Смекни!
smekni.com

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах (стр. 3 из 4)

1. Ответьте на вопросы:

- Что видит, слышит и ощущает автор в данной главе?

- Как он относится к тому, о чём он рассказывает? Обоснуйте своё мнение.

- Какие ассоциации (с произведениями литературы, музыки, живописи) возникают у вас при прослушивании?

- Как вы представляете то, что вы слышите? Какая цветовая гамма преобладает в данном отрывке?

2. Нарисуйте воображаемую (или действительную) иллюстрацию к данной главе. Если желаете, объясните свой рисунок.

Интерпретация сопряжена с переводом текста на другой язык, с его перекодировкой (если воспользоваться термином структурализма). Интерпретация – это избирательное и в то же время творческое овладение художественным произведением. При этом деятельность интерпретатора связана с его духовной и мысленной активностью.

Стимулирует мыслительную активность учащихся перед выразительным чтением и такой приём, как сравнение с последующим творческим заданием. Так, например, при изучении лирики в 10 классе возможно такое задание:

1. Послушайте песню "Вечерний звон".

- Какие чувства вызывает у Вас эта песня?

- Какие образы встают перед мысленным взором?

2. Рассмотрите репродукцию картины Левитана И.И. "Вечерний звон".

- Что связывает картину и песню?

- Такой ли образ Вы представляли себе при прослушивании песни? Объясните своё мнение.

3. Прочитайте выразительно стихотворение Я.Полонского "Вечерний звон".

- Сделайте анализ художественных особенностей стихотворения, обратите особое внимание на ритмику, сделайте выводы.

- Почему именно это стихотворение нашло своё отражение в живописи и музыке?

- Подумайте, есть ли общее в этих произведениях искусства? Что именно?

- Возможно ли вообще сопоставление разных видов искусства?

- Какой вид искусства лично Вам ближе?

Напишите сочинение на тему "Мои впечатления от "Вечернего звона"…" (или сформулируйте тему самостоятельно) или отразите свои впечатления в рисунке.

В монографии Н.И. Кудряшёва подробно разобран такой приём активизации художественного восприятия произведения, как сопоставление отдельных произведений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, Ф. Тютчева и Пушкина, Г.Гейне и М.Ю. Лермонтова. Различные формы использования данного приёма мы можем увидеть в трудах Т.И. Богомоловой. При изучении современной поэзии в 11 классе нами в том числе сопоставляются следующие стихотворения:

Слово учителя, лекция на уроке в рамках репродуктивного метода , безусловно, положительно воздействует на восприятие школьниками произведений художественной литературы.

"…Духовное богатство и разнообразие талантов, самобытность, оригинальность каждого из деятелей литературы и искусства должно войти в сознание, в духовную жизнь учащихся, обогащать их личные переживания, влиять на поступки".

В целях активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке можно перед началом лекции ставить проблемный вопрос, на который школьники ответят в конце урока. Так, например, при изучении творчества Н.В.Гоголя (9 класс) можно задать следующий вопрос: "Почему произведения Н.В. Гоголя стали основой многих кинокартин?" Активизирует деятельность учащихся на уроке и творческое задание: сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока, подберите эпиграф к уроку, подберите стихотворение.

Метод проблемного вопроса "…содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия, но очевидно разрешаемого для учеников…" За последнее время вышло немало работ, специально посвящённых проблемным вопросам и заданиям по литературе, наметилась их типология. В рамках нашей работы мы не будем останавливаться на анализе данного метода, укажем лишь некоторые возможные примеры его применения на уроках литературы.

Сущность эвристического метода заключается в целенаправленном руководстве познавательной деятельностью учащихся в процессе изучения ими литературного произведения, выяснения того или иного литературного понятия, постижения закономерностей литературного процесса; с помощью этого метода вопросы или задания учителя последовательно, логично ведут школьников к конкретным выводам индуктивным или дедуктивным путём. Здесь немаловажную роль играет "Диалог учителя и ученика как равных собеседников, диалог ученика с учеником, внутренний диалог ученика с самим собой". На уроках возможно, даже желательно сочетание данного метода с другими.

