Смекни!
smekni.com

Особенности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста (стр. 3 из 4)

Следует подчеркнуть, что ни одна черта не имеет абсолютного значения, на основе которой следует исследовать каждый почерк. Различные черты характера, проявившиеся в почерке, должны рассматриваться индивидуально, прежде чем будет подведен окончательный итог. Допустим, написание одной буквы может свидетельствовать о склонности человека к промедлению. Однако, рассматривая весь образец почерка, мы можем увидеть, что человек написал эту же букву по-другому или же в его письме есть другие признаки, которые не позволяют утверждать о медлительности. В этом случае одиночный показатель, который не подтвержден другими данными, можно игнорировать [15, стр. 93-94].

Опытный профессионал графолог быстро улавливает различные вариации и сопоставляет различные признаки, достигая правильного решения.

Часто противники графологии приводят в качестве довода о несостоятельности этой науки то, что в школе всех обучают писать одинаково. Однако тут стоит заметить, что люди в дальнейшем не сохраняют это единообразие. По прошествии короткого времени большинство учеников начинают писать различно и таким образом проявляют индивидуальные черты характера и ума. Развитие ума и изменения в характере неизбежно вызывают соответствующие изменения и в написании букв.

Приводятся и замечания о том, что люди одной профессии не пишут одинаково. Ответ здесь таков: «Работа не формирует характер. Учитель может быть щедрым и скупым, скромным и агрессивным, но это вовсе не означает, что он не подходит для преподавательской работы. У врача может быть чувство юмора или он может быть серьезным, он может быть романтиком или рационалистом, но из этого не следует, что он не может быть хорошим врачом» [11, стр. 67-68].

Можно услышать и высказывания о том, что письмо – это просто работа мышц и мускулов. Но это не так. Почерк – это внешнее проявление ума и других сторон личности. Если бы почерк был лишь результатом работы мышц и мускулов, он бы не раскрывал человеческих эмоций. Бывали случаи, когда человек повредил свою правую руку, и ему приходилось обучиться писать левой рукой. Хотя на первый взгляд слова, написанные левой рукой, отличаются от тех, что написаны правой, открываются все те же основные черты, которые очевидны в написании слов левой рукой. Люди, которые потеряли обе руки, обучаются использованию ног для письма, и даже в тех случаях проявляются те же закономерности характера.

Надо заметить, что нельзя давать определенный ответ на вопрос: «это хороший или плохой почерк?». Графолог анализирует характер, но не выносит суждений относительно него. Каждый почерк является индивидуальным для аналитика, и его дело указать благоприятные и слабые черты личности, проявляющиеся в почерке, а не выносить суждения. Можно сказать, что в каждом почерке есть своя доля плохих и хороших черт, но то, что для одного может быть достоинством, для другого может явиться недостатком или слабостью [15, стр. 100-102].

Как выяснилось, почерк раскрывает внутренние черты характера человека. Вне зависимости от пола и возраста мы можем определить основные черты характера, присущие этому человеку. По почерку нельзя предсказать судьбу человека, но выявить, например, что у человека есть сила воли. Чтобы проанализировать почерк, не нужно относить его образец в какую-либо суперсовременную лабораторию. Достаточно просто попросить человека написать что-нибудь на листе формата А4. По приведенным выше параметрам вы можете открыть для себя что-то новое в этом человеке и выстроить стратегию общения с ним.

4. Особенности развития почерка дошкольников и младших школьников

Никто не рождается с умением писать. Этот навык приобретается позднее. На первых порах каждую букву вырисовывают, однако со временем этот процесс становится чисто автоматическим. Так что собственно процессом письма управляет подсознание. Каждый штрих в буквах неизбежно несет в себе отпечаток личности автора. Наиболее сильные эмоциональные переживания, душевные болезни и мощные явления окружающей среды оседают в подсознании и влекут за собой характерные изменения в движениях рук [6, стр. 54].

Сначала об общем.

Пишущий человек должен обладать, по крайней мере, хорошо развитым визуальным каналом, чтобы видеть продукт своего труда. Необходима еще и достаточная координация для написания букв, слов, знаков препинания и так далее. Но и визуальный канал работает неодинаково у разных людей. Можно условно разделить всех пишущих людей на два типа: с доминирующим левым или правым полушарием мозга, которые функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику, и это во многом определяет психологические особенности человека, а значит, и его почерк [15, стр. 124].

Левое полушарие оперирует вербальной и знаковой информацией, правое оперирует образами, ориентацией в пространстве, в его функции входит распознавание сложных объектов, продуцирование сновидений и снов наяву.

Основное различие между полушариями не столько в особенностях использования материала, сколько в способах его переработки и организации.

