Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формирует гуманные чувства, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников[11с. 45-49. ]. (см. приложение 1)
Обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства, так как именно в этом возрасте можно научить детей гуманности.
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является объективной необходимостью для всего человечества. Люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарный подход к природной среде; долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Но эти представления были не верны, и негативные последствия данных заблуждений мы сейчас испытываем на себе. Наших детей нужно воспитывать вне вековой потребительской традиции, в совершенно ином, сочувственном и уважительном отношении к природе, в понимании того, что природа – источник всей нашей жизни – духовной, материальной и физической. Разумеется, человек всегда будет потреблять природу, всегда будет брать у неё необходимое для жизни и развития. Мы видим теперь, что должны научиться брать в такой форме, которая не вызывает разрушение природы, должны научиться не только брать, но и отдавать, и оберегать природу таким образом, чтобы она не только удовлетворяла наши нужды, но и сама совершенствовалась. Мы только сейчас начали действительно понимать, в какой мере природа – источник физической и материальной жизни человека. Но мысль о том, что она в такой же мере источник нашей духовной жизни для большинства, до сих пор находится за семью замками. Природа является основой эстетического аспекта нашей духовной жизни. Красота форм, гармония красок и звуков, их ритмические узоры с глубокой древности и по нынешний день неизбежно в будущем имеют первичным источником природу.
Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание им себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно эти сходства ведут ребёнка к сравнению с собой. Например: животному больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит – как и я [8,14].
Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который приводит к тому, что ребенок четко не дифференцирует свое "Я" и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Своеобразные представления дошкольника о мире являются следствием поверхностных обобщений, которые делает ребенок в процессе взаимодействия со своим окружением; неправомерность этих обобщений обусловлена ограниченностью его практики.
Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в отношении к природе. Поскольку в жизненном опыте ребенка причинно-следственные связи между ним и окружающими его людьми предшествуют всем остальным, то совершенно естественным для него является объяснение любых причинно-следственных отношений в окружающей его природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми: "Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости".
Свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира с неизбежностью приводит не только к тому, что он, в сущности, считает различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, иметь свои цели и желания, но и к неразличимости для него границы между "человеческим" и "не-человеческим".
Поскольку все природное включается дошкольником в сферу "человеческого", то у него формируется "субъектная установка" по отношению к природным объектам, он и относится к ним как к субъектам. Но отношение к природным объектам как к субъектам у дошкольника носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере "человеческого" вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным в своей самоценности:
Почему у вас в аквариуме нет рыбок? Сдохли, отвечает без тени эмоций пятилетний дошкольник.
Зачем ты ломаешь кусты? А их здесь много!
Таким образом, свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира приводит к формированию у него субъектного характера модальности субъективного отношения к природе, в основе которого лежит "субъектная установка", возникающая в результате отнесения дошкольником всего природного к сфере "человеческого", но не к сфере равного в своей самоценности.
Вторая характерная черта мышления дошкольника артификализм (от лат. arte искусственно и facere делать), т.е. представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей.
Артификализм в восприятии природы и непоколебимая вера в ничем неограниченное могущество взрослого объясняют просьбы детей к своим родителям подарить им лес, в котором они только что гуляли, достать в неба звездочку и т.д. "Когда маленькому Алику пришлось увидеть проехавший автомобиль, очень понравившийся ему, он настойчиво начал просить: "Мама, еще!" Так же точно реагировала Марина на пролетевшую ворону: она была искренне уверена, что мама может заставить ворону пролететь еще раз".
Поскольку в этом мире все существует для него или для других людей, то и восприятие природы дошкольником идет сквозь призму прагматизма: "А что мне это может дать?". "Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться", "Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам", "Солнце существует для того, чтобы я мог загорать" и т.д. Ярким выражением типичного для дошкольников прагматизма являются размышления героя любимой детьми серии мультфильмов про Вини пуха: "Зачем существует дерево? Чтобы в нем было дупло. А зачем дупло? Чтобы в нем жили пчелы. А зачем в нем жить пчелам? Чтобы делали мед. А зачем делать мед? Чтобы я его ел".
Вообще, наряду с вопросом "что это", основной вопрос дошкольника "зачем". Очень показателен эпизод, который приводят Л.С.Выготский и А.Р.Лурия .( см. приложение 2)
Когда ответ на вопрос "зачем" становится затруднительным, дошкольник решает его привычным способом: "Значит, для себя".