Смекни!
smekni.com

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках технологии (стр. 3 из 6)

В конце 90-х годов прошлого века проблема начинает рассматриваться гораздо шире социальной адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде. Речь уже идет о стойкой стабилизации межнациональных отношений через создание единого межкультурного пространства (Абэлян В., Некрасова А., Пименов В., Михеева Н., Филонов Н., Шамилова Н.). При этом огромная роль в этой работе отводится школе и школьным учителям (Абакарова Р., Аракелян О., Атангулов О., Бабаенко И., Жуковский И.).

Идеи поликультурного воспитания разрабатываются параллельно с идеями народной педагогики (этнопедагогики) и педагогики формирования культуры межнационального общения (Айвазова С.Г., Бабурина А.К., Гасанов З.Т., Дадов И.А., Дашдамиров А.Ф., Кабаканова С.Ш.,Кадиева Р.И., Комаров В.П., Крысько В.Г., Куранов М.О., Кусарбаев Р.И., Кутьев В.О., Помулева О.И., Харламов И.Ф., Ядрихинская Л.С. и др.). Разработчики этнопедагогики (Волков Г.Н, Гуртуева М.Б., Кукушин В.С., Мукаева О.Д., Шорова И.А., Швеммер В.) сосредоточены прежде всего на воспитательно-образовательных проблемах одной (обычно малой) этнической группы и анализируют перспективу воспитания с акцентом на национальные традиции.

На данном этапе в отечественной науке происходит окончательное становление педагогики формирования культуры межнационального общения, которая занимается вопросами воспитания российского патриотизма, дружбы народов, веротерпимости и видит фундамент подобного воспитания во взаимосвязи местного, национального, общенационального (федеративного) и общечеловеческого компонентов образования.

Нами выявлено, что начало нового тысячелетия знаменуется появлением значительного числа фундаментальных работ, посвященных теории и практике нормализации межнациональных отношений. Развивается этнопсихология(Абдулатипов Р.Г., Арутюнян Ю.В., Бызова В.М., Гуриева С.Д., Дашдамиров А.Ф., Дробижева Л.М., Лебедева Н.М., Литвинова А.Н., Оконешникова А.П., Панеш Э.Х., Старовойтова Г.В., Стефаненко Т.Г.,Хотинец В.Ю., Шпетп Г.Т. и др.). Разрабатываются методологические основы двух новых теорий в российской педагогической науке, где на первое место выводятся этнопедагогические факторы в разрезе педагогической защиты и поддержки ценностей учащихся разных национальностей:

1) Поликультурное образование (Аракелян О.В., Гукаленко О.В., Ершов В.А., Кузьмин М.Н., Макаев В. В., Малькова З.А., Новичков В.Б., Супрунова Л.Л. и др.).

2) Мультикультурное образование (Григорьев Д., Крылова Н.Б., Палаткина Г.В., Петрова С.Ф., Степанов П.В, Шафрикова А.В. и др.).

Наиболее продуктивной, на наш взгляд, современной теорией XXI века, связанной с национальным аспектом в образовании и воспитании является «Теория воспитания национального самосознания и межэтнической толерантности» (Абдулкаримов Г.Г., Абэлян В.Х., Арабина Л.Л., Блюменкранц М., Валеев А.М., Вульфов Б.З., Выскочил А.А., Галяпина В.Н., Гарданов Р.Т., Гаюрова Ю.А., Громова Е.М., Гуров В.Н., Киршина Л.Н., Константинов В.В., Мубинова З.Ф., Петренко В.Ф., Политова Ю.М., Поштарева Т.В., Романенко Т.П., Степанов С.В., Троицкий В., Хакимов Э.Р., Шабалдас А.Е., Шаповалов В.А., Шлягина Е.И., Хотинец В.Ю. и др.).

Толерантность — внутренняя установка и отношение личности к внешнему раздражителю, характеризующее принимающее отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Поскольку толерантность — это «отношение к другому», то при употреблении термина «межэтническая толерантность» получаем тавтологию. Вполне достаточно, сказать, что подразумевается «отношение к другому этносу (или его представителю)», т.е. вполне достаточно сказать «этническая толерантность». Ведь действительно, отношение к чему-то своему обозначается термином идентичность и в науке общепризнано понятие «этническая идентичность», выделены ее типы и пр. Сегодня в России, да и в мире осознают, хотя зачастую открыто не говорят о различиях в религиозной и культурной традиции — христианской и мусульманской. В связи с этим, мы полагаем, более актуально рассматривать вопрос об этнокультурной толерантности. Впервые понятие этнокультурной толерантности вводит в учебном пособии «Этнопедагогика» Кукушин В.С. Этнокультурную толерантность мы определяем, как толерантность к ценностям и культурным особенностям других этнических, языковых и конфессиональных групп, определяющую готовность к межкультурным контактам [1].

