Классный коллектив — сложная социально-педагогическая общность, которой свойственны повышенная критичность учеников друг к другу и к учителям; несовпадение структуры личных и деловых отношений; неопределенность и растерянность перед выбором будущего профильного ориентира и другие противоречия. Координировать эти действия в контексте соответствия «цель ↔ деятельность ↔ результат», сводя к минимуму неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы, следует на основе эффективной профессиональной деятельности педагога. Адекватность восприятия, понимания и умения разрешать эти противоречия учителем зависят от его педагогического мастерства; степени проявления эмпатии, внимания; характера используемых учителем форм воздействия на ученика в процессе решения учебно-воспитательных задач; объективной оценки действий и поступков учащихся; стилей общения и руководства классным коллективом; уровня профессионального педагогического мышления и т.д. О личности учителя ученики судят по отдельным, наиболее характерным чертам. Особенно ценимы подростками такие качества, как справедливость, умение интересно излагать материал, находчивость, эмоциональная отзывчивость, готовность принимать участие в общих с ними делах, требовательность, изобретательность, верность слову. Однако оценки подростков полярны и категоричны, даже один случай проявления некомпетентности может надолго испортить имидж учителя, взаимоотношения с учащимися. Иными словами, преподавателю авторитет у подростков завоевать легко, но его так же легко и потерять. Поэтому руководство таким сложным организмом, как класс, ученический коллектив, обязывает преподавателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых педагогических ситуаций. В этих условиях особую значимость приобретают личностные качества учителя, которые становятся профессионально важными предпосылками создания благоприятных взаимоотношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств: трудолюбие, гуманизм, терпимость, ответственность, дисциплинированность, нравственность, объективность, честность, патриотизм, самообладание, дружелюбие, высокие академические знания, систематическое повышение своего профессионализма и многое другое. Через эти требования педагог реализует себя как специалиста, выполняющего свои обязанности в системе отношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-ученик-родитель», «учитель-родитель» и т.д.
Довольно часто, говоря об итогах педагогической деятельности, имеют в виду результаты педагогического процесса в целом. Но такое понимание столь важных категориальных понятий в педагогической теории и практике иногда приводит к путанице в профессиональном сознании. Педагогическая деятельность, может быть представлена в «чистом» виде, т.е. исключительно как деятельность педагога, тогда как педагогический процесс рассматривает педагогическую деятельность в результате взаимодействия учителя и учащихся. При таком подходе содержание понятия «педагогический процесс» органично вбирает в себя как деятельность педагога, так и деятельность учащихся: учитель в своей деятельности формирует, развивает познавательные потребности ученика, создает условия, чтобы ученик осознал противоречия между собственными познавательными потребностями и имеющимися у него возможностями их удовлетворить; действия учителя направлены на то, чтобы организовать, стимулировать, активизировать деятельность учащихся; цели, которые в своей деятельности ставит ученик, должны соответствовать целям учителя.
Рассматривая педагогическую деятельность как сложную процессуальную систему, И.А. Колесникова и Е.В. Титова выделяют в ней такие наиболее крупные ее элементы, как: процесс организации деятельности учащихся (учебной, воспитательной, социальной, творческой, художественной, досуговой и др.); процесс обеспечения (оснащения) собственной деятельности и деятельности учеников (методического, технологического, информационного, материально-технического и др.); процесс профессиональной самореализации (сознательное проявление личностных качеств, профессиональной позиции, реализация накопленного опыта, демонстрация профессионального мастерства и т. д.) [3].
Сталкиваясь с проблемной задачей, педагог воспринимает и оценивает реальную педагогическую ситуацию как творческую педагогическую задачу, решает ее, проникая во внутреннюю структуру явления. Педагогическая ситуация — это факт, жизненная история, с которой воспитатель сталкивается в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (стандартные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нестандартные) — редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимы.
К анализу педагогических ситуаций, как важных составляющих межсубъектного пространства «учитель-ученик», исследователи подходят по разному: рассматриваются признаки педагогической ситуации (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Р.Х. Шакуров и др.); изучаются «проблемные педагогические ситуации» (М.М. Кашапов, И.П. Подласый, С.В. Сарычев и др.); описываются приемы создания проблемной ситуации для мотивации учения (Н.В. Кузьмина, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер и др.); разрабатывается типология прогностических ситуаций-задач (В.И. Журавлев, Л.А. Регуш и др.); предлагается классификация фрустраторов в профессионально-педагогической деятельности (Г.Ф. Заремба, И.Н. Логвинов и др.); описываются трудности профессионального общения (Е.П. Ильин, Л.Н. Стахеева и др.) [4].