Левое полушарие характеризуется дискретным и аналитическим мышлением, оно осуществляет последовательные логические операции, проводит анализ по определенному числу признаков. В результате возникает модель мира, которую можно выразить в словах и других условных знаках, что весьма удобно в условиях социального общения.

Правое полушарие наделено пространственно-образным мышлением, оно позволяет одновременно воспринимать многочисленные свойства объекта в их взаимосвязи, что придает им определенную многозначность, лежащую в основе творческого процесса [1, 76-78].

Так, люди с доминантным левым полушарием чаще всего пишут аккуратно, выписывают каждую букву, выдерживают направление строк и полей, размеры букв, нет у них склонности к украшательству. Для них характерны связанность букв и равномерный нажим.

Те же, у кого доминирует правое полушарие, не отличаются геометрической выдержанностью письма, гармоничность достигается за счет удивительного соединения в органичное целое относительно неправильно написанных букв. Им трудно выдерживать направление, пляшут не только буквы, но и слова и строки. Существенно меньше связанность букв, используется большее пространство, очень много волнообразных линий, дуг, крючков. Почерк создает впечатление новизны и самобытности [15, стр. 125-126].

Теперь о частном.

В почерке человека отражается его личность. Все действия, включая письмо, начинаются в мозгу. Когда человек берет в руку ручку или карандаш для того, чтобы написать что-то, мозг посылает сигналы в мышцы руки и пальцев и направляет изображение отметок на бумаге. Линии, изгибы, петли, точки, появляющиеся в результате, служат отражением собственного «Я». Хотя инструмент письма держит рука, именно мозг побуждает нас писать [1,стр. 4-5].

Уже в возрасте трех лет ребенок может копировать некоторые заглавные буквы, но он копирует, делая при этом такие движения, как при рисовании; рукописные движения появляются у него только шесть месяцев спустя. У ребенка, таким образом, очень рано проявляется различное отношение к рисованию и письму.

В возрасте четырех лет ребенок оказывается в состоянии копировать слова, но располагает их где попало, в полном беспорядке. В начале таких опытов он пишет внизу листа и только примерно через шесть месяцев под влиянием инструкции начинает писать с верхней левой части листа.

В возрасте пяти лет он может уже копировать фразы и писать (спонтанно) небольшое число слов, но при этом допускает много перестановок в порядке следования букв.

В шесть лет у ребенка можно наблюдать очень интересное явление: появление человеческого профиля, повернутого влево. Это явление дало повод к самым разнообразным толкованиям. Как бы то ни было, в интеллектуальном плане это представляется уже как значительный прогресс [8, стр. 145-147].

Вплоть до 5-6 лет графическая способность определяется моторной способностью.

После 6 лет интеллектуальные и аффективные факторы активно подключаются в процессе эволюции письма и рисования к моторным факторам.

К девяти годам отмечается ориентация графического изображения в левую сторону не только при письме, но и при рисовании. Она возникает как моторный эффект, но проявляется и в особенностях восприятия [8, стр. 147-149].

Среди результатов различных наблюдений можно найти указания на стадии и возрасты, которые представляются наиболее важными. Наряду с проявлением организованной графической способности первой чрезвычайно важной стадией является исчезновение графического беспорядка, который представляет собой проявление характерной черты детства - отсутствия дифференциации. Эта стадия наступает в возрасте примерно 2 – 2,5 лет.

Еще одной важной стадией является та, которая отмечается в возрасте шести с половиной лет, когда ребенок уже способен к хорошо организованным действиям, связанным с рисованием, и делает первые попытки писать [14, стр. 75-77].

Следующим важным возрастом является период от девяти до десяти лет. В этом возрасте, когда имеет место опыт по восприятию профилей и когда рука больше не является ответственной за графические действия, а ею уже руководит глаз, ребенок оказывается в состоянии подчинить себе моторные условия. Этот факт свидетельствует об организации поля восприятия, о своего рода гештальт-восприятии, генезис которого мы только что наблюдали: прежде всего, это были нейромоторные детерминанты, затем примерно к девяти годам на первый план выдвигаются сенсорные элементы. В этом возрасте появляются первые попытки беглого чтения и письма.

После десяти лет развитие продолжается, но теперь уже факторы культуры заметно преобладают над факторами индивидуального развития [8, стр. 149-156].

Конечно, в источниках литературы приведены средние данные о становлении почерка. У каждого ребенка, в зависимости от его индивидуальных особенностей, становление почерка происходит в разные сроки. Но важно знать эти сроки, чтобы вовремя разобраться, все ли в порядке с психикой ребенка или есть что-то, что мешает ее нормальному развитию. Надеемся, что данная курсовая работа поможет разобраться с этой проблемой.