Использование данного метода для активизации мыслительной деятельности учащихся возможно при проведении уроков по анализу того или иного произведения. (См. урок на тему "Образ поэта в русской классической поэзии (А.С.Пушкин и М.И.Цветаева)" 11 класс в статье С.В. Рыжовой.)

"Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует черты творческой деятельности. В-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности... В-четвёртых, исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания". Тематика семинаров может быть разнообразна, может отражать разные аспекты литературы.

В рамках данного метода проводятся уроки-семинары, уроки-исследования, учащиеся готовят сообщения, доклады. Семинарские занятия организуются два-три раза в год, их необходимо тщательно подготовить по содержанию и методике. Темы семинарских занятий объявляются заранее. Так, например, в 11 классе проводится обобщающий семинар с самостоятельным анализом нового материала "Тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы сороковых-девяностых годов". Приводим план проведения семинара:

1.1. Вопросы для обсуждения.

А) Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне. Охарактеризуйте каждый из них.

Б) Характеристика литературных произведений о Великой Отечественной войне сороковых-пятидесятых годов.

1.2. Исследования учащихся:

- Поэты сороковых-пятидесятых годов о войне.

- Анализ стихотворения К.Симонова "Жди меня"

- Реализм и романтизм в прозаических произведениях о войне.

- Роман А.Фадеева "Молодая гвардия" как романтическое произведение.

- Суровая правда войны в повести К.Симонова "Дни и ночи".

2.1. Вопросы для обсуждения.

А) Что явилось причиной нового этапа в развитии литературы о войне в пятидесятых-семидесятых годах?

Б) Что является мерой ценностей человека на войне?

2.2. Исследования учащихся:

- Подвиг главного героя рассказа М.Шолохова "Судьба человека". Основные особенности жанра военной повести пятидесятых-семидесятых годов.

3.1. Вопросы для обсуждения.

А) Специфика произведений семидесятых-девяностых годов о Великой Отечественной войне.

Б) Какие приёмы используются писателями для раскрытия характеров и душевных движений героев в условиях фронтовой жизни?

В) Чем отличаются повести В.Быкова от других произведений о Великой Отечественной войне?

3.2. Исследования учащихся:

- Повесть В.Быкова "Карьер" как произведение экзинстенционализма.

- Русский национальный характер в романе Г.Владимирова "Генерал и его армия".

Урок "Поэтические течения в русской литературе начала 20 века" (11 класс) можно построить из сообщений учащихся:

- Индивидуализм и эстетизм поэзии Валерия Яковлевича Брюсова.

- Противоречивость творчества Фёдора Сологуба.

- Пессимизм и философские раздумья в творчестве Зинаиды Гиппиус.

- Своеобразие творчества Андрея белого.

- Камерность лирики Иннокентия Анненского.

- Мистические обобщения в творчестве Максимилиана Волошина.

- Романтический герой лирики Николая Гумилёва.

- Культурные ценности человечества, их значение в поэзии Осипа Мандельштама.

- Музыкальность стиха и ирония в стихотворениях Игоря северянина.

- Художественное новаторство стихотворений Велимира Хлебникова.

В рамках данного урока возможен и такой приём, как "защита" проекта обложки книги стихотворений того или иного поэта.

Возможен и такой приём, как творческий доклад:

- Любимые цвета в творчестве …

- Диалог о любви М.Цветаевой и А.Ахматовой.

- Опишите мечты "маленького человека".

- Опишите свои десять вечеров и добавьте, какими бы Вы их хотели бы видеть.

- Придумайте интересные упражнения к уроку.

Задача докладчика и выступающего на уроке состоит в том, чтобы убедить слушателей, доказать свои основные положения. Семинары, доклады, сообщения – это школа самостоятельной мысли, чёткости речи, школа общественных выступлений. Такие формы работы развивают учащихся, формируют навыки, требующиеся для дальнейшего продолжения образования.

2.3Игра как форма урока, использование приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся во время игры

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. Технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.