Современное образование характеризуется внедрением компетентностного подхода, в том числе и в подготовке учителей технологии. В современных социокультурных условиях учитель технологии должен иметь знания о культуре своего народа, знания о культурах других народов, по проблеме этнокультурных различий; следовать нормам поведения, отвечающим культуре межнациональных отношений; проявлять активность в межкультурном общении; выбирать темы учебных заданий, отражающие этнокультурные особенности нашей многонациональной среды; испытывать готовность понимать этнокультурные ценности других народов и пр. Следовательно, с педагогических позиций целесообразно говорить о проработке профессионально-педагогических компетенций обусловленных этнокультурными факторами.

Известно, что термин «компетенция», введенный в научный оборот Н. Хомским, достаточно полно обоснован в исследованиях, которые проводятся учеными под эгидой Совета Европы. В психолого-педагогической литературе компетенции (от лат. competentia) — «это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [2]. Следовательно, компетенция — это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, то есть соответствие лица, занимаемому месту, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Целый ряд ученых (Зимняя И.А., Хуторской А.В,. Щукин А.Н. и др.), в том числе и авторы «Стратегии модернизации содержания общего образования» приводят собственное видение содержания основных ключевых компетенций и компетентностей.

В разработанной нами модели формирования этнокультурной толерантности у школьников в процессе изучения образовательной области «Технология», мы выделили ряд педагогических условий, которые могут быть реализованы в учебно-воспитательном процессе лишь учителем, обладающим этнокультурной толерантностью [1]. Рассмотрим данную модель подробнее:

1. Содержание образования (НРК). Национально-региональный компонент содержания образования определяется природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона. Обеспечивает учет этнокультурных особенностей всех учащихся в процессе обучения, вводит в образовательный процесс местный социально — культурный потенциал, обеспечивает ответственную поведенческую, жизненно — смысловую ориентацию учащихся, их социокультурную адаптацию и профессиональное развитие;

2. Реализация учителем ситуаций межэтнического взаимодействия учащихся гарантированно обеспечивает соответствующее взаимодействие (получение учащимися позитивного опыта межнационального взаимодействия) и обеспечивает положительное отношение к данному опыту, развивает навыки межэтнической коммуникации;

3. Особенности личности учителя, ее воспитательное влияние. Характеризуются статусом учителя, его референтностью и аттрактивностью; социальными и профессиональными установками учителя, а именно: диалогичностью общения с учениками, этнотолерантной направленностью.

В рамках проблемы формирования этнокультурной толерантности на уроках технологии нам бы хотелось акцентировать внимание на уровнях и проявлениях толерантности в образовании (Дмитриев Г. Д.):

1. Обучение толерантности. Этот уровень предполагает развитие у учителя и ученика терпимости культурных различий и либеральное отношение к ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными или абсурдными; формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки и понимание относительности их точности.

2. Понимание и принятие другой культуры — предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям. Если учащийся принимает различия, то он признает и утверждает своими поступками и делами их важность и ценностную значимость для себя и для окружающих. Вместе с тем каждый школьник должен видеть, что учитель не отрицает его уникальность, а относится к ней с пониманием и желанием узнать о ней больше и лучше понять ее.

3. Уважение культурных различий — предполагает восхищение и высокую оценку культурных различий.

4. Утверждение культурных различий — на этой стадии учитель и ученик понимают, что толерантности, понимания, принятия и уважения культурных различийуже недостаточно: необходима активная позиция.

С учетом всего вышесказанного, на наш взгляд, ведущей компетенцией учителя технологии сегодня должна являться этнокультурная толерантность.

Существует Профессиональный стандарт — система требований к качествам (компетентности) учителя, которые определяют возможность занятия и возможностьуспеха в деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности — система требований, которым должен соответствовать педагог, чтобы быть допущенным к педагогической деятельности.