Способность оптимально решать педагогические ситуации, которые постоянно возникают в ходе учебно-воспитательного процесса, по мнению ряда ученых (Б.З. Вульфов, Е.А Климов, Е.В. Конева, А.А. Макаров, Т.А. Чистякова и др.), является одним из важных показателей высокого уровня педагогического мастерства учителя. Под педагогической ситуацией большинство из них понимают задачу, задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения [2]. Сущность ее составляет противоречие между имеющимися знаниями ученика и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых ему прежних знаний недостаточно; между знаниями и способами нахождения истины, т.е. внутри самого учебно-воспитательного процесса. Она может иметь место в разных педагогических проявлениях, во время выполнения разных заданий, носить проблемный характер. Проблемная ситуация в педагогике рассматривается не как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием» для хода мысли, а как состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи. Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает человека и стимулирует умственный поиск.
Профессиональный уровень характеризуется осознанным решением педагогической ситуации с опорой на теоретическое знание. Непрофессиональный уровень решения педагогической ситуации характеризуется тем, что педагог не осознает ее как задачу и действует по интуиции, не может объяснить мотивы и цели своих действий. Причиной непрофессионального интуитивного решения педагогических задач является несформированность готовности преподавателя к ее квалифицированному теоретическому решению, игнорирование этапа анализа ситуации, неспособность рефлексировать результаты своих педагогических действий.
Успешность педагогической деятельности зависит от того, как педагог умеет связать решение оперативных задач со стратегическими, от способности видеть учебно-воспитательный процесс в целом. В контексте нашего исследования рассмотрим подробнее оперативный и стратегический уровни решения проблемных педагогических ситуаций [5].
Оперативный уровень предполагает решение комплекса текущих, актуальных педагогических проблемных ситуаций, ориентированное на ближнюю перспективу, без учета влияния результата на учебно-воспитательный процесс в целом. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, педагог ищет аналогичную ситуацию в прошлом опыте, кажущееся сходство приводит к реализации решений, неадекватных данной ситуации. В результате репродукции из прошлого опыта действия в педагогической ситуации формируется соответствующий стереотип. На стратегическом уровне решение педагогических проблемных ситуаций связано с перспективой развития учебно-воспитательного процесса в целом. Теоретические предпосылки выделения стратегического уровня решения проблемной ситуации (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.А. Петровский) связаны с идеей «выхода за пределы» исходного уровня преобразования конкретной ситуации, наличного частного момента деятельности в ее рефлексивный контекст, осуществления ретроспективной и проспективной оценки процесса и результатов собственной деятельности. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, педагог воспринимает и оценивает реальную педагогическую ситуацию как творческую задачу, решает ее, проникая во внутреннюю структуру явления. Педагог способен выйти за пределы конкретной ситуации, увидеть объект с качественно новой точки зрения, преодолеть стереотипы деятельности и мышления, изменить свои установки, отношения, стратегию и тактику деятельности, что предполагает наличие рефлексии. Выход на стратегический уровень связан с осознанием педагогом необходимости профессионального и личностного саморазвития, поднимает его на высоту, с которой он может анализировать самого себя и свои действия, учитывать их возможные последствия для учебного процесса и его субъектов. Педагог стремится выявить ценностно-мотивационные основания поступков ученика и способен к пониманию и принятию его чувств и переживаний. В ответ на рост этнического самосознания этносов, глобализацию и всплеск этнических конфликтов в последние 10-15 лет отечественной наукой стала активно осмысляться проблема межнациональных отношений: в историко-философском аспекте (Сазонов А., Баташева Х., Золотухин В.); социологами (Андронова Т., Асипова Н., Гарунова Э.), вплоть до создания учебников по этносоциологии (Арутюнян Ю., Сикевич З., Хайруллин Р.); выявляются методологические (Гасанов З.) и концептуальные составляющие (Беленчук Л.).