придется начать все с начала.

Но можно отложить занятия, если ребенку нездоровится, у него плохое настроение. Принуждать – ни в коем случае! Более того, могут возникнуть обстоятельства, когда занятия придется отложить на неделю, месяц (отъезд, рождение другого ребенка). Ничего страшного в этом нет, если, конечно, выполнение программы не прерывается слишком часто. Возобновлять занятия следует с того места, на котором остановились.

В ходе занятий вы должны будете показывать ребенку карточки со словами. Доман настаивает на достаточно высоком темпе демонстрации. Но Доман утверждает, что обучение – это игра, которую всегда надо прекращать раньше, чем ребенок устанет. Быстротой и новизной поддерживается любознательность вашего малыша. Вдоволь наигравшись с карточками, он просто утратит к ним интерес.

Для занятий требуется очень много карточек, иногда просто не успеваешь их «заготавливать», и возникает соблазн показать старые карточки, ведь повторение, как известно, – мать учения. Доман считает, что так вы можете все испортить. Дети не выносят повторений и начинают скучать, теряют интерес к обучению. Лучше сделать паузу в занятиях и подготовить новые карточки, чем пользоваться старыми.

Автор методики категорически против проверок и тестирований ребенка. Гленн Доман уверен, что проверки только мешают, отбивают интерес к обучению. Вы, вероятно, тоже не прыгаете от восторга, когда вам подсовывают какой-нибудь хитрый тест, пытаясь уличить в невежестве или несовершенстве. Дождитесь момента, когда ребенок сам захочет продемонстрировать свои достижения. Поверьте, ждать очень долго не придется, обычно дети так гордятся своими победами, что просто сгорают от нетерпения протрубить о них на весь свет.